ИНДОКИТАЙ: Путем древних
ИНДОКИТАЙ: Путем древних

Мы летим в Индокитай в разгар сезона дождей. В день июльского полнолуния королева Майя зачала ребенка, впоследствии ставшего принцем Ситдхартой. В этот же день принц оставил отцовский дворец, чтобы начать поиски смысла жизни и пути к спасению. В этот день, через несколько лет, он произнес свою первую проповедь первым пяти ученикам. И в этот же самый день 19 июля 2011 начинается наше путешествие - «Мир без виз».

Наш маршрут проходит через страны Индокитая и стартует в столице Таиланда - Бангкоке. По простой и совершенно банальной причине. Бангкок — самый большой аэропорт. Поэтому сюда проще добраться, да и авиабилеты значительно дешевле. В Бангкок можно прилететь на самолете любой мало-мальски крупной мировой авиакомпании.


ТАИЛАНД


Экзотические страны Индокитая всегда манили путешественников. Но добраться сюда из Европы было очень непросто. Либо по земле через Китай или Индию, либо морем в обход Африки и опять же Индии. Путешествовали преимущественно торговцы. В период великих географических открытий, сюда проложили путь португальские моряки. В 1890 году во время большого кругосветного путешествия в Бангкоке побывал наследник российского престола, будущий император Николай II. В конце XXвека сближение между нашими странами произошло на почве туризма.


Первые двое моих попутчиков Люба Щелкотунова и Катя Клементьева прилетали в Бангкок почти одновременно. С разницей в полчаса. И это при том, что Люба летела из Санкт-Петербурга, а Катя из Южно-Сахалинска. Они обе первый раз принимают участие в путешествии в рамках проекта «Мир без виз». Да и вообще впервые за границей. Обе немного нервничали.


Большинство жителей Таиланда, считают себя буддистами.В странах Индокитая буддизм не просто официальная религия, но и стержень всей жизни. Импортированную из Индии религию там конечно немного переделали, приспособили ее для себя.


Основоположником буддизма стал принц Гаутама Сиддхарта из рода Шакьев. Говорят, что при рождении ребенка астрологи предсказали, что у него два пути в жизни — или он станет великим правителем или босоногим бродягой. Родители, конечно, хотели чтобы их ребенок выбрал первый вариант. Именно поэтому его постарались всячески ограждать от реальной жизни, окружив заботой, опекой и роскошью. Так принц и жил до 29 лет, как в своеобразном инкубаторе. И именно поэтому столкновение с реалиями жизни — болезнью, немощностью и смертью — стали для него сильнейшим шоком. Принц бросил жену и только что родившегося сына и отправился на поиски истины — пути, с помощью которого можно окончательно и навсегда избавиться от страданий. Отчаявшись достичь просветления доступными методами, он открыл свой — срединный — путь (путь отказа от крайностей аскетизма и потакания своим потребностям). На этом своем пути он и достиг давно желаемого просветления и в возрасте около 35 лет и стал Буддой.


В Таиланде буддизм тесно переплелся с социальной жизнью. Буддийские ритуалы сопровождают все знаменательные события в жизни тайцев: день рождения, бракосочетание, переезд на новую квартиру, похороны, открытие новой фирмы, покупку автомобиля... Вероятно, именно поэтому буддизм не остался чистым учением, а вошел в плоть и кровь народа, смешавшись там с другими учениями и религиями.


Из аэропорта мы втроем отправились в гости к Антону Дряничкину - «нашему человеку в Бангкоке».

После зарядки и легкого завтрака мы вместе с ним отправились на экскурсию по «не туристическим» районам Чайна-тауна. Антон буквально влюблен в бангкокский китайский квартал. Он может проводить здесь по несколько часов подряд, просто бесцельно бродя по улочкам и переулкам, наблюдая за течением жизни.


И это действительно одно из лучших мест, чтобы увидеть как люди жили раньше и как продолжают жить сейчас, не заглядывая к ним в дома. Здесь, как и во многих тропических странах, вся жизнь протекает на улице, а не внутри дома. Часто и спят тоже прямо на улице под открытым небом. Сейчас Чайна-тауном никого не удивишь. Они есть во всех мало-мальски крупных столицах мира. Но именно бангкокский Чайна-таун считается крупнейшим в мире.


У тайцев бытует поговорка: «Быть тайцем – значит быть буддистом». Каждый мужчина старше двадцати лет должен стать монахом. Как, впрочем и в соседних странах Индокитая - Мьянме, Лаосе и Камбодже. Не обязательно уходить в монахи на всю жизнь — как, например, в христианстве. Можно окунуться в монашескую среду хотя бы временно, на небольшой срок (от 7 дней). Но это должен сделать каждый мужчина. Это даже обязательнее, чем у нас служба в армии. Только после получения монастырского опыта мужчина может считаться полноценным членом общества и может вступить в брак или занять важный государственный пост.


Строго говоря, буддистские сакральные сооружения не совсем верно называть храмами. Ват — это комплекс зданий, окруженных стенами или ступами. Ват — особо почитаемое и охраняемое место, центр общественной жизни как деревне, так и в городе. Это - место поклонения богам, народных религиозных праздников, центр религиозного обучения и воспитания подрастающего поколения. Ваты строят в ознаменование коронации нового короля, победы над врагом или с целью улучшения кармы.


В 1782 году генералу Чакри, основателю новой королевской династии, приглянулось место, на котором стояла рыбацкая деревушка. Здесь он построил королевский ват Пракэо.


Ват Пракэо задает классический образец для тайских буддистских храмов. Для этого стиля характерны свободное смешение буддистский и индуистской символик, декоративность и яркая красочность, широкое применение витражей и керамики. Именно в этом стиле будут строится практически все храмы в XIX – XX веках.


Всего в 56 км к западу от Бангкока, В Накхон-Патоме, находится самая старая буддистская ступа Таиланда - чеди Пхра Патом.


Легенда гласит, когда Будда умирал, его ученики были в горе и отчаянии. Его лучший ученик Ананда спросил Учителя как можно будет увековечить память о нем. Будда ответил: «Нужно увековечивать память не обо мне, а об Учении». Однако, ученики настаивали. Тогда Будда подсказал им способ: насыпать над оставшимися после его кремации останками небольшой холмик земли. Точно такие же мини-курганы стали насыпать и над останками ближайший учеников Будды. В период дождей они быстро размывались. Чтобы защитить курганы от разрушения, их стали обкладывать камнем, делали фундаменты и постаменты. Так постепенно сформировалась классическая форма ступы и ее отдельные канонические элементы.


От ступы в Накхон-Патому мы отправились в сторону Канчанабури на автобусе. Мы хотели проехать по «Дороге смерти». Знаменита она сражениям во время Второй мировой войны в районе Тихого океана. Самое впечатляющее инженерное сооружение на этой дороге - мост через реку Квай. На его строительстве использовался труд 60 тыс. австралийских, американских, английских военнопленных. С помощью героических усилий и рабского труда уже в октябре 1943 года дорогу построили и открыли по ней движение. Но в 1944 году мост на реке Квай был разрушен английской авиацией. Его восстановили после войны — главным образом как мемориал в память о тех, кто погиб при строительстве.


Если человек знаком с учением Будды, то он знает что причинение вреда любому живому существу очень вредит карме. И чтобы исправить свою карму важно совершать хорошие поступки и дела. Причем, дела, совершенные на протяжении не только этой жизни, но и во время предыдущих жизненных циклов. В качестве воздаяния за наши усилия, нас ждет лучшее перерождение. Но дойти до этой цели удастся только в том случае, если мы во всей цепи перерождений будем соблюдать предписанные буддизмом строгие этические нормы.


Мы выезжаем из Бангкока. Но на этот раз не на запад, а на юг, к побережью Сиамского залива. Поезд в Прачуап-Кхири-Кхан уходит с главного вокзала. В город мы приехали уже затемно и в самый разгар тропического ливня. Примерно полчаса даже носу нельзя было высунуть из-под привокзальной крыши. Город и так не чрезмерно заполненный людьми в связи с сезоном дождей, после дождя вообще как будто вымер. На набережной у подножия холма с храмом, мы обнаружили пустую и по виду бесхозную беседку. Там, под крышей, мы и поставили свою палатку.


С точки зрения сторонников тхеравады, достижение нирваны — процесс долгий, трудный и требующий огромных усилий. Таким делом нельзя заниматься только в свободное от мирских занятий время. Нужно всю свою жизнь посвятить одной цели — достичь просветления. Иначе говоря, придется становиться профессионалом — уходить в монахи. Не стоит и надеется на то, что просветление произойдет немедленно или хотя бы очень быстро. Просветление должно вызревать — медленно, но верно.


КАМБОДЖА


Камбоджа — одна из самых таинственных и экзотических стран Азии. На территории этой страны в древности существовала одна из самых могущественных и высокоразвитых цивилизаций — цивилизация кхмеров.

Империя кхмеров - достигла своего расцвета в IX – XIII вв. н.э. Столицей империи был город Ангкор. После падения империи под напором тайских племен, столицу перенесли в Пномпень. Она и сейчас находится в этом городе на берегу Меконга. Но для туристов наибольший интерес, конечно, представляют руины древней столицы.


Ангкор — самая популярная туристическая достопримечательность всего Индокитая. Археологический комплекс Ангкор занимает площадь ок. 320 км2. Самый простой способ увидеть все и сразу — подъем на воздушном шаре. Самый сложный и затратный по времени — объезжать все самому на велосипеде. Мы предпочли промежуточный вариант — проехать по стандартному маршруту на моторикше.


Любая экскурсия по храмам Ангкора начинается с посещения Ангкор-вата. Он поражает своими гигантскими размерами и полной симметричностью — на все четыре стороны света. Даже название самого храма означает «город — храм», что сразу же говорит о масштабе. И действительно, на территории 200 гектаров, которую занимает Ангкор-ват, мог бы разместиться почти любой средневековый европейский город. А здесь — это только один единственный храм. Изначально он был посвящен индуистскому богу Вишну, божественному покровителю империи кхмеров.


По своей структуре Ангкорват можно рассматривать как гигантскую индуистскую космогоническую модель Вселенной. В центре всего мироздания стоит гора Меру — обитель всех многочисленных индуистских богов. Меру окружена водами Мирового океана, в котором плавают материки. Границы океана образованы горными хребтами и скалистыми горами. Внутри горы Меру спрятан фаллос Шивы — в индуизме это был символ животворящей силы.


В Ангкор-вате можно бродить часами. Но нам пора ехать дальше.

Выходим из центральных ворот и колонной на трех моторикшах переезжаем примерно на 2 км.


В XII–XIII вв. в Ангкоре был пик строительной активности — совпавший с пиком могущества империи кхмеров.


Дневная программа закончена, можно расслабиться, помедитировать или просто посидеть на теплых камнях, дать отдохнуть натруженным ногам. Завтра опять в путь — едем в Лаос.


ЛАОС

В странах Индокитая у самостоятельного путешественника всегда есть соблазн на некоторое время отказаться от своей самостоятельности и прибегнуть к услугам одной из многочисленных туристических компаний. Кроме стандартных экскурсий, в этих компаниях всегда есть огромный выбор билетов по всем популярным туристическим направлениям. Конечно, в любое место можно доехать на общественном транспорте или автостопом. Но на туристических автобусах это удобнее, быстрее и дешевле.


На переправу в городке Накасонг, мы приехали уже в полной темноте. К счастью, переправа, как оказалось, действует и в темное время суток. Нас погрузили в длинные деревянные лодки с подвесными моторами. Когда мы отчалили от причала, путь нам освещала только полная луна — никаких тебе сигнальных огней, бакенов и границ фарватера. Только широкая гладь Меконга.


Меконг — одна из величайших рек Азии и самая большая река Индокитая — тянется на 4350 км от Тибета до Южно-Китайского моря. Интересно, что самая широкая часть реки не в устье — как это обычно бывает — а в районе лаосско-камбоджийской границы. В сезон дождей река разливается здесь на 14 км. В сухой сезон Меконг мелеет и на поверхность выступают тысячи островов и островков. Точное их количество подсчитать трудно — результат будет зависеть от того, какой клочок суши называть островом, а какой — камнем, скалой или всего лишь отмелью. Но древние лаосцы все же смогли подсчитать. Вот они и назвали этот район — Сипандон, что в переводе означает «Район 4 тысяч островов».


За два последних дня мы пересекаем Меконг уже третий раз! Да и дальше наш путь на север, практически через весь Лаос, будет проходить недалеко от этой великой азиатской реки.


Следующая остановка – Вьентьян.

По Вьентьяну правильнее кататься именно на велосипеде, а не на мотобайке. Этот вид транспорта больше соответствует местному неторопливому стилю жизни. Достопримечательностей здесь сравнительно немного. И все они расположены на расстоянии нескольких минут неспешной езды друг от друга - по широким и почти пустым от транспорта проспектам.


Лаосцы говорят, что вся суть буддизма в краткой форме изложена на табличках с описанием главных буддистских добродетелей, прикрепленных к тридцати ступам, высотой в три человеческих роста, стоящих на втором ярусе основания Тхатлуанга. Однако, для лаосцев буддизм — это не абстрактное религиозно-философское учение и не свод правил морали. С одной стороны они чтут хорошо зазубренные в школе, хотя и не до конца понятные буддийские постулаты и догмы, а с другой «улучшают» их элементами глубоко укоренившейся веры в духов и магии.



ТАИЛАНД


В Таиланде государственная религия не просто буддизм, а именно буддизм тхеравады. Сторонники тхеравады считают себя последователями «изначального», ортодоксального буддизма. Они стараются сохранять учение Будды в его изначальном виде. Такая ортодоксальная установка проявляется и в архитектуре. Никаких экспериментов и модерна. Все новые храмы и монастыри строятся в полном соответствии с древними образцами. По внешнему виду практически невозможно понять, какой храм построен пятьсот лет назад, а какой — буквально вчера.


Но в последние годы сама жизнь стала настолько динамичной и стремительной, что и последователи тхеравады стали уже не такими ортодоксальными. Хотя в целом они продолжают придерживаться классических образцов, в отдельных местах разрешают и эксперименты с формой.


Самый яркий пример модерна в строительстве буддистских храмов это знаменитый белый храм, построенный в 1997 году. По мнению художника, белый цвет символизирует чистоту Будды. Мост, ведущий к входу в храм, символизирует переход через цепь перерождений в нирвану. Снаружи храм и мост украшены скульптурами, завитками, сталактитами.


Современные буддисты полагают, что карма важнее, чем постижение истины, обращая внимание только на соблюдение заповедей и добрых дел: строительство монастырей, ступ, кормление монахов, подношения статуям Будды. Хотя формально никто из буддистов и не берется отрицать важность медитации, реально занимающихся медитацией монахов в буддистских монастырях ничуть не больше, чем в студенческих кампусах западных университетов.


Те монахи, которые все же хотят заниматься таким сейчас «не модным» делом, как медитация вынуждены отправляться в монастыри, в которых есть специализированные медитационные центры.


В буддистской медитации есть две нераздельно связанные части: саматха («концентрация») и випасана («просветление»). Для каждой из них разработана своя уникальная техника. Этим техникам обычно и обучают в лесных монастырях — в индивидуальных и групповых медитациях.



В 60 км не доезжая до Чиангмая, мы заглянули в один из самых знаменитых монастырей провинции - Ват Пхра Тха Си Чом Тхонг Вора Вихарн. Основанный в середине XVвека монастырь знаменит своей огромной коллекцией бронзовых статуэток Будды.


Основоположник буддизма был сторонником простоты и утилитарности. Он проповедовал, что самое главное в жизни — не привязываться к материальным ценностям, а заниматься своим спасением. С его точки зрения, единственный способ достижения нирваны — работа над своим собственным замутненным страстями сознанием и совершение благих дел. Сам он никаких ценностей не собирал, и своим монахам не советовал. Вначале у буддистских монахов просто не было никакой возможности проявить свою страсть к накопительству материальных ценностей. Они постоянно переходили с места на место. А в собственности у них были только роба, посох да чаша для подаяний. Но постепенно, по мере строительства монастырей, все больше и больше монахов переходили к оседлому образу жизни. Вначале у буддистов не было никаких изображений Будды — только частички его мощей, спрятанные глубоко внутри ступ. Потом в качестве символа просветления стали использовать священное дерево бодхи. Затем появились и статуи Будды. Дерево на территории монастыря, как правило, всего только одно. А статуй может быть очень и очень много. И начался процесс собирательства. Возникло даже соревнование между монастырями — практически с олимпийскими лозунгами: выше (у кого статуя Будды выше?), больше (у кого больше статуй?), оригинальнее (у кого статуя из наиболее нетрадиционного материала?). В результате во многих монастырях появились статуи, сделанные из ценных пород дерева, цветного металла, драгоценных и полудрагоценных камней. С точки зрения буддистов, все это были священные предметы. Но с точки зрения атеистов или последователей других религий — всего лишь материальные ценности. Кое-кто из посетителей даже пытался их украсть. Вот и пришлось буддистским монахам, наряду с основной функцией — достижением духовного прогресса, заниматься еще и охраной ценностей. И монастыри стали превращаться в тюрьмы.


Мы очередной раз вернулись в Бангкок, завершив большой круг через Камбоджу, Лаос и север Таиланда. Для двух человек из нашей компании на этом заканчивается и путешествие по Индокитаю. Люба Щелкотунова и Виктор Лямичев улетают в Москву. А мы впятером на самолете улетаем в Мьянму. Страну, многим известную как Би́рма.



Примерно в 25 км к западу от Монивы находятся знаменитые пещеры По Вин Даунг(Po Win Daung). Туда мы и поедем. Паромы отправляются с центральной набережной. Местные жители вместе с баулами и мотоциклами переправляются на них с одного берега на другой. Но для иностранцев есть «специальный паром». В действительности это те же самые деревянные лодки, ничем не отличающиеся от лодок для местных. Единственное отличие — на них перевозят только иностранцев.


Пещеры По Вин Даунг созданы даже не в горах, а в больших холмах из мягкого известняка. По свидетельству археологов, люди в местных пещерах жили испокон веков — начиная с каменного века. Эти же пещеры облюбовали древние отшельники и святые. Когда в Бирму пришел буддизм, в этих пещерах занимались медитацией первые буддистские бхикшу. Позднее здесь возник пещерный монастырь. Монахов было так много, что естественных пещер на всех уже не хватало. И новые пещеры стали вырубать в мягком известняке уже собственными руками и нехитрыми инструментами.


От пещеры к пещере можно бродить очень долго — по сложной системе троп, переходов и каменных лестниц. Ведь здесь находится одна из богатейших коллекций фресок и статуй не только Мьянмы и даже не только Индокитая, но и всей Юго-Восточной Азии.


Мьянма


Только малая часть штата Шан открыта для туристов — треугольник между Пиндая, Кало и озером Инле. Все, кого привлекают походы с рюкзаком и треккинг, приезжают именно сюда.


Идем так, будто мы сбежали из тюрьмы и пытаемся оторваться от возможной погони.


С дороги мы свернули на тропу, чтобы пойти резко вниз, к берегу озера Инле (в переводе с бирманского, «маленькое озеро»). Лодка нас уже ждала.


Воспользовавшись тем, что глубина озера Инле сравнительно небольшая, местные жители стали строить свои деревни прямо на воде. Дома они строят на сваях. Потом делают легкий деревянный каркас из дерева, а затем эту конструкцию обшивают сплетенными из бамбука циновками.


Согласно учению буддизма, для того, чтобы избавиться от страданий и достичь Нирваны, нужно идти восьмиричным путем. Первая ступень – правильное понимание четырех благородных истин буддизма. Только после этого понимания возникает решимость ограничить свои страсти и желания, ради освобождения от страдания и достижения Нирваны. Праведная решимость приводит к праведной речи (говорить только правду, не злословить и не желать никому зла). Праведные слова порождают праведные дела. Праведные дела ведут к праведной жизни (не приносить вреда живому), праведная жизнь – источник праведных мыслей (мысли настроены только на добро), праведные мысли порождают праведные помыслы (дух управляет плотью, а не наоборот). Праведные помыслы способствуют праведному созерцанию – умению сосредоточиваться и контролировать внутреннюю жизнь.


Следуя восьмеричным путем, любой человек сможет обрести истину и попасть в Нирвану. Путь хорошо известен и описан тем, кто по нему проходил — начиная с самого Будды и его ближайших учеников. Но пройти по этому пути до самого конца очень сложно. Удается ли это современным жителям Индокитая? Сохранив былую мощь в культовых сооружениях и храмах, на сегодняшний день буддизм здесь все же переживает упадок.


За две недели мы совершили полный круг по Мьянме. Наше путешествие по этой стране начиналось с автобуса гостиницы Motherland II в аэропорту. На нем же мы сюда и возвращаемся. Наш рейс не задерживается — хотя это здесь и обычное дело. Мы летим в Бангкок.




Вокруг света в турпоездку

КИТАЙ: Путь чая

ИНДОКИТАЙ: Сезон дождей

Индокитай без виз

Вебинар «Кругосветные путешествия»