ИНДОКИТАЙ: Сезон дождей
ИНДОКИТАЙ: Сезон дождей

Путешествие начинается в Бангкоке. По самой банальной причине. В этом городе находится крупнейший аэропорт Индокитая. Лететь сюда из Москвы дешевле, чем в Лаос или Вьетнам.
Буддизм — государственная религия Таиланда. Король считается главой всех тайских буддистов. А самая почитаемая буддистская реликвия — изумрудный Будда - хранится на территории Королевского дворца в монастыре Ват Пракео. Туристам вход открыт. Нужно только соблюдать дресс-код — никаких шорт, футболок без рукавов и коротких юбок. Плечи и колени должны быть закрыты.
На территории Ват Пракео можно увидеть модель знаменитого камбоджийского храм Ангкор-ват, ступы, храмы, скульптуры. На внутренней стене галереи фрески с изображениями эпизодов индийского эпоса «Рамаяна».
Монастырь строился по строгим тайским канонам. А при возведении Королевского дворца архитекторы свободно сочетали элементы национальной и европейской архитектуры. Получилось что-то совсем ни на что не похожее.
Если Изумрудного Будду снимать нельзя, то лежащего Будду в соседнем монастыре Ват По фотографировать не запрещают. Этим туристы и занимаются. Сами же тайцы приходят в храм для того, чтобы улучшить карму. Один из способов — денежное пожертвование. Но нельзя просто положить деньги в банку для сбора подаяний. Вначале крупные банкноты нужно разменять. А затем опустить в каждую из чаш по одной монете.
Для буддистов размер имеет значение. Чем больше статуя Будды или ступа, тем с большим почтением к ним относятся. Можно пойти и другим путем. Например, удивить не размером статуй, а их количеством. Так появляются в местных храмах сотни сделанных под копирку Будд — сравнительно маленьких, но сразу много.
В монастыре Ват По легко заблудиться среди внутренних дворов, ступ и храмов. Везде вход открыт. Но заходить можно только босиком, оставив обувь при входе. А сидеть приходится прямо на полу.
Переправившись через реку Чао Прая путешественники попали в Ват Арун. И сразу же поднялись на его главную ступу. Сверху видны крыши монастыря и курсирующие по реке кораблики.
Чао Прая — это прекрасная альтернатива вечно загруженным чадящим транспортом улицам Бангкока. По реке снуют речные трамвайчики, туристические суда, прогулочные лодки, баржи. А по берегам тянутся бесчисленные храмы и монастыри.
Водная прогулка — это прекрасная возможность всего за пару часов, не сильно напрягаясь, составить обще представление о современной столице Таиланда.
Пора отправляться дальше. В одну из старых столиц страны - Лопбури.
Лопбури называют городом обезьян. Макаки оккупировали руины Пранг Сам Йот. Они ведут себя так уверенно, будто именно им и принадлежит древний храм. И не только этот.
В расположенном прямо напротив храме Сарн Пра Карн обезьян еще больше. Еще бы! Тут для них создали все условия. Еды много. И есть где освежиться в жаркий день.
В серединеXVIIвекаЛопбури был столицей Таиланда. С тех пор в городе сохранилось много полуразрушенных зданий. Чем дальше они от центра, тем меньше в них обезьян.
Дом Вичаен был построен для первого французского посла в Сиаме шевалье Шомона. Позднее в нем жил грек Константин Фолькон, а затем королевский министр Чао Пхрая Вичаен — от него и название.
Через Лопбури проходит железнодорожная ветка, связывающая Бангкок с севером Таиланда. В поездах-экспресс есть вагоны только второго класса: с кондиционированным воздухом и самолетными креслами.
В вагоне прохладно. За окном светит солнце. На небе ни облачка. И это в самый разгар дождливого сезона! Однако видно, что дожди, причем очень сильные, были здесь буквально недавно. Вода вплотную подступила к железнодорожному полотну. Стоит ее уровню подняться еще на пару сантиметров, и рельсов сосем видно не будет.
В городе Питсанулокна берегу реки Нан стоит Ват Пхра-Си-Ратана-Махатхат или просто Ват Яй. В нем хранится бронзовое изваяние Будды - Будда Чиннарат. Тайцы считают эту позолоченную статую третьей по значимости реликвией страны. В храме, где она установлена, всегда много паломников. Кто молится, кто медитирует, кто гадает, кто фотографирует. Вообще-то фотографироваться спиной к Будде - кощунство. Но монахи уже устали это объяснять и смирились. Просят только не позировать стоя, чтобы не закрывать своим смертным телом бессмертный лик Просветленного.
Следующая цель — древний город Сукхотай, также одна из древних столиц Таиланда.
В начале XIII века тайский князь Банг Кланг Хао воспользовался ослаблением империи кхмеров и провозгласил себя королем. Он стал основоположником первой тайской королевской династии, а Сукхотай - «колыбелью сиамской цивилизации», отцом городов тайских.
Современный Сукхотай находится в десяти километрах от руин древней столицы. Между ними курсируют маршрутки.
Руины храмов и монастырей разбросаны на такой большой территории, что обойти их пешком нереально. Можно арендовать тук-тук или мотобайк. Но самый подходящий вид транспорта — велосипед.
Самый величественный монастырь Сукхотая — Ват Махатхат, который был частью комплекса королевского дворца. Сохранилось основание храма со статуей сидящего Будды и центральная ступа — чеди, построенная в традиционном для Сукхотхая стиле — с вершиной в виде бутона лотоса. Основание ступы украшено изображением чинно шествующих монахов.
С первых дней существования тайского королевства государственной религией стал буддизм. Но одновременно с ним сохранились и древние анимистические верования. Короли молились одновременно и Будде, и духам, и богам. Религиозный синкретизм и веротерпимость характерны для Таиланда и сейчас. Наряду с гигантскими храмами, ступами и статуями Будды есть и совсем маленькие, но популярные у паломников языческие святилища. Например, посвященные индуистскому богу Шива — вернее, его фаллосу.
В проекте «Мир без виз» есть принцип: каждая ночь — на новом месте. Значит, вновь пора в путь.
В кузове попутного пикапа путешественники вернулись в современный Сукхотай, на тук-туке добрались до автовокзала. И сели в автобус, чтобы уже к вечеру попасть в Чиангмай.
Чиангмай — столица северного Таиланда, город монастырей и храмов. Важная, а для многих и единственная задача во время посещения буддистского святилища — подношения Будде. Делается это строго в соответствии с принятыми правилами. Например, деньги не принято складывать в ящик. Их развешивают на всеобщее обозрение на специальном денежном дереве, напоминающем разукрашенную новогоднюю елку.
Если денег нет, то можно ограничиться сладостями и цветами.
Все подношения складывают перед статуями Будды или портретами особо почитаемых настоятелей монастыря.
В храмы приходят пообщаться с монахами. Попросить совета или помощи в духовных и мирских делах. Или просто посидеть молча в тишине - в медитации.
Гигантская ступа монастыря Ват Чеди-Луанг была построена в 1441 году. Изначально она была высотой 86 метров. Но в 1545 году ее разрушило землетрясение. В 1992 году ступу восстановили, но лишь частично.
Будда здесь представлен во всех видах: и лежащий, и сидящий. А одна статуя кажется попала сюда из Китая — настолько это упитанный и веселый Будда.
В основанном в 1345 году монастыре Ват Пхра Сингх хранится позолоченная статуя Будды.
Будда Пхра Сингх - вторая по значимости буддистская реликвия Таиланда. Статуя сильно пострадала в 1922 году. Воры забрались ночью в храм, отпилили Будде голову и утащили ее с собой. Голову найти так и не удалось. Сейчас на ее месте - копия.
В храме всегда многолюдно. Сюда приходят паломники с цветами и подношениями. Здесь устраивают торжественные церемонии и дебаты, на которые съезжаются авторитетные буддисты со всей страны.
Самые заслуженные монахи удостаиваются высокой чести. Их статуи отливают из бронзы и покрывают тонкими золотыми пластинками. А недавно научились делать и восковые копии, которые вообще как живые. От оригинала не отличишь.
Ват Суан Док находится уже за пределами городских стен. Его название в приблизительном переводе означает «Поле цветов». Главный храм поражает своими гигантскими размерами. Он самый большой в Чиангмае.
Монастырь Ват Чед Йод или «Храм с семью шпилями», также находится за пределами Старого города. Именно здесь в 1977 году проходил всемирный форум буддистов. И сейчас жизнь кипит. Паломники экспериментируют с поющим гонгом. А монахи нараспев читают заученные наизусть буддистские сутры.
Паломников в Чиангмае много. Но еще больше здесь туристов. Поэтому производство и продажа сувениров стали чуть ли не главными занятиями местных жителей.
Ювелирный магазин, похожий на крытый рынок размером с футбольное поле, официально считается крупнейшим в мире.
В дополнение к шелковым и хлопчатобумажным тканям здесь освоили производство и тканей из стеблей лотоса. Из них вытягивают длинные нити и заряжают их в ткацкие станки.
Солнцезащитные зонты делают в полном соответствии с традиционной технологией — из дерева, шелка или вощеной бумаги. Расцветки — самые разные, но обязательно яркие и нарядные.
Пора ехать дальше. Оксана Стродетская предпочла остаться в Таиланде, а Валерий и Светлана Шанины отправились в Лаос.
По пути к границе сделали краткую остановку в Чианграе, чтобы побывать на горе Чом Тхонг. В огромном языческом комплексе, чем-то отдаленно напоминающем английский Стоунхендж, на трех уровнях концентрическими кругами расставили 108 каменных фаллосов. Святилище пользуется огромной популярностью у женщин. Говорят, если здесь помолиться, одинокая девушка сразу же найдет жениха, а замужняя — родит ребенка.
Из Чианграя Валерий и Светлана отправляются на автобусе в городок Чианг-Кхонг. А затем уже на тук-туке доезжают до пограничного перехода. И на лодке переправляются через Меконг, по которому проходит граница Таиланда и Лаоса. Успели вовремя. Как раз к отправлению автобуса в Луангпхабанг. Ехать предстоит всю ночь.
Луангпхабанг был столицей одноименного королевства. После победы социализма и свержения монархии построенный французами Королевский дворец реквизировали. Позднее в нем открылся Национальный музей.
В комплекс Королевского дворца входит несколько зданий, храм и искусственный пруд. Вход на дворцовую парковую территорию свободный.
В храме Хо Кхам окрашенные в красный цвет внутренние стены, пол и потолок расписаны золотым орнаментом. Сохранились огромный трон и носилки, принадлежавшие духовному лидеру лаосских буддистов.
В Луангпхабанге сохранилось свыше тридцати древних монастырей. По ним можно ходить и день, и два. Но путешественники предпочли отправиться к водопаду Тад Сэ. Вначале на маршрутке, а затем на моторной лодке по реке Нам Хан.
Водопад Тад Сэ — это не просто водопад — один из многих, а сложная система каскадов и проток. И все это заросло лесом. Даже трудно представить общий вид этого удивительного природного образования. Куда ни посмотришь, повсюду вода. Она льется, падает, несется, журчит. Когда от всего этого многообразия уже голова идет кругом, самое время искупаться. Например, в компании слонов. Для погонщиков мытье животных — работа, а для туристов — развлечение. Уникальный опыт, который наверняка запомнится надолго.
Пора отправляться в обратный путь. Только на лодке отсюда и можно выбраться.
С каждым годом в Луангпхабанг приезжает все больше и больше туристов. В 2000 году здесь не было ни одного лотка с сувенирами. Сейчас примыкающая к Королевскому дворцу часть центральной улицы по вечерам закрывается для транспорта и превращается в туристический рынок. Торговцы раскладывают свой товар прямо на земле. Цены разумные. Да и торговаться можно.
Уличные кухни также рассчитаны исключительно на туристов. Продают традиционные лаосские блюда: выловленную в реке и пожаренную на гриле рыбу, лапшу, жареные овощи. Есть и привычные европейцам сендвичи. Не зря же колонизаторы научили лаосцев выпекать французские булки.
В Лаосе железной дороги нет. Путешествовать по стране можно только автомобильным транспортом. Шоссейных дорог мало, и все они сильно загружены. Проходящие по горной местности трассы в сезон дождей часто бывают заблокированы. Стоит сойти очередному оползню, и сразу же образуется затор. Грузовики, автобусы и легковые машины вытягиваются в длинную цепочку.
Лаосцы уже привыкли к ежегодной напасти и спокойно относятся к вынужденным задержкам. Вызванные по тревоге дорожные рабочие подгоняют тяжелую строительную технику. Работа спорится. Но и пяти экскаваторам не под силу расчистить шоссе в одночасье. Те, кому ждать совсем невтерпеж, идут обходным путем — по узкой крутой тропе.
Наконец, движение восстановлено. По какой-то странной логике вначале пропускают тяжелые грузовики и только уже поздно ночью доходит очередь до автобусов и маршруток.
В Пхонсаван путешественники приехали на 12 часов позднее, чем планировали. И сразу попали на церемонию утреннего сбора подаяний. Буддистские монахи — как в Таиланде, так и в Лаосе — каждое утро обходят окрестности, чтобы местные жители имели возможность одарить их хлебом насущным.
Накормить монаха — дело важное и богоугодное. Это один из самых доступных и легких способов улучшить свою карму. Чем больше монахов накормишь, тем лучше. Здесь важно не качество, а количество. Поэтому миряне с такой методичностью и раскладывают пищу в каждый монашеский котелок по отдельности.
Монахи приходят за подаянием только один раз в день — рано утром. С полными котелками они вернутся в монастырь, отслужат утреннюю службу и позавтракают. Часть еды оставят на обед. А остатки скормят животным и птицам. Во второй половине дня — в соответствии со строгими монастырскими правилами — есть не положено. А на утро будет новая пища. Так и живут они день за днем, не заботясь о хлебе насущном. Все мысли только о духовном самоусовершенствовании. Ну, по крайней мере, так должно быть.
Город Пхонсаван, название которого переводится как «Райские холмы» — административный центр лаосской провинции Сиангкхуанг. В сезон дождей туристов здесь мало. Поэтому групповых экскурсий нет. Только индивидуальные. Зато торговаться можно сколько угодно. Ведь здесь идет жесткая конкуренция за каждого клиента. Все предлагают примерно одно и то же: тур по окрестностям с посещением самых известных местных достопримечательностей.
В «Долине кувшинов» в полном беспорядке разбросаны тысячи каменных горшков и ваз, размером до трех метров в диаметре и весом до шести тонн. Сделаны они примерно в одно время: полторы — две тысячи лет назад. Но с какой именно целью, до сих пор неизвестно. Археологи выдвигают разные версии. Одни считают, что в каменных сосудах хранили зерно, другие полагают, что их использовали как погребальные урны. Впрочем, ни зерна, ни человеческих костей ни в одном кувшине не нашли. Загадка их предназначения остается.
Во время Вьетнамской войны американцы сбросили на лаосскую провинцию Сиангкхуанг больше бомб, чем на всю Европу во Второй мировой. Разбомбили все — и города, и деревни. И даже каменные кувшины.
В Сиангкхуанге — столице одноименной провинции - чудом сохранились только одна старая кирпичная ступа и колонны древнего храма. Статую Будды, например, уже пришлось восстанавливать из обломков.
Но, как говорится, нет худа без добра. Американские летчики обеспечили местных кузнецов железом на сто лет вперед. Именно из оболочек неразорвавшихся мин и бомб они и делают сейчас весь сельхозинвентарь: плуги, бороны, мотыги и ножи.
В Пхонсаване Валерий и Светлана завершили путешествие по Лаосу и отправились в следующую страну — Вьетнам. Ехать пришлось под дождем. Он сопровождал путешественников на протяжении всего пути к вьетнамской границе, а затем через Винь в Ханой и дальше в бухту Халонг.
Включенная ЮНЕСКО в список всемирного природного наследия бухта Халонг известна во всем мире по эпизодам из фильма «Индокитай», по открыткам и постерам, изданным миллионными тиражами, по рекламным брошюрам туристических агентств, по путеводителям и журнальным статьям.
Согласно местной легенде, бухту создал огромный дракон. Он разбросал по морю жемчужины, которые преградили путь китайской флотилии. Когда захватчики повернули восвояси, дракон остался в заливе, а его выступающая над поверхностью воды чешуя превратилась в три тысячи островов. Только у некоторых из них есть названия. Но зато какие живописные: «Голова человека», «Остров дракона», «Старый рыбак», «Два петуха».
Прогулка на туристическом судне — не самый лучший, но самый простой и дешевый способ посещения бухты Халонг. В любом туристическом агентстве Ханоя можно купить стандартный двухдневный тур на "все включено".
Туристов возят на деревянных судах, построенных в традиционном вьетнамском стиле. На нижней палубе — каюты, на верхней - ресторан. На крыше в хорошую погоду можно загорать.
В самые потаенные уголки бухты большое судно зайти не может. Приходится пересаживаться в лодку. Только на ней и удается протиснуться в дыру в скале, чтобы попасть в закрытую со всех сторон бухточку. Там можно искупаться. Или помахать веслами.
Для местных жителей гребля не развлечение, а суровая проза жизни. Ведь живут они не на земле, а в плавающих домах или прямо в лодках. Питаются выращенной в садках рыбой, а на карманные расходы зарабатывают обслуживанием туристов.
Пещера Тхьен Кунг, или «Небесная обитель», открыта сравнительно недавно. Но у нее уже есть своя легенда. Однажды в прекрасную девушку влюбился принц драконов. Он предложил ей выйти замуж, она ответила согласием. Свадьбу сыграли в пещере — у драконов так принято. Но что-то видимо пошло не так. Как счастливые молодожены, так и их гости разом окаменели.
В центре пещеры огромные колонны поддерживают «небесный свод». Причудливые сталактиты по форме напоминают птиц, рыб, цветы, а на северной стене пещеры, если приглядеться, можно различить танцовщиц. Конечно, сразу их опознать трудно. Но выручают гиды. Они показывают куда смотреть, и объясняют что там нужно увидеть.
А смотреть здесь есть на что! И стены и потолок пещеры подсвечены сотнями скрытых от глаз прожекторов. Сходство с музейным залом усиливается, когда видишь как в самом центре пещеры сидит сотрудница и с увлечением читает газету, не обращая никакого внимания на отражающийся от стен гул сотен голосов.
Озеро Хоанкьем — духовный центр Ханоя. Старинная легенда гласит, что однажды некий Ле Лой ловил здесь рыбу и увидел как мимо проплывает гигантская черепаха, на панцире которой лежит меч. Рыбак тут же схватил свалившийся с неба подарок. И его сразу потянуло на подвиги. С помощью чудесного меча Ле Лой победил в очередной раз напавших на Вьетнам китайских агрессоров и стал национальным героем.
После победы Ле Лой вернулся на озеро, чтобы отблагодарить духов за помощь. И случайно уронил меч в воду. Найти его не смогли, сколько не пытались. Как пришло, так и ушло. И озеро стало называться «Озером Возвращенного Меча» - или по-вьетнамски Хоанкьем.
Эта легенда зародилась в XV веке. С тех пор ее передавали из уст в уста. Меча так никто и не нашел. А черепаху — как полагают, ту самую - поймали и заперли в стеклянном саркофаге в храме Нефритовой Горы. Ей поклоняются наряду с китайскими богами и духами предков.
Впрочем, во дворе храма народу больше, чем внутри него. Игра в шашки увлекает вьетнамцев не меньше, чем богоугодные церемонии.
Сейчас никому и в голову не приходит рыбачить на озере Хоанкьем — экология уже не та. Но люди сюда приходят каждый день. Жители соседних домов медленно прогуливаются по берегу или предаются медитации, удобно расположившись у кромки воды.
Храм Литературы был основан в 1076 году и посвящен Конфуцию. В нем открылся первый во Вьетнаме университет. Принимали по результатам экзаменов и бесплатно учили - от 3 до 7 лет. Студенты изучали труды Конфуция и китайскую классическую литературу. Успешно сдавшие выпускные экзамены получали степень доктора литературы. Их имена выгравированы на каменных стелах — никого не забыли.
Храм Литературы разделен на три двора, украшенных цветами и вечно-зелеными растениями, с деревьями и прудами.
Большинство вьетнамцев считают себя буддистами. Но буддизм здесь свой, особый. Смесь классического буддизма махаяны с культом предков, даосизмом и конфуцианством. Вот и молятся сразу всем: Будде, даосским мудрецам, мифическим правителям, духам, птицам и животным. Алтарей много. И перед каждым выложены подношения: фрукты, сладости и цветы. Горят ароматные палочки.
Есть в Ханое и собственный бог. Вернее, дух-покровитель, но очень высоко почитаемый - Хуен Тхиен Чан Ву. Его бронзовая статуя установлена в храме Куантхань. Перед ней молятся. А ступню скоро затрут до дыр. Говорят прикосновение к ней приносит удачу.
В XIвекена высокой деревянной свае посреди маленького пруда установили храм с золотой статуей богини Милосердия. Пагода на одном столбе благополучно простояла до середины прошлого века. Но в 1954 году ее сожгли французские колонизаторы — очень уж горевали, что приходится им уходить из Ханоя. Позднее вьетнамцы восстановили уникальный храм. Но уже не на деревянном, а на бетонном основании.
Вклад колонизаторов в духовную жизнь Вьетнама не ограничивается уничтожением Пагоды на одном столбе. Французские миссионеры всячески старались приобщить вьетнамцев к истинной вере. Зримым свидетельством их усилий служит сохранившийся до наших дней католический собор.
История Вьетнама — это история борьбы с захватчиками. В первую очередь — с китайцами. На протяжении десяти веков, вплоть до X века, Вьетнам входил в состав Китая. И позднее китайцы неоднократно пытались вернуть вьетнамцев под свою опеку. А те сопротивлялись. Какого ни возьми национального героя, он обязательно окажется освободителем от очередного китайского нашествия.
XIX — XX века внесли некое разнообразие во вьетнамскую историю. Стали воевать уже не с китайцами, а с европейцами и между собой. После победы над французскими колонизаторами и получения в 1954 году независимости страна разделилась на коммунистический Север и антикоммунистический Юг. Стычки между ними переросли в войну. В нее тут же втянулись СССР и США.
Военный музей Ханоя по большей части посвящен истории именно этой Вьетнамской войны. Конечно, события освещаются с точки зрения победителей — северовьетнамцев. Поэтому повсюду и развешаны красные флаги.
Музейный двор загроможден образцами американской и советской военной техники. Шагу нельзя ступить, чтобы не наткнуться на самолет, вертолет и или бронетранспортер.
Хо Ши Мина, под руководством которого северовьетнамские коммунисты победили в войне против Южного Вьетнама, после смерти поместили в мавзолей. Перед ним учредили пост номер один и выставили почетный караул. Несколько раз в день его торжественно меняют.
В Ханое закончилось путешествие по Северному Вьетнаму. Валерий и Светлана рано утром отправляются в аэропорт, чтобы улететь в Бангкок. А из Бангкокского аэропорта они спешат на остров Ко Чанг. Чтобы уже вечером того же дня попасть на пляж.
В сезон дождей купаться в море опасно. Здесь образуются стоячие волны и сильные течения. Редко, кто отваживается зайти в море глубже, чем по колено. Остается только целый день плескаться в бассейне. Или отправиться на экскурсию вглубь острова.
Поселения есть только на узкой прибрежной кромке земли. А центральная часть острова Ко Чанг — это сплошные леса и скалы. Здесь много водопадов. Самый большой из них - водопад Клонг Плиу, расположенный в глубине национального парка. Тропа ведет через лес. Затем приходится переходить в брод реку.
В сезон дождей туристов мало. Поэтому у местных жителей есть много свободного времени. И проводят они его весело. Парады устраивают чуть ли не каждый день.
С наступлением вечера туристы тянутся на пляж. Здесь открываются уютные ресторанчики с блюдами из свежайших морепродуктов. Начинаются выступления жонглеров.
Пора возвращаться на большую землю. Остров Ко Чанг связан с материком паромами. На них перевозят и туристов, и автомобили.
Путешествие по Индокитаю подходит к концу там же, где и начиналось три недели назад, - в Бангкоке.
Парк Дусит был разбит в начале XXвека в полном соответствии с тогдашней европейской модой. На его территории находятся Тронный зал, дворец Виманек и несколько музеев. А прямо по соседству — Бангкокский зоопарк.
Зоопарк создан в 1939 году в личном парке короля Рамы Пятого.
Один из крупнейших и популярнейших зоопарков мира ежегодно принимает около двух миллионов посетителей. Здесь собраны все мало-мальски известные широкой публике животные. Наибольший интерес конечно привлекают самые крупные из них: жирафы, бегемот, тигр, медведь.
В зоопарке приятно просто отдохнуть: прогуляться по аллеям, полюбоваться цветными рыбами в пруду, поплавать на лодке по озеру.
Река Чао Прая вот-вот выйдет из берегов. Но это не повод расстраиваться. Сезон дождей не мешает и не может помешать ни путешественникам, ни любителям активного образа жизни.
Заканчивается очередное путешествие в рамках проекта «Мир без виз». Впереди поездки на Балканы и в Иран, в Турцию и на Кипр. По безвизовым для россиян странам.





ТУРЦИЯ: Фригийская тропа

ТУРЦИЯ: Чай и сладости

Индокитай без виз

ИНДОКИТАЙ: Путем древних

Турция: долина Ихлара и Гюзелюрт