Приглашаем в Школу Путешествий
ТУРЦИЯ: Тропа Святого Павла
ТУРЦИЯ: Тропа Святого Павла

Турция — это не только пляжи и отели на все включено. В этой стране есть горы и реки, античные руины и леса, гостеприимные местные жители и сады.
Самый правильный способ увидеть это все и сразу — выйти на тропу.
В 20 километрах от Анталии начинается Тропа Святого Павла, проложенная в начале 21 века англичанкой Кейт Клоу по тем местам, где в начале христианской эры проходил апостол новой веры.
До руин Аспендоса путешественники добрались легко и быстро. Но начала тропы найти не удалось. Не помогли в этом ни сотрудники музея, ни местные жители. Пришлось идти наобум — ориентируясь на внутренний голос. Общее направление на север, к озеру Эгридир.
Утренний туман не страшен. С тропы мы все равно не собьешься. Тем более, что ее саму еще не нашли. Вновь предстоит идти по компасу — строго на север.
По пути попалась попутная машина. Пожарные спешили потушить подожженную во время ночной грозы сосну.
Похвальное рвение. Но немного запоздалое. Лесов-то посчитай и не осталось. Почти все уже выгорело или вырублено.
Автостоп в Турции замечательный. Подвозят на всем, что движется. Там же, где ничего не движется, по дорогам можно запросто гулять как по пешеходным тропам. Да и пешеходов не видно. Только пастухи с козами или овцами.
Едва Валерий с Майнур вышли на шоссе, как им сразу попалась попутка в сторону каньона Кёпрюлю. Местные жители уверяли, что в районе этого каньона видели красно-белые знаки, которыми обозначена тропа Святого Павла. Настойчивость и упорство принесли закономерный результат. На третий день бесплодных поисков путешественники вышли на тропу и стали двигаться уже не наобум, а строго по меткам.
Каньон Кёпрюлю — место туристическое. Сюда приезжают любители рафтинга и каньонинга. Здесь устраивают автомобильные экскурсии на внедорожниках.
Тропа пересекает каньон Кёпрюлю и начинает подниматься вверх по его западному склону. Вначале плавно. Затем все круче и круче. Наконец, Валерию и Майнур приходится уже не идти, а карабкаться. С непривычки тяжело.
Но вот подъем благополучно преодолен и путешественники входят в каменный лес с причудливыми скальными образованиями. А в деревне Алтынкая их ждали дружелюбный пес, сытный завтрак и руины античного города Сельге.
От амфитеатра, расположенного прямо на деревенской околице, тропа ведет мимо полуразрушенных ворот на вершину холма к Акрополю. Туристов здесь видят редко. Поэтому нет ни входных билетов, ни забора, ни охраны. Вообще никого и ничего.
От языческих храмов и раннехристианских церквей остались лишь груды расколотых камней и кое-где основания стен. Но это и не важно. Как и во времена Апостола Павла вид сверху — замечательный.

На тропе по-прежнему никого нет — ни в попутном, ни во встречном направлении. Путешественники ориентируются по знакам, питаются подножным кормом, распугивают любопытных ослов и пытаются во что бы то ни стало не сбиться с петляющей среди причудливых скал тропе.
Когда совсем стемнело поставили палатку.
Тропа ведет наверх. Все выше и выше. Но прохладнее при этом не становится. С каждым часом октябрьское солнце припекает все сильнее и сильнее. В пору начинать раздеваться.
Тропа привела в деревню Чавуштепе. Деревня маленькая, но в ней есть пансион, рассчитанный на тех, кто идет по тропе Павла. Принимают по-домашнему — с чаем, вареньем и пирожками.
Хозяин пансиона Эрдинч Барджа помогал прокладывать Тропу Святого Павла — в качестве доказательства он показал все фотографии, на которых оказался запечатлен хотя бы издали и сзади. В книге описан маршрут с разбивкой по дням — это важно для тех, кто идет без палатки, от пансиона к пансиону. Есть и карта, по которой можно ориентироваться на местности. С ней путешественникам уже не придется идти наобум.
Впрочем, поначалу ни книга, ни карта, были не нужны. От Чавуштепе тропа идет все время вдоль реки. Сбиться с нее невозможно даже при сильном желании. Слева и справа - горы. Направление только одно — на север. Чуть леве или правее, чуть выше или ниже, но все время примерно в одном и том же направлении.
На тропе нет недостатка в воде. Повсюду речки, ручьи, источники, арыки, колодцы, цистерны, поилки для скота... А в каждой деревне хотя бы один общедеревенский источник.
Воды и дальше много. По виду она очень чистая.
Туристов по-прежнему не видно. Но изредка на тропе все же попадаются местные жители. Как пешком, так и верхом. Встречаются и охотники. Причем, русскоязычные. Или стеснительные пастухи.
Тропа вывела на плоскогорье, заросшее редкими деревьями, разрезанное глубокими оврагами и каньонами. И тут — как позднее выяснилось - уникальный случай. Путешественники увидели на тропе двух бэкпакеров. Ни раньше, ни позже пеших туристов с рюкзаками больше не встретили за все две недели пути. Так и шли в полном одиночестве.
Впрочем, места безлюдные, но не дикие. Под вечер путешественники пришли в деревню Касымлар и переночевали в пансионе. Утром позавтракали по-домашнему — вкусно и сытно. Поэтому и в путь вышли позднее, чем обычно. Трудолюбивые турчанки уже возвращались домой из лесов и полей.
Автомобильных дорог здесь пока нет. Выручает гужевой транспорт.
На обед Бог послал родниковую воду и дикие яблоки.
И вновь тропа ведет все время вверх и вверх. Места поначалу обжитые. Распаханные поля, пастушки с козами. Но постепенно тропа уводит путешественников все дальше и дальше от человеческого жилья, в горы и леса.
Когда-то здесь жили греки — православные христиане. От церквей, построенных во время Византийской империи, остались лишь руины. Подчас очень живописные.
Год выдался урожайный. Даже для одичавших яблонь. Белкам здесь голод тоже не грозит. Они так и носятся у путешественников под ногами. Но пролетают так быстро и неожиданно, что снять их ни разу не удалось.
Дороги, очевидно проложенные для лесозаготовителей, пустынны. Ни машин, ни пешеходов. Скот бродит без присмотра как дикий.
В начале октября на юге Турции солнечно и тепло. Но под вечер начинает быстро холодать. Лужицы покрываются тонкой пленкой льда. Ночью спасает костер. А по утрам не хочется рано вставать. Взойдет солнце и воздух сразу же станет прогреваться.
Тропа — это сложная сеть связанных между собой троп, тропок, дорог, просек. Не сбиться с пути помогают расставленные по пути знаки и указатели. Но и они не всегда помогают.
Особенно трудно ориентироваться в лесу. Метки на деревьях заметны хуже, чем на камнях.
Камней здесь хватает и в лесах. Идти приходится осторожно. Спешить некуда. Палатка с собой. Где застанет ночь, там можно и разбить лагерь. Однако и после такой неспешной ходьбы под вечер ноги заплетаются.
На окраине деревни Саграк тропа проходит через руины античного города Адада. Места не туристические, поэтому ни ограды, ни входных билетов здесь нет.
Во времена Святого Павла город здесь уже был, но маленький. Все строения, которые мы видим сегодня, построены уже после Апостола Павла: и Храм Трояна и Храм всех императоров, и Храм Зевса. И одновременно с ними сохранились руины христианских церквей, тоже относящихся с III,IV, V векам христианства.
Иногда тропа выходит на асфальтированное шоссе. Но, как правило, и там машин нет.
Вскоре тропа вновь свернула в сельскую местность, к распаханным на зиму полям, к задумчивым коровам, почти безлюдным деревням.
На пути встречаются неожиданные преграды. К счастью, легко преодолимые. ВДеревни расположены только в долинах рек. В горах между ними можно увидеть только пастухов. Да и то нечасто. В этом году рано похолодало. По ночам вообще заморозки. Утром путешественники вновь сбились с тропы.
В начале октября в Турции в самом разгаре сбор урожая яблок. Еще только раннее утро. В саду никого нет. А результаты работы налицо. Не иначе, как ночью собирали.
Если тропа выводит на дорогу, то лучше не идти по ней пешком, глотая пыль, а подъехать на попутке. Благо автостоп в Турции замечательный.
Типичная овощебаза. Только вместо картошки — яблоки. Но обращаются с ними точно так же - без церемоний. Грузят в самосвалы. Хранят прямо под открытым небом. Но это относится только к плодам, предназначенным для переработки в яблочный сок.
Те же яблоки, которые попадут нам на стол — а большую часть их отправляют на экспорт в Россию — перебирают вручную. Сбор урожая в самом разгаре.
Работы так много, что объявили аврал и собрали на сортировку весь местный люд — даже пенсионеров и домохозяек.. И женщины, как всегда, оказываются проворнее.
Места опять пошли безлюдные. Пастушьи стоянки заброшены. Не иначе как всех пастухов мобилизовали на сбор и сортировку яблок.
Утром Валерий и Майнур окончательно потеряли знаки. Как и в первые дни на тропе, шли просто по дороге в направлении на север. До озера Эгридир оставалось совсем недалеко. Только подняться на очередную горную гряду и спуститься с нее. Казалось вот чуть-чуть и они вновь выйдут на тропу. Но найти ее так и не удалось. Придется идти по дороге вниз к шоссе.
В деревне Балкыры тоже много яблок. А люди здесь такие же хлебосольные. И конечно каждый норовит угостить от всей души.
Яблоки преследовали путешественников и по пути к озеру Эгридир. За две недели Валерий Шанин и Майнур Клементьева прошли примерно треть тропы Святого Павла. Еще две трети осталось для будущих походов.




ИЗРАИЛЬ: Тропа Швиль Исраэль

ТУРЦИЯ: Тропа Святого Павла от Ялвача до Егирдира

ТУРЦИЯ: Тропа Святого Павла от Перге до Бейшехира

ТУРЦИЯ: Ликийская тропа

БАЛКАНЫ: Вино и сыр