Приглашаем в Школу Путешествий
КИТАЙ: Кора вокруг горы Кайлас
КИТАЙ: Кора вокруг горы Кайлас

Большая часть Тибета входит особый административный район Китая. Все туристы, кроме китайцев, должны иметь специальное разрешение от Бюро по туризму Тибета и путешествовать только в сопровождении лицензированного гида.
В нашем путешествии нас будут сопровождать Денис Липатов и его помощник Нарбу.
Тибет для индуистов и буддистов — одно из самых святых мест Земли. Здесь есть множество монастырей, храмов, духовных школ и «мест силы».
Гора Кайлас или Кайлаш в древних свитках именуются центром мира. Помимо, священных озер Маносаровар и Ракшас Тал, рядом с ней находятся истоки четырех священных для буддистов и индуистов, рек. Среди них Инд и Брахмапутра, один из притоков Ганга.
В Тибете паломники движутся по часовой стрелке вокруг монастырей, ступы, священной горы. И даже внутри храмов. И все это называют одним словом — кора. А самая главная из них — кора с большой буквы — это ритуальный обход горы Кайлас.
Для усиления эффекта от коры служит специальный обряд почитания – нендра. Паломники читают мантры, крутят молитвенные барабаны, а самые набожные регулярно совершают и простирание – земной поклон, в конце которого человек во весь рост ложится на землю. Обходя таким образом святыню, верующий своим телом обмеряет путь поклонения.
Туристы часто рассматривают кору как всего лишь один из высокогорных туристических маршрутов. Но даже в этом случае от пешеходов требуется напряжение всех духовных и физических сил.
Отправляясь в Тибет, нужно быть готовым к большим перегонам между населенными пунктами, к плохим дорогам, к переменам погоды, и — самое главное — к приступам горной болезни. Путешествовать ведь приходится на высотах от трех с половиной до пяти с половиной тысяч метров.
Лхаса — это не только столица Тибетского автономного района, но и главный транспортный центр Тибета. Именно здесь начинается и наше путешествие.
Наше путешествие начинается в столице Тибета.
Город Лхаса расположен в долине реки Джичу, которая относится к бассейну Брахмапутры, на территории Тибетского нагорья, на высоте три тысячи шестьсот пятьдесят метров над уровнем моря
Лхаса — это не только столица особого административного района Китая. Это сердце и душа Тибета. На протяжении многих веков здесь была обитель Далай Лам, которая притягивала миллионы паломников.
В VII веке нашей эры Сонгцен Гампо, правитель долины Ярлунг перенёс свою столицу в Лхасу. Тогда же были основаны старейшие буддистские храмы — Джоканг и Рампоче.
В 1642 году в период правления Пятого Далай Ламы Лхаса впервые стала столицей Тибета и остается ей до сих пор.
С какой бы стороны вы не въезжали в этот город, в глаза сразу же бросается гигантское бело-красное сооружение, напоминающее собой огромную крепость. Бывшая резиденция Далай Ламы четыре века назад была самым большим на земле зданием.
Вплоть до 1951 года Лхаса была маленьким городком с населением от 20 до 30 тысяч человек. В наши здесь живет уже около 500 тысяч, причем, большая часть из них китайцы.
Тибетский квартал сегодня — это изолированный анклав в восточной части города и составляет всего около 4 процентов от всей площади Лхасы. Здесь сохраняется колорит традиционной культуры. Хотя разительные изменения видны и здесь. В последние горы Лхаса меняется быстрее, чем за предыдущие сотни лет.
Духовным центром Лхасы остается Джоканг, находящийся в двух километрах восточнее Поталы. Это самый древний, самый священный и наиболее посещаемый храм Тибета. Сюда на поклонение древним золотым статуям Далай-лам, Будд и Бодхисаттв каждый день приходят тысячи людей.
Вокруг храма проложен круговой маршрут Баркхор. Тысячи паломников совершают по нему символический обход этого святого для буддистов места.
Монастырь Дрепунг, известный также как Джэбунг, находится примерно в 10 км от Лхасы. Самый крупный буддийский университет школы гелуг тибетского буддизма, был одним из трёх государственных «великих» монастырей, с подворьями по всему Тибету и за его пределами. Территория обители составляет 200 тыс. м².
Дрепунг был основан в 1416 году и вплоть до постройки Поталы был резиденцией Далай-лам. Настоятели монастыря играли важную роль в политике Тибета, они неоднократно становились регентами при малолетних Далай-ламах и занимали высшие посты в государстве.
Вплоть до присоединения Тибета к Китаю в 1959 году в Дрепунге было более 15 тысяч монахов, это был самый большой монастырь Тибета. Во время Культурной революции он был частично разрушен.
Обитель не закрыли, но насельников здесь не больше нескольких сотен. В несколько раз меньше, чем туристов, которые приходят сюда каждый день.
Всего в часе езды от Лхасы в долине Дрилунг сохранились руины основанного в начале XVII века бонского монастыря. Как говорят летописи, здесь было более 4000 монахов.
Во время борьбы буддистов с последователями древней тибетской религии бон монастырь полностью разрушен. Сохранились лишь руины, рассказывающие о былом величии этого места и небольшой храм, закрывающийся на колоритный древний замок. Если пройти дальше по ущелью, то можно дойти до священного озера. Но на это потребуется несколько часов.
Для того, чтобы просто доехать от Лхасы до начала городка Дарчен, в котором начинается кора, нам потребуется несколько дней. По пути мы посетим буддистские храмы, монастыри и руины древних пещерных городов. Это даст нам возможность погрузиться в атмосферу Тибета, пройти хотя-бы в минимальной степени акклиматизацию к высокогорью и подготовиться к началу пешего маршрута.
Дорога идет вдоль реки Лхаса или Гьи Чу. Это левый приток священной реки Брахмапутра.
Город Шигадзе находится в 228 км к юго-западу от Лхасы. Его считают второй столицей Тибета, и это связано не только с размерами населенного пункта, но и с его духовным значением. Здесь находится монастырь Ташилумпо – резиденция Панчен-ламы, второго по рангу в тибетском буддизме.
Обитель была основана в 1447 году Геданом Друбом, впоследствии ставшим первым далай-ламой в истории Тибета.
В середине прошлого века во времена Культурной революции монастырь был частично разрушен. Сейчас он почти полностью восстановлен и представляет собой целый город. Главная святыня - 26-метровая позолоченная статуя Будды Майтрейи. Внутренние помещения украшены статуями святых и далай-лам, стены потолка покрыты фресками и росписями.
Озеро Ямдрок, длиной 72 километра - одно из четырех священных озер Тибета — лежит в окружении снежных пиков. В него впадают сотни рек и речушек, а вытекает всего одна. Но благодаря ему вода остается пресной. Как гласит местная легенда, пока в этом озере есть вода, жизнь в Тибете будет продолжаться.
В Тибете много святых мест. В ним относятся и высокогорные перевалы. Для тибетцев — это места для поклонения силам природы, а для туристов — смотровые площадки.
Во время длительных перегонов будешь рад любой возможности хотя бы на какое-то время остановиться, выйти из машины, размять ноги.
Мы поднимаемся все время выше и выше. Перевал Карола находится уже на высоте 5036 метров над уровнем моря. С него прекрасно видео один из трех крупнейших континентальных ледников Тибета.
Озеро Сими Лацо — искусственное. Оно возникло после строительства гидроэлектростанции.
Гьянцзе - третий по величине город Тибета, расположенный на высоте 3950 метров над уровнем моря, в 254 км к юго-западу от Лхасы.
Основанный в 14 веке монастырь Пелкор Чед изначально принадлежал школе нингма, а позднее перешел под контроль школы гелуг, хотя открыт и для представителей других буддистских сект. В прошлом веке здесь одновременно жило до трех тысяч монахов, сейчас — не более ста.
Ступа Кумбум или «Пагода 10 000 Будд» - это 9-ярусное пирамидальное сооружение с золотым куполом, высотой 32 метра. На каждом этаже есть по несколько келий, каждая из которых посвящена различным божествам. Ступа была построена в 1418 году специально приглашенными из Непала мастерами. Это единственное сооружение подобного типа в Тибете.
На вершине холма сохранилась крепость, построенная в 14 веке одновременно с основанием города. В 1804 году около пятисот вооруженных мечами и примитивными кремневыми ружьями тибетцев в течение месяца отбивались в ней от английского экспедиционного корпуса. С тех пор многие называют Гьянцзе «городом героев».
Первый раз в зоне видимости показалась священная гора Кайлас. Но пока к ней не пойдем, а продолжим исследование тибетских достопримечательностей.
Долина Гаруды стала доступна для иностранных туристов только в 2004 году. Но и до сих пор добраться до нее сложно. Хорошей дороги нет. Приходится долго ехать по проложенной на дне каньона колее.
В Долине Гаруды находится древний пещерный город. К нему ведет единственный подвесной мост, увешанный головами и черепами жертвенных животных. Они призваны охранять местность и защищать путников от злых духов.
Куньлунг Нулкар или «Серебряный дворец Гаруды» былдуховной столицей царства Шангшунг. Некоторые считают, что именно это место называли Шамбалой.
Стены гигантского каньона, сформированные из светлых карбонатов и осадочных пород всех цветов радуги, испещрены пещерами. В центре гигантского амфитеатра на вершине полукруглого утеса сохранились фрагменты крепостных стен.
Туристы забредают сюда редко. Но город все же охраняют. Как это водится в Китае, охранники одновременно занимаются и бизнесом. Здесь есть и маленькая сувенирная лавка, и чайная.
Тибетский чай или часуйма входит в повседневный рацион всех тибетцев. Для его приготовления используется сильно ферментированный чай пуэр. Чайные листья варятся в молоке яка на протяжении нескольких часов, затем в напиток добавляют топлёное масло яка и соль. Получается немного непривычный по вкусу, но очень сытный и освежающий напиток.
По пути назад стоит сделать остановку у горячих источников с целебной водой. Возможно именно они и были причиной легендарного долголетия и крепкого здоровья жителей Шамбалы.
В Шангшунге впоть до 7 века н.э. государственной религией был не буддизм, а древняя шаманская религия бон. Позднее многие бонские монастыри были заброшены или превращены в буддистские.
Бонский монастырь ГуругьямГомпабыл построен в середине XXвека. Но пещеры в окружающих его склонах с давних времён служили кельями для отшельников и высокопоставленных лам. В одной из них медитировал мастер бон - Дренпа Намка, отказавшийся от престола короля Шангшунга и посвятивший свою жизнь изучению и распространению учения.
Монастырь Тиртхапури относится к числу самых популярных у паломников мест западного Тибета. В одной из пещер по соседству с обителью занимался медитацией Гуру Римпоче. Там в граните чудесным образом сохранился отпечаток его стопы.
Западный Тибет мало приспособлен для жизни. Здесь почти нет пригодной для обработки земли и редко встречаются источники воды. Но именно в этих местах на протяжении семисот лет существовало могущественное царство Гуге.
Находившееся на Великом Шелковом пути средневековое государство, контролировало торговлю золотом, шерстью, шелком и пряностями между Индией и Китаем. Здесь также были собственные золотые прииски. Немалую роль в пополнении бюджета играли и пожертвования многочисленных паломников.
Сказочно богатое государство, занимавшее площадь как современная Испания, обладало и духовной властью. Здесь был один из главных буддистских центров Тибета.
После семи веков расцвета в 1630 году это царство исчезло с лица Земли. По самой банальной причине. Два брата не смогли поделить трон. Один из них был царем и одновременно духовным владыкой страны, а второй — настоятелем крупнейшего буддистского монастыря. В Гражданскую войну вмешалась армия соседнего царства Ладакх, находящегося на расстоянии 500 км от Гуге. Аристократию вырезали, население обратили в рабство и угнали на чужбину.
Все что до сих пор удалось найти — это руины столичного города-крепости Цапаранг. Самое крупное и по сей день сооружение в Тибете. Благодаря сухому климату и отдаленному местонахождению оно прекрасно сохранилось.
Через лабиринт ходов, лестниц и пещер тропа ведет на вершину 300-метровой скалы.
У подножия жили простолюдины — крестьяне, строители, ремесленники. Чуть выше селились купцы и монахи. Еще выше — уже под защитой крепостной стены, было место для аристократов. А на самом верху находились буддистский храм и царский дворец. Все, что нужно для жизни, доставлялось наверх по секретному подземному ходу.
С запада и с юга Цапаранг защищен отвесными скалами и практически неприступен. Атаковать город можно только с северо-востока по сравнительно пологому склону. Но здесь на пути атакующих была мощная крепостная стена. Ладакцы отказались от штурма и перешли к осаде, перерезав обороняющимся пути доставки продовольствия и воды. Через месяц царь сдался на милость победителя. Его, всю его семью и приближенных тут же и обезглавили. Так закончилась история могущественного царства Гуге.
В 30 километрах от Цапаранга находится монастырь Тхолинг. Когда-то он был в 8 раз больше, чем сегодня. В период существования царства Гуге это был крупнейший центр буддизма в Тибете. Именно здесь и был настоятелем брат царя, который, по легенде и развязал Гражданскую войну, ставшую причиной гибели царства Гуге.
Есть поговорка, что «духовность у тибетцев в крови». Здесь сама природа создана для того, чтобы укреплять тело и дух. До небес — рукой подать. А условия для жизни — суровые. Тибетцы к ним приспособились. Они больше были озабочены духовным усовершенствованием, а не преображением природы.
Китайцы — люди более практичные и деловые. Они постоянно что-то делают. Строят дороги, мосты и туннели. Города быстро увеличиваются в размерах. На пустых местах возникают новые поселки, застроенные одинаковыми типичными домами. Облик Тибета быстро меняется. Население растет. Меняется его национальный состав.
Тибетцы испокон веков жили в пещерах. В условиях резко континентального климата — это почти идеальное жилье. Толстые стены летом защищают от жары, а зимой от холода.
Пещеры Пиянг были обитаемы с 3 века нашей эры вплоть до присоединения Тибета к Китаю. Сейчас большая часть из них пустует, остальные превращены в амбары для хранения припасов жителей расположенного у подножия горы поселка. Сохранилось несколько древних храмов с уникальными древними фресками.
Два старичка, работающие здесь охранниками, за скромные чаевые готовы поработать и экскурсоводами.
В хорошем состоянии сохранился и сравнительно большой храм. Внутри все как и положено — статуя Будды, древние книги, подношения. Но самое замечательное здесь — вид из распахнутых в небо дверей.
Согласно буддисткой традиции, священные места обязательно нужно обходить по кругу и только по часовой стрелке. Тогда это тоже будет кора.
Рядом с пещерами Пиянг находятся гроты Донгар с древними храмами. Вход закрыт. Но все гиды знают, что охранник живет в соседней деревеньке.
Эти гроты облагородили. Сверху на краю скалы сделали навес, защищающий пещеры от дождей. Снизу построили новую удобную лестницу. Выложили из камней величественный фасад. Повесили новые замки на двери.
Только внутри пещер до реставрации руки пока не дошли.
В Тибете много обязательных для посещения священных мест. Но иногда можно остановиться и в полном безмолвии насладиться открывающимися прямо с дороги панорамами.
А теперь можно ехать на старт коры.
Поселок Дарчен, расположенный на высоте 4650 метров, это точка в которой начинается и в которой заканчивается кора - круговой паломнический маршрут вокруг горы Кайлас.
Тропа начинается на окраине поселка. И здесь есть КПП. Стандартного пермита на посещение Тибета недостаточно. У туристов должно быть и специальное разрешение на обход горы Кайлас.
Кора, протяженностью 53 км, обычно продолжается 3 дня. Самые быстроходные тибетцы проходят весь путь за один день. А те, кто совершает простирание – за 15-20 дней. Приверженцы добуддистской религии Бон обходят гору против часовой стрелки.
Тибетцы обычно спят под открытым небом, накрывшись одеялом или ячьей шкурой. Паломники из других стран и туристы останавливаются в гостиницах. Все вещи переносят портеры или яки. А сами туристы идут налегке. Хотя и это дается с трудом. Тропа хорошо протоптана, крутых подъемов и спусков мало. Но все равно идти тяжело. Даже за неделю редко кому удается полностью адаптироваться к высокогорью.
Кайлас служит объектом поклонения для четырех религий - буддизма, джайнизма, индуизма и религии бон. В индуистских Ведах написано, что эта гора - излюбленное место пребывания бога Шивы - мастера сжигания дурной кармы и разрушения иллюзий. Джайны почитают Кайлас как место, где их первый тиртханкар великий царь Ришабха достиг освобождения.
В истории религии бон именно на Кайласе с небес на землю сошел сам основоположник этой религии гуру Тонпа Шенраб Мивоче. А буддисты полагают, что на горе живет просветленное существо Самвара или Дэмчог — один из Пяти Будд Мудрости.
Все мистики согласны с тем, что Кайлас - одно из главных оккультных мест на земле, откуда исходит некое мистическое излучение, которое ускоряет духовное развитие человека и способствует установлению телепатической связи с высшими существами.
Кора вокруг горы Кайлас имеет глубокий духовный смысл. За три дня пешего пути душа символически проживает еще одну жизнь и получает возможность изменить дальнейшую судьбу.
Все точки маршрута, с которых открывается вид на Кайлас, отмечены молитвенными флагами и чортенами – кладки из камней и черепов яка с выбитыми на них священными мантрами.
Ленивые и немощные часть пути могут проехать на автобусе.
Стоящий в Тарпоче маленький чортен считают символическими воротами коры. Каждый паломник должен проснуться протиснуться через завешенный талисманами и амулетами узкий проход. Этот ритуал символизирует начало входа в новую жизнь. Момент перерождения души, когда она рождается заново и обретает новое тело.
Тропа идет по долине реки Ла Чу, что означает «Вода Богов».
По мере продвижения на юг постепенно открывается западное ребро Кайласа и гора Гуру Римпоче.
И здесь дорога еще есть. Но проезд по ней разрешен только местным жителям и гидам. Паломники и туристы идут пешком. Так честнее.
На слиянии трех притоков реки Ла Чу стоит храм Дирапук или «Храм рога самки яка». По легенде лама Гурва Готтсанг Па из Бутана шел вслед за ячихой и с ее помощью открыл путь через перевал Долма Ла, по которому сейчас следуют все паломники.
Напротив – северная стена Кайласа и вершины трех основных Будд тибетского буддизма: Ваджрапани, Авалокитешвары и Манжушри.
Раньше паломники останавливались в монастырских кельях. Но сейчас для туристов есть более комфортабельная гостиница, расположенная на высоте 4950 метров над уровнем моря.
Комфорт, впрочем, относительный. Горячего душа нет. Как и отопления в комнатах. Спать придется в одежде под двумя одеялами. А вечером согреться можно только на кухне у печки.
Второй день самый тяжелый. Он требует напряжения физических и духовных сил. Стартовать приходится еще затемно, иначе не успеешь до темноты дойти до ближайшей гостиницы.
Дорога поднимается к перевалу и проходит через место, где тибетцы оставляют свою старую одежду в знак очищения от грехов и символической смерти.
Перевал Долма Ла на высоте 5637 метров над уровнем моря – это высшая точка коры. Все ошибки прощены и душа чиста как белый лист бумаги.
Долма – это одно из имен богини Тары, родившейся из слезы Будды сострадания Авалокитешвары. Именно к ней взывают паломники, развешивающие молитвенные флаги и ленточки с именами близких людей. Здесь молятся о новой счастливой и чистой жизни!
На спуске с перевала тропа проходит мимо озера Гаури Кунд. По легенде его сделал Шива по просьбе своей жены богини Парвати. Индуисты совершают здесь специальные обряды и омовения. А буддистские паломники иногда спускаются к нему, чтобы совершить кору. Тибетцы зовут это озеро Тукже Тсо, что означает озеро Благодарности.
Внизу, в конце крутого спуска появляется первая возможность немного передохнуть, выпить горячего чая. До гостиницы остается еще восемь километров. Но идти предстоит по плавному склону - все время вниз и вниз.
Последний монастырь на пути к Дарчену – Зутрул Пук или «пещера чудес».
Третий день коры — самый легкий и короткий. Идти предстоит даже не целый день, а всего лишь с утра до обеда. Даже, если никуда не спешить.
Тропа вначале идет по склону узкого ущелья, а затем выходит в широкую долину, разделяющую горный массив Кайласа и озеро Манасаровар.
Кора завершается там же, где и начиналась три дня назад — в поселке Дарчен. Но обязательная программа на этом не заканчивается. В Тибете есть еще много священных мест. Часть из них можно посетить на обратном пути в Лхасу.
Озеро Маносаровар лежит на высоте 4560 метров над уровнем моря в тридцати километрах к югу от Кайласа. Это самое почитаемое из 4 священных озёр Тибета. Тибетцы называют его Мапам Юмцо или «озеро Победоносного».
Меню в тибетских ресторанах, как правило, ограничивается момо и тукпой. Момо похожи на пельмени с начинкой из мяса или овощей, а тукпа— суп-лапша с мясом или овощами. Мясо — это чаще всего мясо яка. Также встречаются блюда из риса и вермишели. Пьют чай обычный зеленый китайский или тибетскай.
Классический поэт Индии Калидаса писал, что воды Маносаровара «чисты как слеза», и что, выпив этой воды, можно очистить грехи тысяч жизней. Омывшись в таинственных водах этого озера, человек очищается и освобождается от загрязняющих его сознание неправедных мыслей. Мир и покой благословенного места вливаются в сердце, наполняют душу радостным ожиданием и чистотой. Кстати, часть праха великого индийского деятеля Махатмы Ганди была развеяна на берегах этого озера.
Всего в ста метрах от берега озера Манасаровар из земли бьют горячие источники. Местные жители их немного облагородили, построили мини-бани.
Путешествие по Тибету завершается там же, где начиналось две недели назад — в Лхасе. А проект «Вокруг света пешком» продолжается. Впереди походы по самым лучшим туристическим маршрутам мира.

Вокруг света без виз

«Черногория: Crnogorsko Transverzala» с 9 по 23 июня 2018

Турция: долина Ихлара и Гюзелюрт

Непал: Культурный трек долины Катманду