Приглашаем в Школу Путешествий
Вокруг света в турпоездку - 15. Золотой треугольник
Вокруг света в турпоездку - 15. Золотой треугольник

В горной части Таиланда живут представители малочисленных народностей. Они различаются привычками, внешним обликом, оттенком цвета кожи, языком и обычаями. Подчас довольно экзотическими.
Мужчины народа карен считают, что самая привлекательная часть женщины — шея. Чем она длиннее, тем больше у девушки шансов привлечь к себе внимание и выйти замуж. Началось соревнование как между профессиональными спортсменами, Стали применять и «допинг». Придумали изуверскую, на наш, «цивилизованный» взгляд, процедуру. Девочкам в самом раннем детстве надевают медное кольцо, потом другое, третье... Шея постепенно вытягивается. К зрелому возрасту - до 20 см. Правда, мышцы атрофируются и «шейный браслет» приходится носить, не снимая, всю жизнь. Но красота требует жертв. Скорее всего, этот дикий обычай давно бы исчез - если бы не туристы. Длинношеих женщин им показывают как слонов. Только что в футбол играть не заставляют или картины акварельными красками рисовать.
Мы заехали в деревню Мео и попали в местный «квартал красных фонарей», где женщины выставляют себя на всеобщее обозрение с целью заработать. Они сидят на центральной улице, по которой неспешно прогуливаются туристы. Почти все занимаются рукоделием — это тоже часть имиджа. За фотографирование денег не просят. Но ждут, что купят созданные их руками сувениры.

В XIX веке англичане и французы создали в подконтрольных им странах Юго-Восточной Азии плантации опиумного мака ( опий они поставляли в Китай в обмен на чай). Торговля наркотиками приносила до трети доходов в бюджет Французского Индокитая. Десятки тысяч наркоманов отдавали в государственную казну каждый заработанный или украденный грош.
Выращивание мака — занятие прибыльное. Поэтому гигантскую гористую территорию Северной Бирмы, Северного Таиланда и Западного Лаоса, стали называть «Золотым треугольником» - мол, здесь деньги лопатой гребут. К концу вьетнамской войны этот район стал главным поставщиком опия в Соединенные Штаты. Часть выращенного здесь зелья потреблялась и непосредственно в Юго-Восточной Азии - в Таиланде и Малайзии. Росло число наркоманов и в Бирме. Мак поставляли и в Гонконг— главный центр наркоторговли на Дальнем Востоке.
Наркоторговцы сказочно богатели. Деньги шли не только на предметы роскоши и в банковские сейфы, но и на вооружение отрядов и армий, которые воевали как с правительственными войсками, так и между собой.
Чехословацкий журналист Богуслав Шнайдер в книге «Золотой треугольник» писал: «Еще в начале семидесятых годов длинные караваны мулов возили опий-сырец из Бирмы в Таиланд средь бела дня. Лаборатории в окрестностях Чиангмая, Чианграя и Мэхонгсона почти в открытую перерабатывали его в морфин и героин». Однако в 80-е годы ситуация существенно изменилась: «Из Бирмы теперь вывозят не опий-сырец, а героин, который в десять раз компактнее, и перебрасывают его чаще всего с помощью обыкновенных носильщиков».
Делались попытки ограничения производства наркотиков, но не тут-то было: «Маковые посадки нельзя уничтожить путем запретов... Пока земледельцы в «золотом треугольнике» не обретут другой возможности зарабатывать на жизнь, они будут защищать свои маковые поля с оружием в руках». Оказалось, что за килограмм высушенного кофе крестьянин-горец может получить примерно столько же, сколько за килограмм опия. Причем один кофейный куст плодоносит шесть-семь лет и на сбор урожая тратится меньше усилий, чем на трудоемкое надрезание тысяч маленьких зеленых головок мака. Не менее выгодным может быть и производство чая. Количество маковых полей это знание не уменьшило. На помощь пришла конкуренция: местные производители опия не выдержали соревнования с дельцами «Золотого полумесяца» - Ирана, Афганистана и Пакистана.
В «Золотом треугольнике» и сейчас выращивают опиумный мак. Но уже не в тех объемах, что в «доброе старое время». Зато эта географическая зона, где сходятся границы Мьянмы, Лаоса и Таиланда, с ее богатой наркоисторией, послужившей основой для многих детективов и боевиков, притягательна для туристов. И местные жители потихоньку переключились на легальный бизнес — привлечение и обслуживание гостей. Музеев опиума здесь два: большой и современный государственный, с инсталляциями и прочими «примочками», и частный - поменьше и поскромнее. У бетонной набережной припаркованы моторные лодки, на которых устраивают экскурсии.
Вначале мы побывали в Бирме (не выходя на берег), а затем высадились на территории Лаоса. Правда, ограничились посещением лишь маленького пятачка земли, заставленного лотками с сувенирами. Есть там и почтовое отделение, из которого можно послать открытку с лаосским штемпелем.

Последователи ортодоксального буддизма — тхеравады стараются сохранять учение Будды в его изначальном виде. Эта консервативная установка проявляется и в архитектуре. Все новые культовые сооружения строятся в полном соответствии с древними образцами: не поймешь, какой храм построен пятьсот лет назад, а какой — буквально вчера. Но в последние годы и буддисты начинают поддаваться всемирному помешательству — стремлению к прогрессу и поиску новых форм.
В 1997 году художник Чалемчай Коситпипат засучил рукава и стал возводить недалеко от Чианграя Белый храм - в полном соответствии со своими представлениями о том, как должна выглядеть современная буддистская обитель.
Ват Ронг Кхун в просторечии называют просто «Белый храм».
Белый цвет символизирует чистоту учения Будды, а перекинутый через искусственное озеро мост - магический переход через цепь перерождений из сансары в нирвану. Украшенный скульптурами и узорами белоснежный храм блестит и переливается на солнце, как гигантский сахарный замок. На коньке крыши животные, символизирующие четыре стихии: слон — землю, змей-нага — воду, лебедь — ветер, лев — огонь. Фрески на стенах похожи на иллюстрации к научно-фантастическому роману. Здесь и космические корабли, и монстры, и супермены из голливудских блокбастеров, и даже горящие башни-близнецы в Нью-Йорке.
Чалемчай Коситпипат начинал строительство на свои деньги. Но затем появились богатые спонсоры, подключилось и государство. Белый храм стал популярен. К 2007 году он уже вошел в десятку главных туристических достопримечательностей Таиланда.
На территории монастыря Ват Ронг Кхун есть и другие здания. Самое оригинальное из них — огромный золотой двухэтажный туалет. Построен он в том же стиле, что и храм.

В Бангкоке мы зашли в офис автобусной компании. Ее владельца, с которым я договаривался о встрече, на месте не было.
- Он предупредил меня о вашем приходе, но сам еще не приезжал. Подойдите через час, - сказала секретарша, и мы пошли прогуляться по Кхаосан Роад.
Удивительно как много здесь магазинов, торгующих бывшем в употреблении туристическим снаряжением. Если бы мы не спохватились вовремя, в одном из них наверняка продавался бы и спальный мешок Володи Шуванникова.
Через час мы вернулись в офис.
- Директор еще не пришел, - сообщила секретарша.
Она позвонила своему боссу по мобильному телефону, поговорила с ним по-тайски и дала трубку мне. Директор признал, что его подчиненные могли вытащить деньги, и предложил … вернуть треть.
Видимо, технология уже отработана. Шоферы, которые ночью перебирают в багажном отсеке рюкзаки, получают треть от «найденного на раскопках». Остальное отдают начальству. Если обворованные предъявляют претензии, то босс отдает им половину своей доли. Все по-честному!


Вокруг света в турпоездку - 13. Север Таиланда

Путь чая — 89. Жизнь чаеводов

Путь чая — 76. Экскурсия на чайную плантацию

Вокруг света в турпоездку

Что нужно знать и уметь, чтобы идти в пеший поход?