Приглашаем в Школу Путешествий
Вокруг света в турпоездку - 16. На реке Квай
Вокруг света в турпоездку - 16. На реке Квай

Во второй мировой войне Таиланд официально держался нейтралитета. Это, впрочем, не мешало японцам чувствовать себя здесь как дома. В 1942 году они планировали начать наступление на Индию. Для того, чтобы обеспечить переброску войск и организовать их снабжение всем необходимым, японское командование приняло решение о строительстве в Таиланде железной дороги, которая связала бы военную базу в Сингапуре с Бирмой.
Строить пришлось в непроходимых джунглях, кишевших змеями, пауками и малярийными комарами. Тяжелая строительная техника пройти не могла. Рассчитывать можно было только на кирки и лопаты. В дополнение к сотням тысяч местных жителей на стройку пригнали и 60 тысяч австралийских, американских, английских, новозеландских, голландских военнопленных. Многие из них умерли от недоедания. А построенную на их костях железнодорожную ветку стали называть Дорогой смерти.
Одним из важнейших ее инженерных сооружений был мост через реку Квай, который строили пятьсот английских военнопленных. Французский писатель Пьер Буль в книге «Мост через реку Квай» рассказывал, что: «Англичан держали на стройке с рассвета до глубокой ночи. При малейшей оплошности конвойные с руганью набрасывались на пленных, нещадно избивая их». И в ответ начался саботаж. Приходилось по 20 раз переделывать разметку, превращенную пленными в беспорядочные зигзаги. Бригада, отправленная в джунгли, выбирала для строительства самые гнилые деревья. Ямы копались в совсем не нужном месте...
Японцы прибегли к репрессиям: «Уличенных в «безделье» или «саботаже» привязывали к дереву и хлестали по голому телу колючими ветвями. Залитых кровью солдат держали целый день на тропическом солнце рядом с муравейником...». Все было бесполезно. Японцы пошли на попятный — ослабили давление. После этого дело пошло веселее. «...Англосаксонское воспитание заставляло их стремиться к созданию вещей добротных и долговечных», писал про пленных Пьер Буль. Мост был сдан в срок.
В то время как одни англичане не покладая рук трудились на строительстве моста, их соотечественники готовили его подрыв. Мост хотели взорвать во время прохождения по нему первого японского поезда. Однако диверсия провалилась.
Пришлось привлекать на помощь авиацию. Только с третьей попытки, в 1944 году, мост удалось окончательно уничтожить. После окончания войны его восстановили — уже не из дерева, а из бетона и железа.
После того, как вышла книга Пьера Буля «Мост через реку Квай», а затем и одноименный фильм Дэвида Лина, получивший сразу семь «Оскаров», этот мост стал знаменит на весь мир. Сейчас он входит в десятку важнейших туристических достопримечательностей Таиланда.
Построенная на крови Дорога смерти оказалась никому не нужна. Рельсы не доходят даже до бирманской границы. Да и этот чудом сохранившийся на территории Таиланда участок интересует только туристов.
Поезд по Дороге Смерти отправляется из Канчанабури рано-рано утром. С первыми лучами солнца он пересекает реку Квай. Железная дорога проходит сквозь туннели и прорубленные в скалах узкие проходы, рассчитанные только на одну колею. Окна открыты настежь. Пассажиров мало. И большая часть из них — туристы. Они предпочитают сидеть с той стороны, которая обращена к реке Квай. Вдоль нее и проложена колея.
Поездка заканчивается на станции Нам Ток Сай Йок Ной. Здесь сохранился старый паровоз - еще один символ Дороги смерти. Дальше в сторону Мьянмы рельсов нет. Разобрали за ненадобностью.
К счастью, неподалеку проходит автомобильная дорога. Нужно только определиться со своим местонахождением и понять, в какую сторону ехать.
В Таиланде можно путешествовать автостопом не только по одному-двое, как в Европе, а хоть по 10 человек сразу. Ведь большая часть машин на местных дорогах — пикапы. В кузове всегда найдется место.
Каждый таец считает за честь подвезти европейцев. Никто мимо не проезжает.
Почти всю западную часть Таиланда, прилегающую к бирманской границе, занимают национальные парки. В парке Сай-Йок живут дикие буйволы, тигры, кабаны, олени, десятки видов птиц и самые маленькие в мире летучие мыши — так написано на установленном перед офисом туристической информации щите.
Перейдя реку Квай по подвесному мосту, построенному рядом с водопадом, мы углубились в густые заросли бамбука. Походный лагерь устроили на маленьком пляже, защищенном со стороны берега густой растительностью — получился как бы островок. Расстелили на песке коврики, бросили на них спальные мешки, и кемпинг готов.
Собрали сухой бамбук и развели костер. Взошедшая луна отразилась в воде серебристой дорожкой. Никаких признаков цивилизации — ни огоньков, ни шума машин, ни человеческих голосов, ни лая собак. Со всех сторон нас окружал темный массив джунглей, откуда доносились истошные крики неведомых ночных птиц и насекомых. Погода хорошая — дождя нет, ветра нет, ничего нет.
Ночью мы себя чувствовали как на необитаемом острове, потерявшемся в безбрежных просторах океана, - полное уединение! А утром оказались чуть ли не на обочине оживленной трассы. По реке туда-сюда сновали моторные лодки. Со стороны Канчанабури буксиры натужно тянули плавучие дома с туристами.
Выбравшись из джунглей, мы погрузились сначала в кузов пикапа вместе с тайской семьей, а затем - в переполненный автобус. Так мы вернулись в Бангкок. Но только для того, чтобы сразу же с Южного автовокзала уехать на Пхукет.


Вокруг света в турпоездку - 3. Алма-Ата

Мир без виз - 24. Мостар и Сплит

ИНДОКИТАЙ: Путем древних

Вокруг света в турпоездку