Приглашаем в Школу Путешествий
Центральная Америка - 19. Муна
Центральная Америка - 19. Муна

На пикапе нас привезли в городок Муна. Он был основан индейцами майя еще до появления испанцев. Здесь был колодец с мягкой водой. От него и произошло название города. Оно состоит из двух майянских слов: «мун» — нежный, мягкий и «а» — вода.
В центре города заполненные велорикшами улицы, большой сквер вместо центральной площади, колоритный рынок и огромная францисканская церковь по соседству.
Рядом с рынком в тени огромного дерева расположились продавцы оригинальных платьев, которые делают только здесь, на Юкатане — и, скорее всего, именно в Муне. Причем шьют их не для туристов, а «для собственного употребления». Можно купить в качестве оригинального и практичного сувенира. Майнур так и сделала, но довезти его до дома было не суждено. Платье осталось только на фото и видео.
В церковный двор мы зашли только с единственной целью — сфотографировать церковь с правильного ракурса и расстояния. И уже собирались уходить, как из соседнего с церковью здания вышел священник: «А не хотите ли заглянуть к нам в монастырь?». Так мы познакомились с настоятелем монастыря (он же по-совместительству и священник в церкви) отцом Алесандро.
Отец Алесандро вызвался показать нам внутренние дворы и пустые кельи монастыря. Рассказал об истории обители. На территории Юкатана пробовали свои силы разные католические ордена. Но закрепиться здесь удалось только францисканцам: «Если вы увидите на Юкатане монастырь — то это наверняка будет именно францисканский монастырь».
Сбоку к монастырю пристроен маленький форт. Через узкую амбразуру видна улица и расположенный за ней рынок. По словам священника, именно отсюда стреляли сапатисты (сторонники Эмилиано Сапата) — солдаты из батальона Сепера Пераса — во время мексиканской революции 1910 — 1917 годов.
Зашли в церковь. Отец Алессандро показал для чего нужна пристроенная к стене деревянная лестница: «Микрофонов тогда не было. Священник поднимался на кафедру и проповедовал оттуда: христиане…, братья и сестры…», а потом он вдруг запел — вначале арию из оперы, потом псалмы на латыни. Как выяснилось, знает он и песни на языке майя. И вскоре под высокими сводами католической церкви зазвучал гимн древней столице Юкатана — Чичен-Ице. Потомки майя, став католиками и даже священниками все же не забывают о своей культуре. Несмотря на все старания испанцев.
Испанские конкистадоры покорили индейцев майя на Юкатане огнем и мечом. Но закрепить успех должны были католические миссионеры. Они с фанатичной энергией взялись за дело обращения язычников в христианство. Храмы, воздвигнутые в честь языческих богов, разрушали, алтари и статуи разбивали. Поклонение старым богам запрещалось под страхом смерти. На святых местах, на руинах древних храмов, доминиканские и францисканские монахи строили монастыри и церкви.
В 1549 году для службы в монастыре Исамаль прибыл францисканский монах Диего де Ланда. Молодой священник, проникнутый духом инквизиции, рьяно взялся за уничтожение всех остатков языческой религии. Однако, несмотря на все усилия испанцев, индейцы майя продолжали поклонялись богам солнца, дождя и плодородия, верховному богу Ицамне и могущественному пернатому змею Кукулькану. Нужно было не только запретить индейцам молиться старым богам, но и стереть их из людской памяти.
В Мани, столице могущественной династии Тутуль Шиу была собрана большая библиотека, состоявшая из книг, написанных индейскими жрецами до прихода испанцев. Все книги собрали, принесли на городскую площадь и подожгли. «Поскольку, — писал Ланда, — книги не содержали ничего, кроме суеверия и дьявольской лжи, мы сожгли их все…». Так был уничтожен ценнейший архив, который дал бы возможность современным ученым узнать о культуре, истории и традициях народа майя, создавшего одну из самых высокоразвитых цивилизаций Нового света.
Книги майя представляют собой одну полосу бумаги, изготовленную из растительного волокна и натурального клейкого вещества. Бумагу покрывали с обеих сторон белой известью. На ее поверхности индейские жрецы рисовали сложные иероглифические знаки, раскрашивая их растительными и минеральными красками. Затем манускрипт складывали в гармошку и делали кожаную обложку.
К сожалению, до наших дней сохранилось всего лишь три таких книги: «Дрезденский кодекс», «Парижский кодекс» и «Мадридский кодекс» (они названы по месту, где их нашли в библиотеках). В них содержатся только сведения по религии и мифологии, но нет никаких исторических сведений. Какие бесценные книги были уничтожены во время «аутодафе» Ланды неизвестно. Даже, если там тоже были лишь книги религиозного содержания, они дали бы возможность ученым быстрее понять язык, на котором эти книги писались.
Из-за ограниченности материала расшифровка письменности майя сталкивается с огромными трудностями. Пока, во многом благодаря советскому ученому Юрию Кнорозову, удалось понять только календарь и двадцатиричную систему счета, с помощью которой майя записывали календарные даты. Поэтому сейчас довольно часто встречается ситуация, когда про древних правителей мы ничего не знаем, кроме периода их правления.
В последние годы археологи активно проводят раскопки древних городов майя. Иногда они находят и книги — вернее, то, что когда-то было книгами. В жарком и влажном тропическом климате бумага очень быстро рассыпается в прах.
Диео де Ланда, прославившийся сжиганием бесценных рукописей, вошел в историю не только как мракобес и фанатик, но и как… первый ученый, занявшийся изучением культуры майя. Он общался с представителями аристократических родов, с образованными жрецами (многие из которых формально крестились, но продолжали втайне поклоняться старым богам), расспрашивал их об истории, фольклоре, мифологии и религии. Его манускрипт, озаглавленный «Сообщение о делах на Юкатане» содержит описание пышных зрелищ и повседневной жизни, обычаев и религии, истории и фольклора майя.

Глава из книги "Центральная Америка без виз"

Центральная Америка - 20. Исамаль

Центральная Америка -- 16. Подсечно-огневое земледелие

Центральная Америка - 15. Старый город Кампече

Как зарабатывать в путешествиях. Часть 4. Видео

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА: Путешествие по Мексике, Гватемале, Гондурасу, Никарагуа, Сальвадору