Приглашаем в Школу Путешествий
Центральная Америка - 34. На сладкой реке
Центральная Америка - 34. На сладкой реке

С автовокзала в Санта Елене едем в Рио Дульче на списанном в США школьном автобусе — такие автобусы до сих пор составляют в Гватемале значительную часть автопарка. Автобус немного подремонтировали и дали ему «вторую жизнь».
По узким кривым дорожкам шофер несся так, будто не перевозил пассажиров, а участвовал в ралли. На крутых «слепых» поворотах он не только не снижал скорость, а казалось наоборот ее увеличивал, чтобы побыстрее проскочить опасное место. И не важно, что на виражах пассажиров перекатывало из стороны в сторону, как мешки с картошкой.
По дороге мы стали свидетелями еще одной местной традиции. Оказывается, автобусы заправляют не на заправках, а в деревнях. И скорее всего ворованной соляркой. Нам пришлось ждать, пока местные подростки принесут несколько канистр с горючим, чтобы заправить автобус под завязку.
В городок Рио Дульче, названный в честь реки, на которой он находится (Рио Дульче в переводе с испанского — Сладкая река), мы приехали уже поздним вечером. Но гулянка в городе продолжалась. На улицах не протолкнуться, а в луна-парке на берегу реки буквально яблоку негде упасть. И все почему-то рвались покататься на колесе обозрения. Хотя в темноте с него вряд ли что удастся разглядеть.
Оттуда раздавались усиленные мощными динамиками призывы: «арива, арива, аривариварива, аривариварива…» (это можно перевести как «все выше и выше и выше…») — без остановки. Вероятно, неизвестный энтузиаст пытался ускорить процесс работы колеса или движения очереди к нему. Неизвестно, насколько это помогало. Но этот голос с успехом конкурировал со звуками музыки, которые неслись с разных сторон, накладываясь и смешиваясь друг с другом.
Хелперы тоже не спали. Едва выйдя из автобуса, мы сразу же попали в их «дружеские» объятия. Тут же перед нами развернули карту Рио Дульче и стали, как колоду карт, перелистывать фотографии отелей. Про каждый — полная информация: условия, столько стоит проживание, как далеко находится. Гостиницы разные, по цене и качеству, но добраться до всех можно только на катере (вероятно, владельцы катеров нас и атаковали). А есть ли гостиница, до которой можно дойти пешком? Есть. И к нам сразу же потеряли всякий интерес.
В гостиницу для бэкпакеров, которая так и называется — «Backpackers», мы пошли пешком. Нужно было всего лишь перейти по мосту на противоположный берег реки и свернуть налево. Там, прямо на берегу она и находится.
А есть ли свободные места? Вопрос праздный. Сейчас, до начала туристического сезона разумнее спрашивать: «А есть ли еще постояльцы, кроме нас?». Вот на этот вопрос мы бы и получили честный ответ: «Нет».
Огромный деревянный барак, похожий на солдатскую казарму, заставленный двухэтажными кроватями, был предоставлен в наше полное распоряжение. Барак построили на вбитых в речное дно сваях. Попасть в него можно только по шаткому деревянному мостику.
Барак шатается под ударами волн. Зато вид из окон замечательный — на огни лежащего на противоположном берегу города.
Утром местные экологи, озабоченные проблемой сохранения окружающей среды, устроили красочный парад. Проходящее через город шоссе закрыли для движения транспорта. И началось.
Наряженные, как на праздник, взрослые и дети — от мала до велика — важно и чинно шествовали пешком по дороге или ехали на разукрашенных прицепах и в кузовах пикапов. Казалось, весь город был здесь.
Зрителей было мало. Да и откуда бы им взяться? Туристов нет. А горожане сами хотят принять участие в параде, а не смотреть на него со стороны. Здесь и полицейские, и пожарные, и медики — опять же, не как обычно мы привыкли их видеть на массовых мероприятиях — на боевом посту, а в парадной форме с надраенными до блеска дубинками и свежевыкрашенными топорами.
Из Рио Дульче дважды в день утром (из-за карнавала мы пропустили) и во второй половине дня отправляется катер в Ливингстон. Поездка на этом катере — как «два в одном»: и проезд, и экскурсия по реке. О том, что это именно экскурсия, а не обычный рейс становится ясно сразу же после отправления, когда катер разворачивается и плывет в противоположном направлении несколько километров. Только для того, чтобы показать туристам форт Сан Карлос (Сан-Фелипе) — единственный в мире испанский форт, расположенный на реке, а не на море.
В середине XVI века главный торговый маршрут, по которому доставлялись товары из Гватемалы в Испанию и обратно, проходил через Карибское море и вверх по реке Рио Дульче до озера Исабаль (Izabal).
На берегу озера построили огромные склады с товарами. И они сразу же стали привлекать внимание пиратов, жадных до чужого богатства. В 1595 году испанский губернатор Гватемалы обратился с письмом к королю Филиппу II с предложением построить на берегу озера — у места впадения в него реки Рио Дульче — башню с 12 пушками и 12 солдатами. Ее назвали башней Санд (Sande Tower). В 1604 году на ее месте построили более мощную башню Бустаманте (ее назвали в честь капитана Don Pedro de Bustamante).
В 1640 году начался всплеск пиратской активности в этом районе. Пиратские атаки стали следовать одна за другой. В 1651 году судья Лара и Могровьехо (Lara y Mogrovejo) выступил инициатором строительства форта.
Форт назвали Сан Фелиппе де Лара (в честь судьи и тогдашнего испанского короля). В 1660—1666 годах на него регулярно нападали пираты — братья Де ла Коста, база которых была на острове Тортуга.
Форт был разрушен пиратами до основания. В 1672 году по приказу генерала Франсиско де Эскобедо его восстановили и укрепили, прорыли канал, отделяющий оборонительное сооружение от берега.
В 1684 году на форт напала банда во главе с голландским пиратом Яном Заком (Jan Zaques). Пираты захватили форт, разграбили его кладовые и увезли с собой пушки. Однако, буквально сразу же после этого нападения испанцы восстановили это единственное укрепление на пути от Карибского моря во внутренние районы генерал-капитанства Гватемала.
В 1688 году форт был построен практически заново. На этот раз он был значительно лучше укреплен и расширен для того, чтобы в нем мог размещаться гарнизон из 100 солдат.
После того, как с пиратами в Карибском море было покончено, форт потерял свое стратегическое значение и был заброшен, постепенно превращаясь в руины. К середине XX века на его территории остались только фундаменты зданий.
В 1955 — 1956 годах форт восстановили — ориентируясь на местоположение фундаментов, а также на найденные в архивах старые планы и записи. Пушки, которые сейчас торчат в бойницах, нашли на дне реки недалеко от форта. Так в самом центре Гватемалы появилась новая туристическая достопримечательность.
По пути к Карибскому морю наша лодка останавливались во всех туристических местах: у построенных на сваях домов, у горячих источников (они бьют в «ванне», отгороженной от реки каменным заборчиком), и конечно у ресторана, рассчитанного именно на туристов.
По берегам реки тянется зеленая стена густых джунглей. Лишь изредка встречаются построенные на сваях и крытые соломой бунгало. В некоторых из них живут местные индейцы. Но значительно чаще можно увидеть европейцев и американцев, скрывающихся от суеты современной цивилизации.

Глава из книги "Центральная Америка без виз"

Центральная Америка - 35. Карибский город

Центральная Америка - 32. Туристическая резервация

Центральная Америка - 29. Город имени героя

Центральная Америка - 22. Вальядолид

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА: Путешествие по Мексике, Гватемале, Гондурасу, Никарагуа, Сальвадору