Приглашаем в Школу Путешествий
Центральная Америка - 40. Бывшая столица
Центральная Америка - 40. Бывшая столица

Чем меньше увидишь в Центральной Америке больших городов, тем лучше останется впечатление от региона.
Все большие города в этом регионе мира страдают от перенаселенности, преступности и… полного отсутствия исторических достопримечательностей. Было бы здорово, если бы можно было проехать через Гондурас, который по площади примерно в два раза меньше Белоруссии, минуя вообще все крупные города. Но это, к сожалению, невозможно.
Схема движения общественного транспорта устроена так, что автобусные маршруты не связывают города напрямик между собой. Чтобы попасть из одного мелкого города в другой, надо сначала добраться до крупного города и там уже пересесть на другой автобус.
Так и нам из Копан Руинас в объезд больших городов до Никарагуа добраться совсем не реально. Больше того, нет даже мало-мальски прямых рейсов. Вначале нужно ехать далеко на северо-восток в Сан Педро Сула. Но только для того, чтобы там пересесть в другой автобус и ехать точно так же далеко почти в противоположном направлении — на юго-восток, в сторону столицы страны Тегусигальпа. Наверное чуть ли не половина автобусов как раз и сосредоточена на участке между этими двумя крупнейшими городами страны.
Собственно ехать в Тегусигальпу, да еще и на ночь глядя, мы совсем и не собирались. Сегодня наша цель — Комаягуа. Это тоже столица Гондураса, только бывшая.
Комаягуа находится на главном шоссе, соединяющем Сан Педро Сула и Тегусигальпу, примерно в 80 км от нынешней столицы страны. Автобусы, связывающие крупнейшие города Гондураса, проходят мимо, высаживая пассажиров у заправки на шоссе. Но мы ехали из Сан Педро Сула на прямом автобусе, поэтому нас высадили ближе к центру города, на автостоянке, принадлежавшей компании, услугами которой мы воспользовались.
Мы приехали в Комаягуа, чтобы здесь спокойно переночевать, а на следующее утро проскочить через Тегусигальпу и рвануть к границе Ниарагуа. Но с жильем как раз здесь оказалось не очень.
Город до такой степени не туристический, что гостиниц для туристов здесь нет — только для бизнесменов. Судя по тому, что дешевые гостиницы все забиты, а дорогие большей частью пустуют, бизнесмены здесь не очень-то богатые.
В дешевых гостиницах мест не было, в дорогой сами не хотели селиться — всего лишь переночевать. Но удалось найти и что-то среднее. По уровню комфорта ниже среднего, а по цене — выше. Но выбирать не приходится.
В 1537 году по приказу губернатора Юкатана Франсиско де Монтехо был основан город Санта Мария де ла Нуэва де ла Вальядолид (Santa María de la Nueva Valladolid). Уже через три года он стал столицей провинции Гондурас, в составе генерал-капитанства Гватемала.
После получения страной независимости борьба за статус столицы развернулась между Комаягуа, в которой нашли оплот консерваторы, и Тегусигальпой, ставшей штаб-квартирой либералов.
Либералы победили. И в 1880 году город Комаягуа потерял свой столичный статус. Но в последние годы он стал бороться за статус «исторической и культурной столицы Гондураса». Под это дело в центре города началась массированная реконструкция. И во время нашего визита было видно, что во многих домах идет ремонт и реставрация. Часть уже отремонтирована.
Центральная площадь и прилегающие к ней кварталы уже приведены в приличный для города, претендующего на привлечение туристов. Старые колониальные здания отремонтировали, открыли в них музеи и культурные центры. Да и пиар-акции регулярно проводят. На одну из них мы и попали.
На импровизированной трибуне — в беседке посреди площади — выступали ораторы. Производители кофе праздновали победу. Гондурас отправил на экспорт 3,9 млн. мешков кофе из урожая 2009—2010 гг, перегнав по этому показателю своего основного конкурента в регионе — Гватемалу. Таким образом страна завоевала почетный титул «крупнейшего производителя кофе в Центральной Америке». В следующем году планируется довести экспорт до 4,6 млн. мешков, чтобы окончательно оторваться от конкурентов. Одновременно с этим проводится массовая разъяснительная работа о преимуществах не массовых, а эксклюзивных сортов кофе.
Кофейные деревья завезли в Гондурас в конце XIX века из соседнего Сальвадора. Сейчас здесь выращивается не так уж и много сортов. Самые известные среди них три — Madeo, EvaDio и Honduras SHB. В чистом виде они раньше не особо ценились, поэтому использовались преимущественно для создания кофейных смесей. Но ситуация постепенно меняется. Гондурас претендует на то, что его кофе ничуть не хуже, чем у его соседей по Центральной Америке. Только менее известный. А потому и экзотичный. А значит эксклюзивный и дорогой.
Для пропаганды гондурасского кофе в Гондурасе обираются проложить специальный туристический «кофейный маршрут». Конечно, власти понимают, что проходить он должен только по самым безопасным с точки зрения преступности местам — где-то на юго-востоке страны.
Разговоры с трибуны сопровождались бесплатной дегустацией самых элитных сортов гондурасского кофе. Кофейные автоматы работали без остановки. Каждый мог попробовать кофе-экспрессо или капучино — и пить столько, сколько сил хватит. Общую атмосферу праздника создавал и ансамбль, наяривающий зажигательные латиноамериканские ритмы.

Свою последнюю ночь в Гондурасе мы провели в Комаягуа. Рано-рано утром, едва рассвело, пошли пешком на шоссе, чтобы ловить проходящий автобус в сторону Тегусигальпы. Ждали буквально пару минут — правда, автобус оказался не проходящий, а выезжавший из Комаягуа.
При том, что крупные города в Центральной Америке грязные, шумные и опасные, объехать их очень сложно. А столицы так и практически невозможно. Более того — для удобства бандитов — в них нет единого автовокзала.
Автобус приходит на какой-нибудь рынок в одном бандитском районе, а уезжать нужно с другого рынка (тоже, конечно, не в самом благополучном районе). И хочешь того или нет, но со столицами приходится знакомиться хотя бы мельком. При этом сильно рискуя нарваться на неприятности.
В Тегусигальпе нас высадили на рынке. А уезжать в Чинандегу нужно с другого рынка. Мы поначалу настраивались на такси. Но шофер автобуса, на котором мы приехали из Комаягуа, убедил, что можно и пешком дойти — всего-то несколько кварталов.
Так и оказалось. Хотя чуть было не прошли мимо. С улицы рынка заметно не было — видимо, он только для своих. Был лишь неприметный проход между домами — как в подворотню. Но войдя внутрь и сделав пару поворотов, мы неожиданно оказались на бурлящей людьми рыночной площади. Тут все смешалось — чадящие «школьные» автобусы, торговые ряды, бродячие торговцы, пассажиры и шофера. К счастью нужный нам автобус уже стоял (как обычно, отправление по мере заполнения) — причем, у ближнего к нам края рыночной площади.
В Чинандеге мы задержались ровно на столько, сколько потребовалось на то, чтобы пересечь на маршрутку в сторону границы (город сравнительно небольшой, но все равно одного автовокзала нет, пришлось немного пройтись до стоянки маршруток). Оттуда прямая маршрутка идет в Гуасале, на пограничный переход в Никарагуа.
На погранпереходе нас сразу же окружила толпа менял — предлагали поменять что угодно на что угодно другое. Но курс предлагали явно заниженный (в Интернете накануне узнали, что ориентироваться нужно где-то на 21—22 кордобы за доллар, а менялы предлагали по 14!)
И Гондурас-то нельзя отнести к суперразвитым странам мира. Но, судя по погранпереходу, Никарагуа будет еще победнее. Как яркий штрих — через границу перевозят на велорикшах. Почти как в Индии. Ехать недалеко — пересек пограничную реку по мосту, и уже Никарагуа.

Глава из книги "Центральная Америка без виз"

Центральная Америка - 37. Любители спичек в Чикимуле

Центральная Америка - 36. Вперед, в Копан

Центральная Америка - 25. Руины на берегу Карибского моря

Западная Азия

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА: Путешествие по Мексике, Гватемале, Гондурасу, Никарагуа, Сальвадору