Приглашаем в Школу Путешествий
Центральная Америка - 45. Озеро Косиболка
Центральная Америка - 45. Озеро Косиболка

Автостанция (не что иное, как большой пустой двор, на котором стоят один-два автобуса, отправляющиеся по мере заполнения) находится в дальнем (от центра) конце городского рынка.
По пути проходим по рядам лотков, расставленных вдоль кривых улиц, застроенных полуразвалившимися домами. Жизнь бурлит. Продают арбузы и жгучий перец, грозди зеленых бананов и мешки с крупой. В самом разгаре сезон манго. Его продают почти все торговцы — оптом и очень дешево. Встречаются и неестественно большие плоды — размером с дыню-колхозницу. Пока ждем отправления автобуса, как раз можно спокойно прогуляться по рядам, накупить фруктов в дорогу.
Автобус привез нас на автостанцию в Ривасе (я уже и не удивился, что она совмещена с рынком — этот тут правило). В этот город обычно попадают только транзитом — на пути к островам озера Никарагуа или в Коста-Рику. Именно с соседней страной и связан самый героический эпизод истории города.
Уильям Уокер, захвативший с бандой наемников Гранаду, не только провозгласил себя президентом, но и вознамерился установить свой контроль над всей Центральной Америкой.
Во главе своего небольшого, но сплоченного, хорошо обученного и вооруженного отряда он вторгся на территорию Коста-Рики. Костариканцы отбили нападение американцев и продолжали их преследование уже по территории Никарагуа.
Разбойники спрятались в деревянном форте в Ривасе. Двухтысячная коста-риканская армия окружила форт, но не решалась идти на штурм. Подходы к форту хорошо простреливались. Двое солдат с факелами попытались пробраться к деревянной стене форта и поджечь ее. Но они были убиты еще на дальних подступах. Казалось, желающих рискнуть головой больше не найдется. Но все же нашелся мужественный человек.
Барабанщик Хуан Сантамария попросил командира позаботиться о его матери, взял в руку горящий факел и побежал к фору. Он получил несколько пуль, но в падении все же смог добросить горящий факел до угловой башни форта, и она вспыхнула. Разбойники были вынуждены бросить форт и вступить в рукопашную.
Костариканцы потеряли около 500 человек, а американцы примерно в два раза меньше. Но их и было-то немного. Почти все и погибли. Только самому Уокеру удалось убежать. Но ему пришлось отказаться не только от своих наполеоновских планов по захвату всей Центральной Америки, но и от поста президента Никарагуа.
Так коста-риканцы спасли от американской гегемонии не только свою собственную страну, но и соседнюю. А Хуан Сантамария стал национальным героем Коста-Рики. На родине ему установили памятник, а крупнейший международный аэропорт страны назвали его именем. А 11 апреля, день гибели героя, в Костар-Рике общенациональный праздник и нерабочий день.
Пять километров до паромной пристани мы проехали на такси (заплатили всего 5 долларов, но, как позднее выяснилось, все равно в два раза переплатили — трудно привыкнуть к местным расценкам).
Паромы из Риваса отправляются на остров Ометепе практически непрерывно. Как только загружается и отходит один, ему на смену спешит другой. Поэтому ждать нам долго не пришлось. Плывем на самый большой озерный остров самого большого озера Центральной Америки.

Озеро Никарагуа (он же известно как Косиболка, Большое озеро или озеро Гранада), площадью 8624 км², — крупнейшее пресноводное озеро Латинской Америки (20-е по величине в мире). Растянувшееся в 177 км. при ширине до 58 км. озеро еще и судоходное (его глубина до 60 м).
Это единственное в мире пресноводное озеро, в котором живут представители морской ихтиофауны. Здесь есть и меч-рыба, и акулы, и крокодилы. Ученые полагают, что озеро было заливом Тихого океана и стало озером в результате тектонической активности. Все произошло так быстро, что акулы не успели уйти в океан. Постепенно вода в озере становилась все более и более пресной. Но происходило это так медленно, что акулы (и другие менее заметные виды морских рыб) успели постепенно приспособиться.
По внешнему виду озеро Никарагуа очень сильно похоже на море. Здесь такие же большие волны, большие острова и расстояния. Если не пробовать воду на вкус (никарагуанцы называют его Сладким озером — именно так переводится его местное название «Косиболка»), то его легко принять за море.
При том, что озеро находится всего в десятке километров от берега Тихого океана, вытекающая из него река Сан-Хуан (по ней проходит граница между Никарагуа и Коста-Рикой) течет в Атлантический океан. Поэтому расположенный на берегу озера город Гранада вполне обоснованно может считаться морским портом — причем портом именно Атлантического океана. К нему могут спокойно причаливать и морские суда. В период разгула в Карибском море пиратства, сюда и пираты доходили.
При испанцах через озеро был проложен маршрут, связывавший Атлантический океан с Тихим. Суда из Атлантики своим ходом приходили в Гранаду. Здесь их разгружали. А потом груз везли к берегу Тихого океана уже по земле. После строительства Панамского этот маршрут стал нерентабельным. Но, как оказалось, о нем до сих пор не забыли. И сейчас живет идея строительства через озеро Никарагуа Никарагуанского канала.

Еще в 1567 году испанский король Филипп II задумался о возможности постройки на территории Никарагуа канала, который соединил бы Тихий и Атлантический океаны. Началась проработка проекта. Но против строительства выступил ряд видных ученых-географов.
Тогда считалось, что Тихий океан расположен ниже Атлантического. По Никарагуанскому каналу вся вода могла запросто перетечь из одного океана в другой. Атлантический океан при этом превратился бы в маленькую лужу. Позднее французские ученые установили, что океаны и так связаны между собой. Поэтому и большого вреда от строительства канала не будет. Французский император Наполеон III в 1869 г зарегистрировал в Лондоне «Компанию по строительству Никарагуанского канала». Однако, французам не удалось осуществить задуманный грандиозный проект.
После того как в 1848 году в Калифорнии были открыты месторождения золота и началась «золотая лихорадка» строительство канала, который соединил бы Атлантический и Тихий океаны, стало не просто желательным, а насущно необходимым.
Американский предприниматель Корнелиус Вандербильд организовал комбинированный маршрут перевозки грузов между Нью-Йорком и Калифорнией. В него входили два морских отрезка и сухопутный участок через территорию Никарагуа. В 1851 году он заключил с никарагуанским правительством контракт на постройку канала. Трасса канала должна была проходить от Атлантического океана вверх по реке Сан-Хуан до озера Никарагуа, а затем пересекать полоску земли, отделяющую озеро от берега Тихого океана. Его планам помешало противодействие Великобритании, которая всячески противилась монополии США на новый канал.
Однако, американцы так просто не сдались. В 1872 — 1876 гг. американская комиссия, созданная по инициативе президента Улисса Гранта, пришла к выводу, что канал между двумя океанами удобнее всего строить именно в Никарагуа. При этом было два варианта. Или затопить прилегающие к озеру Никарагуа равнины или, наоборот, осушить озеро, чтобы освободить русло для канала. В 1885 году американцы подсчитали, что канал может быть построен всего за 6 лет и 75 млн. долларов. И тут же стали проводить подготовку к строительству.
В 1893 году строительство начала частная американская компания. Но, прорыв всего 1 км она объявила о банкротстве (неизвестно реальном или вымышленном — тогда жуликов тоже хватало).
В 1901 году американский Конгресс принял закон о строительстве канала в Никарагуа уже на деньги американских налогоплательщиков. Однако, поистине грандиозным планам американцев помешала позиция тогдашнего президента Никарагуа Х. С. Селаи. Он упорно настаивал на том, что проходящий по территории Никарагуа канал должен находиться под юрисдикцией только никарагуанских властей. Для США это было неприемлемо. Они хотели сами рулить каналом. Американцы в 1909 году свергли неугодного им президента Селая. Но, как оказалось, зря. Канал все равно стали рыть в Панаме — там правительство оказалось сговорчивее.
Казалось, проект Никарагуанского канала тихо канул в лету. Но в начале XXI века эта старая идея вдруг опять возродилась. В 2008 году в строительстве канала для крупнотоннажных судов проявила большой интерес и Россия (речь об этом шла во время визита в Москву никарагуанского президента Даниэля Ортеги). Будущий Никарагуанский канал, который свяжет Атлантический и Тихий океаны должен пройти по реке Сан-Хуан (частично, в обход порогов все же придется рыть каналы) и озеру Никарагуа. По предварительным подсчетам его общая протяженность составит 286 километров, а глубина — 22 метра (для примера, глубина Панамского канала всего 12,5 метра). Четыре современных шлюза должны будут поднимать суда на 60 метров над уровнем моря (в Панаме только на 26 м).
Никарагуанский канал планируется строить не вместо, а в дополнение к Панамскому каналу. В первую очередь он будет рассчитан на проводку крупнотоннажных морских судов и супертанкеров, грузоподъемностью до 270 тысяч тонн (через Панамский канал могли проходить транспортные суда, водоизмещением не более 70 тысячи тонн, а после окончания его модернизации в 2015 г — не более 130 тысяч тонн). Сейчас специалисты оценивают расходы на строительство Никарагуанского канала примерно в 18 миллиардов долларов. И пока неизвестно, будет ли этот проект осуществлен. Политическая ситуация в Никарагуа за сто лет принципиально не изменилась. Возьмет ли кто на себя всю ответственность за политические риски, связанные со строительством канала, пока неизвестно.

Глава из книги "Центральная Америка без виз"

Центральная Америка - 44. Гранада

Центральная Америка - 40. Бывшая столица

Центральная Америка - 37. Любители спичек в Чикимуле

Центральная Америка - 27. Шпухиль

Центральная Америка - 24. Руины города Коба