Приглашаем в Школу Путешествий
Центральная Америка - 49. Сан Хуан дель Сур
Центральная Америка - 49. Сан Хуан дель Сур

Расположенный на берегу Тихого океана городок Сан-Хуан-дель-Сур был очень важным портом. Во времена Золотой лихорадки в Калифорнии сюда приплывали корабли с американского Дикого Запада. Здесь их разгружали, товары перевозили по суше в Гранаду. Там их грузили на другие суда и везли вначале по озеру Никарагуа, а затем по реке Сан-Хуан до Карибского моря (в общей сложности — около 400 км). Оттуда была уже прямая дорога к атлантическому побережью США и в Европу.
Именно в Сан-Хуан-дель-Сур должен был начинаться 18-километровый Никарагуанский канал, проект которого так и остается пока только на бумаге. И именно здесь в 1855 году высадилась на никарагуанский берег прибывшая на пароходе из Сан-Франциско банда Урокера.
После открытия Панамского канала перевозки через Никарагуа стали нерентабельными, И порт Сан-Хуан-дель-Сур быстро потерял свою значимость. Только в последние годы (после заключения мирных соглашений между бывшими сандинистами и бывшими контрас) он стал возрождаться, но уже как курортный поселок. Оказалось, что в этом районе побережья идеальные условия для занятия серфингом.
В Сан Хуан дель Сур мы попали в разгар предпасхальных торжеств — как раз была Страстная Пятница. По набережной тянулась длинная процессия с распятием — традиционный для католических стран костюмированный парад. Люди шли босиком, в синих и сиреневых балахонах, с иконами и деревянными крестами — для того, чтобы напомнить себе и другим о страданиях Христа по пути на Голгофу.
Но народ, забивший все улочки и центральный пляж города практически под завязку, приехал в Сан Хуан дель Сур совсем не на парад. Все же значительно больше здесь обычных любителей пляжного отдыха. Для них пасхальная неделя — это прекрасная возможность съездить к морю. Из-за наплыва отдыхающих цены в местных отелях выросли в 2—3 раза, да еще и место просто так не найдешь.
Саша Перов здесь провел уже неделю. Вначале он жил в городе, а потом, когда народу стало чересчур много, перебрался на пляж «Хермоза», примерно в 15 километрах к югу от Сан Хуан дель Сур, в сторону Коста-Рики. Об этом он написал нам по Интернету и подробно объяснил, как на этот пляж попасть. По его мнению самый простой и надежный вариант — зайти в офис «Surf & Sport» и заказать там чартер (10 долларов с чел. туда-обратно). Можно, конечно, поехать и на обычном такси, но тогда придется платить за въезд на частную территорию и получится дороже.
Вскоре за нами прислали пикап (он был на пляже и приехал в город специально, чтобы нас забрать) и уже через полчаса мы были на пляже.
На пляже «Хермоза» в 2010 году снимали 21 сезон популярного в США (и Канаде) реалити-шоу «Survivor» (на нашем телевидении это шоу шло под названием «Последний герой») — «Survivor: Nicaragua». Это, конечно, предмет гордости владельца пляжа и, с его точки зрения, важное конкурентное преимущество (по соседству есть еще несколько пляжей, но там не снимали сериалы).
Сейчас на когда-то диком частном пляже в срочном порядке строится гостиница (стены и крыша уже есть, идет внутренняя отделка). Уже работает бар (готовят и горячую пищу) и кемпинг. Там мы и поставили свою палатку — прямо на берегу океана.
Океан никогда не спутаешь с морем. Величественные, мощные волны с огромной силой накатывают на берег. Зазеваешься и тебя сразу собьет, закрутит, завертит. Стоит несколько раз подумать, прежде, чем сунешься в воду купаться. Но именно эта часть тихоокеанского побережья больше всего и привлекает серферов. Тут самые подходящие для серфинга волны.
Саша Перов целую неделю учился стоять на доске. Но больших успехов не достиг. Еще учиться и учиться. Один-два дня погоды не сделают. Поэтому мы проведем здесь только одну ночь (в полном соответствии со своими принципами — каждая ночь на новом месте).
К вечеру большая часть посетителей пляжа разъехалась (они живут в городе, а сюда приезжают на серфинг), и мы остались на берегу почти в полном одиночестве. Вернее, с нами было еще аж пять охранников (конечно, они охраняли не только нас, но и недостроенную гостиницу). Они всячески нас запугивали: «Далеко по пляжу не ходите. Здесь (возле гостиницы) безопасно, а там дальше можно нарваться на неприятности». Хорошо еще, что против костра они не возражали.
Так мы и провели ночь на берегу Тихого океана, как в диком опасном месте — с костром перед палаткой и охранниками вокруг.
На следующее утро мы собрались уезжать. Проезд у нас был заранее оплачен в оба конца. Нужно только дождаться подходящей оказии, чтобы вернуться в город.
Обычно по утрам на пляж привозят рабочих, которые достраивают гостиницу, а на Пасху и у них — выходной (в субботу-воскресенье). Казалось, мы тут застрянем еще на одну ночь. Но тут на пляж привезли группу туристов. Пикап пустым возвращался в город, и нас также могли подбросить.
В Сан Хуан дель Сур нас подвезли к офису какой-то другой компании — не «Surf & Sport», которая отправляла нас на пляж. Какая разница. Ведь он тоже в центре города. Но, оказалось, разница все же есть.
С нас стали требовать заплатить за проезд — опять по 10 долларов (стандартная такса за туда-обратно). Хотя перевозили нас только в одну сторону. Да и не ехали специально, а всего лишь захватили по пути, иначе гнали бы свой пикап порожняком.
Якобы, это другая компания, и мы у них билеты не покупали. Это меня сильно удивило. Казалось бы, пляж частный, кто попало туда не ездит. И тем более, туристов не возит. Неужели этим двум компаниям трудно договориться между собой?
Никакие мои аргументы не принимали во внимание. С нас упорно хотели выбить по 10 долларов. А мы не давались. Нужно было искать компромиссы.
Оставив своих попутчиков в качестве «заложников», я пошел в офис «Surf & Sport» разбираться — благо офис этот совсем неподалеку, сразу же за углом (расстояние между двумя офисами около 200 метров).
Билетов нам вчера не давали — заплатили наличными и поехали, на честное слово. Но девушка, дежурившая в офисе, меня сразу вспомнила и не стала отказываться от того, что проезд мы оплатили. Я объяснил ей ситуацию и попросил позвонить в офис к соседям, уладить недоразумение. Она при мне позвонила, поговорила и успокоила: «Все, можете идти».
Я вернулся за своими попутчиками, а их все равно без денег не отпускают. Пришлось опять идти в офис «Surf & Sport». Оказывается девушка не знала, что их соседи взяли заложников. Она позвонила «похитителям». На этот раз разговор затянулся надолго — как с террористами. Они явно никак не могли найти общего языка. Но я продолжал настаивать.
Я даже не могу себе представить, чтобы такая же ситуация возникла где-нибудь на Ближнем Востоке или в Юго-Восточной Азии. Там совсем другие отношения между людьми. В первую очередь человеческие и только во вторую — денежные. Было бы достаточно одного звонка соседям и обещания «в следующий раз в случае необходимости отвезти ваших туристов» — и все знают, что это не пустые слова. Даже в пословице «долг платежом красен» имеется в виду не денежный долг, а долг чести. Здесь же буквально на пустом месте возникла прямо-таки неразрешимая проблема. Интересно, чем же это все кончится? Как говорится, кто первым сломается?
Переговоры закончились безрезультатно — с нас по-прежнему хотели получить деньги за проезд. Девушке из офиса «Surf & Sport» сломалась первой. Ей пришлось идти вместе со мной и реально «выкупать» заложников. Так получилось, что компания, которая специально пригоняла машину, чтобы отвезти нас на пляж, возила нас бесплатно. А компания, на машине которой мы проехали можно сказать автостопом — по пути, заработала как на провозе туда-обратно.
Все же странные в Центральной Америке представления о справедливости. Стоит ли удивляться тому, что воровство и грабеж туристов здесь считаются нормой жизни. Ведь и работники турфирм ведут себя — по отношению к туристам и между собой — практически как бандиты. Деньги для них важнее, чем хорошие отношения с коллегами и соседями. Это ли не основа высокого уровня преступности?
Автобус на Ривас грузился недалеко от офиса «Surf & Sport». Я опасался, что пока мы ходим туда-сюда, он уедет. А будет ли еще один в этот день неизвестно. Но, к счастью, автобус нас дождался. Иногда даже хорошо, что здесь плюют на расписание.

В Ривасе мы довольно быстро пересели на автобус в Манагуа (автобусные маршруты на столицу (и из нее) — самые популярные и регулярные).
В Манагуа нас высадили возле заправки, вообще непонятно в каком районе. Тут же к нам стал приставать таксист. Если в других странах главная тема в разговоре с таксистами — деньги, то здесь важнее — безопасность. Поэтому он даже не обсуждал стоимость проезда (даже если переплатить втрое, все равно будет недорого), а упирал на то, что с ним ехать не опасно (об опасности поездок на такси в Манагуа я прекрасно знаю — мою дочь с зятем ограбили в такси именно в этом городе — причем, не в машине частника, в настоящем такси «с шашечками»).
Шофер утверждал, что он постоянно базируется на этой заправке и его здесь все знают. В качестве свидетеля он притащил одного из заправщиков (в форме), который чуть ли не под присягой подтвердил его слова. И для нас это действительно было решающими аргументом. Те, кто считают, что все это не более, чем ненужная суета, просто еще не были в Центральной Америке. Здесь нападение на туристов — не чрезвычайная ситуация, а норма жизни.
Таксист привез нас на автостанцию, с которой уходят маршрутки в Леон (удивительно, но это не та же самая автостанция, на которую мы приезжали на маршрутке из Леона).
В Леон мы попали уже в полной темноте и не стали экспериментировать — пошли устраиваться на ночь в тот же самый хостел, в котором мы провели и свою первую ночь в Никарагуа. За неделю мы сделали круг по всей стране и вернулись назад.
Тут же, прямо в хостеле мы купили и билеты на автобус в Сальвадор. Утром туда уезжаем. Никарагуа была самой южной страной нашего путешествия по Центральной Америке. Дальше наш путь лежит на север, в сторону Мехико.

Глава из книги "Центральная Америка без виз"

Центральная Америка - 48. Ривас

Центральная Америка - 45. Озеро Косиболка

Центральная Америка - 44. Гранада

Центральная Америка - 42. Леон

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА: Путешествие по Мексике, Гватемале, Гондурасу, Никарагуа, Сальвадору