Приглашаем в Школу Путешествий
Центральная Америка - 57. Культ дона Педро
Центральная Америка - 57. Культ дона Педро

По берегу проходит автомобильная дорога. Теоретически по ней можно было бы пройти пешком вокруг всего озера Атитлан. Места там замечательные — виды один красивее другого. Но делать этого не стоит. На пешеходов здесь регулярно нападают бандиты. Единственный более-менее безопасный способ перебираться от одной прибрежной деревушки до другой — по озеру на моторных лодках и катерах.
В Сан-Педро есть две пристани. На восточную мы приплыли из Панахачеля, а уплывать отсюда нам предстоит с западной пристани, расположенной с противоположной стороны вдающегося в озеро каменистого полуострова. Когда мы пришли на пристань, стоявшая под погрузку лодка была уже забита пассажирами (вероятно местные жители тоже не рискуют ходить по дороге). Но и для нас все же нашлось место — на крыше, по соседству с торговцем коврами. Он ехал на рынок в Сантьяго, но всю дорогу пытался всучить нам свой товар.
Поселок Сантьяго-де-Атитлан расположен на южном берегу озера Атитлан. Прямо напротив через залив виден вулкан Сан-Педро (на который мы уже поднимались), а с противоположной стороны — вулканы Толиман и Атитлан.
В Сантьяго-де-Атитлан мы попали в воскресенье. Именно по воскресеньям здесь и устраивают рынок.
Две улочки и прилегающие к ним переулки заняли установленные прямо на проезжей части и тротуарах торговые лотки (в остальные дни недели их здесь нет). Весь центр поселка заполнил празднично одетый народ.
Сейчас большинство туристов приезжает в Сантьяго именно по воскресеньям — посетить местный рынок (чтобы до него дойти, нужно пройти из конца в конец всю сувенирную улицу — а это почти 1 км заставленных сувенирами лотков).
На рынке можно встретить не только приехавших поторговать индейцев майя с соседних горных деревень, но и местных жителей. Хотя в воскресенье они ходят не только на рынок, но и в церковь. И еще вопрос, где народу больше.
Поселок Сантьяго-де-Атитлан был основан испанцами в 1547 году. Уже к концу XVI века миссионеры успели окрестить всех местных индейцев. Казалось бы, спустя почти пять веков все здесь — правоверные христиане-католики. Но не совсем так. Борьба за сердца христиан продолжается, Особенно активно действуют протестантские церкви.
Наш катер причалил в тот самый момент, когда у пристани шла религиозная церемония. Христиане-евангелисты крестили новых членов церкви погружением в воду. Девушки и молодые парни, не снимая одежды, заходили в озеро примерно по грудь и ждали своей очереди. Их по одному подводили к двум мужчинам-миссионерам, которые контролировали процесс погружения в воду — не просто приседанием, а погружением с головой, откинувшись назад. В это время одна из прихожанок на берегу читала псалмы. А вокруг собралась плотная толпа, преимущественно из женщин и детей. Одеты все были не по-европейски (как два миссионера в воде), а в свои национальные костюмы.
Национальные традиции оказались живучими не только в одежде, но и в религии. Формально став католиками, местные индейцы не спешат отказываться и от своих культов.
В Сантьяго возникла синкретическая секта Ла Костумбре (La Costumbre), учение которой — это сложная смесь средневекового католичества XVI века, которое принесли сюда испанцы, и языческих культов древних майя. Члены секты установили в церкви сделанные местными умельцами куклы-идолы. Перед ними не только молятся — как это принято у христиан, но и приносят жертвоприношения — как у язычников: цветы или фрукты, но чаще всего более ценные с точки зрения местных жителей вещи — пиво, водку, табак или деньги (за которые можно купить выпить и покурить).
У секты много богов — не меньше, чем у язычников. Главный бог секты — Машимон, в образе которого слились представления о древних богах майя, Иуде Искариоте и Святом Симеоне. Его часто называют Дон Педро де Альваро или просто «Старик», а изображают в виде хитрого мужичка в шляпе.
Статую «Старика» не держат в храме — очень уж она ценная. Каждый год она перемещается из дома в дом, из семьи в семью. Там о Машимоне постоянно заботятся. У него всегда должно быть выпить и покурить (именно индейцы пять веков назад научили испанцев, а через них и весь остальной цивилизованный мир курить табак, а испанцы в свою очередь поделились с индейцами секретом изготовления крепких спиртных напитков). Семья, в которой бог гостит в течение года, бросает все свои дела и занимается только его обслуживанием. Но не бесплатно. Взамен ей достаются и все подношения, и денежные пожертвования (с туристов просят 2 доллара за вход и 5 за фотографирование).
Церковь Апостола Иакова построили в Атитлане в 1547 году. Вдоль стен установлены вырезанные из дерева статуи святых, одетых в традиционную для местных индейцев одежду. А в украшениях церковной кафедры можно разглядеть и изображение маяйянского бога маиса — это тоже часть местного культа.
Во время гражданской войны в Гватемале, горные племена индейцев майя активно поддерживали повстанцев, воевавших с правительственными войсками. Армия проводила в горах карательные экспедиции. А спецслужбы выявляли тайных сторонников партизан в городах.
Не обходили они своим вниманием и церкви. Так в 1981 году прямо в церкви Апостола Иакова по подозрению в поддержке партизан расстреляли американского миссионера Стенли Ротера.
В 1990 году военные (из расположенной на окраине поселка части) при подавлении беспорядков открыли огонь по толпе. В результате по официальным данным погибло 13 человек. Всего же за годы войны были убиты и «пропали без вести» сотни местных жителей.
После окончания войны отношения местных индейцев с гватемальским правительством остаются как отношения заключивших перемирие сторон. Согласно джентльменскому соглашению, индейцы перестали нападать на правительственные войска, но и солдатам сюда вход запрещен. Под любым предлогом.
Например, в 2005 году сель смыл поселок Панабах, расположенный а склоне вулкана Сан-Лукас. Гватемальское правительство направило туда отряд солдат с гуманитарной помощью. Но их не пропустили. Свобода — превыше всего!

Глава из книги "Центральная Америка без виз"

Центральная Америка - 56. Сан Педро

Центральная Америка - 55. Озеро Атитлан

Центральная Америка - 54. Антигуа

Центральная Америка - 31. Испанское завоевание Гватемалы

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА: Путешествие по Мексике, Гватемале, Гондурасу, Никарагуа, Сальвадору