Приглашаем в Школу Путешествий
Путь чая — 1. Шанхай — город XXI  века
Путь чая — 1. Шанхай — город XXI века

Идея путешествия состоит в том, чтобы не только узнать об истории, производстве, заваривании и употреблении чая — в одиночестве или в компании за общим столом, с церемониями или по-простому. Важнее попытаться понять какое место чай занимает в китайской культуре, как чаепитие связано с китайским образом жизни, с древней китайской мифологией или с тремя китайскими религиями — конфуцианством, даосизмом и буддизмом.
Перелет прошел спокойно, тихо и сонно. Даже и не заметил, как преодолел 6812 километров.
Шанхайский аэропорт Пудонг - это не только воздушные ворота крупнейшего города страны, но и одно из ярчайших свидетельств бурного прогресса, характерного для Китая началаXXI века. Сейчас из аэропорта в город можно доехать прямо на метро. Но я решил прокатиться по монорельсовой дороге. Не столько для экономии времени, сколько из любопытства.

Шанхайский маглев

Поезд на магнитной подушке или, как его часто сокращенно называют — маглев (от magnetic levitation — это можно перевести как «левитация на магнитном поле») - движется не на колесах, а на магнитном поле. Он идет по рельсам (чаще по одному рельсу), но не касается их, а как бы «левитирует». Эти поезда относятся к монорельсовому транспорту, но отличаются от них огромной скоростью движения. Скорость движения маглева сопоставима со скоростью самолета.
Шанхайский маглев — первая в мире коммерческая линия поездов на магнитной подушке. Строили линию немцы, а первый поезд пустили в 2004 году. Говорят, на строительство линии потратили чуть ли не 10 млрд. юаней. Очевидно, проект провалился. По крайней мере, в коммерческом плане. Сейчас желающих ехать на маглеве немного — ведь до города можно доехать и на метро. Это и дешевле, и не намного дольше. К тому же на маглеве нельзя доехать даже до центра города — всего лишь 30 км до станции метро «Лунъян Лу» (там придется пересаживаться в метро, хотя в метро, причем на эту же линию, можно попасть прямо в аэропорту). А ведь поначалу были планы связать монорельсом аэропорт Пудонг не только с находящимся на противоположном конце Шанхая старым аэропортом Хунцяо, но и провести линию дальше — вплоть до города Ханчжоу. Однако, от этих планов отказались. Пассажиров мало — на весь поезд всего с десяток человек. При стоимости билета 50 юаней очевидно и за 100 лет не удастся вернуть потраченные на строительство деньги (кстати, аналогичная ситуация и в Москве, где тоже есть монорельсовая дорога и такая же убыточная. Да и ситуация сравнимая. Конечно, поезда у нас ходят в разы медленнее и не на магнитной подушке. Но на строительство тоже потратили 10 мрд., а билет стоит — 50, конечно, не юаней, а рублей).
Линия маглева — это только первый пример гигантских многомиллиардных проектов, которые сейчас реализуются по всему Китаю. И вероятно не единственный пример грандиозного коммерческого провала. Интересно, огромная стоимость связана с реальными техническими проблемами (линию строили на болотистой почве) или все же без коррупции не обошлось?
Линия маглева проходит параллельно скоростному шоссе и, вероятнее всего, прямо под рельсами в туннеле проходит еще и линия метро. Возможно именно поэтому ведущее из аэропорта в центр города шоссе выглядело как-то чересчур пустынным. Двигавшиеся по нему грузовики и автомобили поезд обгонял так, будто они не только стояли на месте, но и все двигались исключительно во встречном направлении.

Шанхайское метро

Выйдя из сверхсовременного поезда на магнитной подушке, я вошел в метро. И оно поразило меня даже больше, чем поезд. Метро тоже такое же сверхсовременное — просторное, чистое и тщательно спланированное. Сразу видно, что архитекторы долго ломали голову над тем, как справиться с огромным людским потоком. Поэтому они сделали так, что даже в самый час пик людские потоки не сталкиваются и не скрещиваются. Входы с выходами не совпадают. Везде висят знаки и таблички. Причем, все продублированы на английском языке. Как правило, у каждой станции метро есть несколько выходов. Они обозначены буквами английского алфавита. Причем, под каждой буквой есть подробные объяснения, куда попадешь, если выйдешь с этого выхода.
Билеты продаются не в кассах, а в автоматах (в кассах только меняют купюры — да и то не все, а только те, которые не принимаются в автоматах). Когда на станции «Лунъян Лу», я впервые вошел в шанхайское метро и впервые же столкнулся с необходимостью купить билет, мне тут же на помощь пришел какой-то невероятно услужливый китаец. Он показал мне как правильно купить жетон. Он же объяснил, что жетон стоит 6 юаней, но можно засунуть в автомат банкноту в 10 юаней и получить сдачу. Так я и сделал. И стал счастливым обладателем жетона. И тут же выяснилось, что помогавший мне китаец не обычный прохожий. Он работает на этой станции «хелпером» - работает добровольным консультантом в надежде на вознаграждение. Это сразу же напомнило мне первый визит в Китай. Именно тогда я впервые столкнулся с «хелперами». Позднее я встречал их во многих странах мира, но нигде они не представлены так широко, как в Китае. Вероятно, это связано с двумя причинами. Во-первых, в Ките действительно ориентироваться намного сложнее, чем в любой другой стране мира, в во-вторых — людей здесь намного больше, чем рабочих мест, даже в самый разгар экономического бума. Вот и здесь — только приехал, как сразу ипопал на хелпера. Попал так попал. Пришлось заплатить за «помощь» - как раз 4 юаня сдачи оставались.
Жетоны в шанхайском метро по внешнему виду совершенно одинаковые, но стоят по-разному, в зависимости от расстояния до станции назначения. При входе в метро жетон прикладываешь к турникету, а при выходе — бросаешь его в специальную щель на турникете. Что происходит при попытке выйти на станции, которая находится дальше, чем та, до которой покупался жетон мне выяснить не удалось — как-то повода не было. Но выйти раньше можно совершенно свободно, в этом я позднее смог убедиться на своем опыте. Естественно, в автомате по продаже билетов интерфейс не только на китайском, но и на английском языке. Трудности с покупкой билета только при первом использовании автомата. Уже со второй попытки быстро понимаешь, что нужно переключить автомат на английский, найти на экране на схеме метро нужную станцию и нажать на нее пальцем. После этого автомат показывает стоимость жетона, принимает монеты или купюры (и дает сдачу) и выдает жетон.
Продолжение следует

Хитч-хайкинг: Автостопом по США и Европе

Центральная Америка - 2. В Лондоне без визы - уже второй раз!

ТАЙВАНЬ: Храмы и горы

Вокруг света без виз

Вебинар «Кругосветные путешествия»