Приглашаем в Школу Путешествий
Путь чая — 6. Шанхайский музей
Путь чая — 6. Шанхайский музей

Шанхай — не только крупнейший в стране промышленный, деловой, финансовый и торговый центр, но и центр культуры. Сам по себе город сравнительно новый — по китайским меркам. Но интерес к древней китайской культуре здесь просто невероятный. Уже в 1952 году был создан Шанхайский музей (Shanghai Bowuguan) — один из крупнейших музеев не только Китая, но и всего мира.
По официальным данным в музее собрано свыше 120 тысяч ценных экспонатов. Для того, чтобы не запутаться во всем этом многообразии, музей разделен на 11 тематических галерей — изделий из бронзы, каллиграфии, нефритовых статуэток и печатей, керамики, скульптуры, нумизматики (монеты и банкноты не только самого Китая, но и соседних с ним стран), антикварной мебели, живописи, этнографии.
Шанхайский музей очень легко найти. Огромное четырехэтажное круглое здание, на квадратном основании, построенное из стекла и бетона (бетона все же больше) находится в самом-самом центре города, на Народной Площади (RenMin GuanChang) — напротив такого же гигантского фонтана. Уже сам размер и имперское величие здания свидетельствует о том, насколько китайское правительство ценит и старается сохранить бесценное исторические наследие страны.

Общее представление

Шанхайский музей такой огромный, что прежде, чем переходить к осмотру каких-то конкретных экспонатов, полезно получить хотя бы общее представление о том, что все-таки в этом музее есть, а чего нет. Как говорил один из героев популярной советской комедии «Предъявите весь список».
Список получается очень длинный. Чего же здесь только нет — и самые разнообразные скульптуры Будды; и многочисленные изделия из бронзы — от кубков для вина до оружия и музыкальных инструментов; и обширная коллекция керамических изделий — от статуэток до ваз и заварочных чайников от эпохи династии Тан до династий Мин и Цин; и и самые вычурные изделия из нефрита — от ювелирных украшений и церемониальных предметов до печатей; и каллиграфия; и живопись; и обширная нумизматическая коллекция — как китайские монеты и банкноты, так и деньги соседних с Китаем стран; и великолепная дорогая мебели из красного дерева; и ремесленные поделки проживающих в Китае нацменьшинств; и каллиграфия и многое, многое другое.
К счастью ориентироваться в музее достаточно просто — вся экспозиция разделена на тематические залы. Поэтому можно мельком заглянуть в каждый из 11 залов, а затем сконцентрировать внимание на самой интересной для нас части экспозиции — на изделиях из бронзы и керамике.
Каждый зал, как уже было сказано, - тематический. Удивляет, что в залах совсем нет окон. Либо это сделано для безопасности экспонатов — не приходится следить за окнами, достаточно охранять только дверь (как и везде в Китае здесь две двери — одна на вход, другая на выход). Либо для того, чтобы внимание не отвлекалось. Залы полутемные, а выставленные в стеклянных витринах экспонаты искусно подсвечены. Фотографировать никто не запрещает, но освещение все же недостаточно яркое для того, чтобы сделать качественные фотографии.

Китайская бронза

Один из самых главных и самых интересных залов музея посвящен истории китайской бронзы.
Китайский Бронзовый век начался в период династии Ся (2070 – 1600 гг. до н.э.), достиг своего зенита в период династии Шан (1600 – 1046 гг. до н.э.) и в начале династии Чжоу (1045 – 256 гг. до н.э.).
Самые древние образцы китайской бронзы, датируемые 1650 г. до н.э., были найдены во время раскопок захоронений китайских правителей. Эта бронза очевидно использовалась исключительно в ритуальных целях. В этой посуде в семейных храмах и святилищах духам предков подносили пожертвования - еду и питье.
В ханьскую эпоху появились оригинальные по форме курильницы — баошань. Их корпус символизировал священную гору со скалами, утесами, деревьями птицами и зверями. Через отверстия, символически изображавшие пещеры, клубился дымок благовоний. До наших дней дошло около 100 таких курильниц, самая древняя из которых датируется 135 г. до н.э.
Позднее даосы использовали курильницы такого типа во время своих медитаций, во время которых адепты вдыхали дым с от галюциногенных растений.
Интересно, что китайцы очень редко использовали бронзу для изготовления оружия или орудий труда — никаких тебе мечей или плугов. Большая часть ценного металла шла на ритуальные цели и на создание произведений искусства. Даже мечи и алебарды по внешнему виду похожие на настоящее оружие, использовались исключительно в ритуальных целях, символизируя не военную, а духовную мощь правителя.
Но стоит ли этому удивляться? Ведь даже изобретенный китайцами порох использовался не для военных целей, а для фейерверков! В Китае искусство всегда очень высоко ценилось!
Убедившись, что посуду из бронзы не использовали не только для чая, но и для приготовления пищи, я перешел в другой зал — в галерею китайской керамики.

Китайская керамика

В трактате Чжу Яня «Тао шо» («Слово о фарфоре»), опубликованном в 1767 году, изобретение гончарного дела приписывается двум легендарным древним правителям — Божественному земледельцу - Шэнь-нуну и Желтому императору — Хуаи-ди. А с точки зрения современных историков, истоки китайской керамики теряются во временах палеолита. Первые керамические изделия появились в древних культурах Яншао («культура красной керамики») и Луншань («культура черной керамики») примерно шесть тысяч лет назад. Тогда еще не использовали гончарный круг, но уже научились обжигать горшки при температуре до 1500 градусов — само по себе достойное техническое достижение. Уже тогда стали наносить на поверхность геометрические орнаменты и изображения животных — как реальных, так и мифологических.
Вначале делали самые примитивные сосуды из глины — исключительно для практического использования на кухне. Но постепенно керамика, как и многие другие ремесла, стала рассматриваться китайцами как один из видов искусства. И из глины стали делать не только горшки для супа, но и высокохудожественные вазы для императора и его сановников. Так появились два вида керамических изделий — для ежедневного использования и для торжественных случаев и религиозных ритуалов.
Жившие немного позднее, вплоть до IIтыс. до н.э., представители культуры Луншань изобрели гончарный круг, и развитие керамики ускорилось. Стали появляться все новые и новые виды, отличающиеся по составу используемых материалов, по технологии обработки, по рисунку и цвету. Затем именно китайцы изобрели фарфор. В английском языке его до сих пор называют точно так же, как и весь Китай — china (само слово «чин» или «чина» пришло из Индии, индийцы называли Китай — Чин (или «Махачина», скаженное произношение названия китайской династии Цин, правившей в Китае в III в. до н.э.). Кстати, древние римляне называли китайцев seres — «людьми шелка» (от «sericum” - шелк). Китайцы всегда удивляли европейцев своими уникальными изобретениями! Кстати, слово Китай пришло в XIIIв. от монголов. Это искаженное от «кидань», названия племени, которое в X веке захватило часть северного Китая. От этого слова и произошло название страны «Катай», а позднее «Китай». Сами же китайцы издревле называли свою страну «Чжунго» (Срединное государство), а себя хань жэнь — люди Хань или «ханьцы» (по названию первой правящей династии, которой удалось объединить весь Китай).
В Европе и на Ближнем Востоке китайский фарфор очень высоко ценили. В арабских сказках «Тысяча и одной ночи» есть упоминание о том, что изысканные яства на стол багдадских халифов подавали исключительно на блюдах из китайского фарфора. Европейские богатеи, ставшие счастливыми обладателями редких фарфоровых вещиц, редко использовали их по прямому назначению. Чаще всего их хранили, как самую большую драгоценность — в золотых и серебряных футлярах. А богатые модницы носили фарфоровые черепки на цепочках — как украшение.
Долгое время весь фарфор был только китайским (как это было с бумагой, шелком, порохом и другими китайскими изобретениями). Затем, секрет изготовления фарфора выкрали (некоторые утверждают, что не выкрали, а сами воспроизвели технологию) и в начале XVIII века Европе наладили его контрафактное производство (стоит ли после этого удивляться, что в Китае сейчас производятся подделки под известные бренды — не китайцы первые начали!).

Путь чая — 2. Русские в Шанхае

Путь чая — 1. Шанхай — город XXI века

Мир без виз - 36. Соляное озеро Чот-эль-Джерид

Мир без виз - 16. Тирана

Центральная Америка - 43. В Гранаду