Приглашаем в Школу Путешествий
Путь чая — 7. Три вида керамики — каменная, гончарная и фарфор
Путь чая — 7. Три вида керамики — каменная, гончарная и фарфор

Различия в геологическим строении и составе почв северного и южного Китая отразилось и на различии исходные материалов и на различии получающихся из них сосудов. Поэтому керамика и фарфор из северных провинций сильно отличается от созданных на юге.

Виды керамики

Керамикой называют все изделия, при изготовлении которых главным компонентом служит глина. Керамические изделия различаются друг от друга по составу самой глины, по использовавшимся в производстве изделий специальным химическим добавкам, по степени обжига, по твердости. В Европе керамику делят на простую обожженную глину, глазированную глину, майолику, фаянс, фарфор.
Сами китайцы делили всю керамику на тонкую (фарфор) и грубую. Грубая керамика, в свою очередь, тоже делится на два вида — каменная керамика (по китайски — cí, по-английски stoneware), которую обжигают в печи при температурах от 1050 до 1250 градусов Цельсия, и гончарная керамика (по-китайски — táo, по-английски earthenware) — обжигавшаяся при меньших температурах (порядка 800-1000 градусов Цельсия).
Как полагают историки, самую древнюю каменную керамики научились делать в III тыс. до н.э. в культуре Мацяо (Мацяо вэнь-хуа,), центр которой находился на территории современного Шанхая. Эта керамика не пропускает воду, корябается с трудом, темного или терракотового цвета, поверхность шершавая, хорошо держит как высокую, так и низкую температуру, может использоваться для готовки в печи. Гончарная керамика пропускает воду, легко царапается, обычно светлого цвета, поверхность гладкая, быстро трескается от высоких/низких температур, и ее нельзя использовать для приготовления пищи.
Фарфор и «каменная» керамика различаются по составу керамического теста и особенностям технологического процесса. В фарфоровой массе должен присутствовать так называемый «фарфоровый» камень (цы-ши) — порода вулканического происхождения, соединение полевого шпата с белой слюдой. Кроме того важна и температура обжига. У каменной керамики она находится в пределах от 1050 до 1250° (в зависимости от сортов и конкретных мастерских). А температура обжига фарфора никак не может быть менее 1350° - только при высокой температуре происходит качественная трансформация исходной физической структуры керамической массы в результате которой и получается фарфор.
Как можно отличить три вида керамики у себя на кухне? Или в магазине перед покупкой?Проще всего с фарфором. Он — полупрозрачный. В какой-то степени свет через фарфор все же проходит (в отличие от двух других видов керамики). Посмотрите через чашку или блюдце, которые вы считаете фарфоровыми, на источник света. Если вы видите хотя бы контуры источника света, то у вас в руках фарфор. Если нет, то — не фарфор (даже, если вы покупали свою посуду как фарфоровую).
Если у вас в руках не фарфор, то что? Это может быть либо каменная керамика, либо гончарная керамика. И как их отличить? Вначале нужно взять чашку в руку и оценить ее вес. Если чашка кажется довольно тяжелой, т. е. обладает достаточно высокой плотностью, то скорее всего у вас в руках каменная высокотемпературная керамика. Теперь посмотрим на днище. Если оно не покрыто глазурью (хотя бы частично), то это еще одно свидетельство о том, что у нас в руках именно каменная керамика. И цвет ее, как правило, темнее, чем у гончарной. Да и выглядит такая керамика больше как ручная работа, чем как изделие промышленного производства. Если же керамика выглядит светлее и достаточно мягка для того, что ее можно поцарапать даже ногтем, то это наверняка гончарная керамика, обжигавшаяся при низких температурах.

Китайский фарфор

Фарфор обычно получают в результате высокотемпературного (не меньше 1350 градусов Цельсия) обжига смеси каолина и «фарфорового камня» (порода вулканического происхождения, представляющая собой полевой шпат в соединении с белой слюдой). Больше всего на его свойства влияет качество исходного сырья и в первую очередь — каолина. Не зря же китайцы называли каолин «костями» фарфора, а полевой шпат - «мясом» фарфора.
Само название «каолин» или каолиновая глина (жирная белая или голубая глина, в составе которой есть каолинит, кремнезем, микроэлементы и минеральные соли - кальций, магний, цинк, медь, калий и т. д.) происходит от названия гор «Гаолин» (по-китайски «Высокие холмы»), которые тянутся с севера на юг на границе провинций Хэнань и Хэбэй. Именно благодаря уникальным свойствам этой уникальной глины и удается делать фарфоровые изделия с гладкими и прочными, но в то же время очень тонкими, почти прозрачными стенками.
Процесс изготовления фарфора состоит из нескольких стадий. Вначале каолиновую глину вымачивают в воде. При этом легкие примеси песка и гравия смываются водой, а очищенная глина оседает на дно. Там, на дне, глина некоторое время отмокает или, как говорят китайцы, «гниет», становясь более мягкой и нежной. Фарфоровый камень дробят до тех пор, пока он не превратится в однородный порошок (вначале это делали, но с XVIIв. стали использовать водяные мельницы). Затем «гнилую глину» смешивают с порошком в большом чане с водой и взбалтывают до получения однородного состояния — как густое молоко. Эту суспензию процеживают вначале через грубое сито из конского волоса, а затем через шелк. И оставляют в покое до тех пор, пока плотные частицы не осядут на дно и не превратятся сплошную массу. После этого воду сливают, а еще мокрую глиняную массу заворачивают в полотно и прессуют в кирпичи. Из них, после предварительной обработки, уже и делали фарфоровые изделия. Вначале было только два способа — на гончарном круге или вручную (если изделие неправильной формы). Но затем использовать прессовку, выдавливание и отливку. На еще не просохшей поверхности иногда делали рельефный декор.
Заготовки сушили на открытом воздухе вплоть до года. Затем их покрывали росписью и обжигали в течение нескольких дней при высокой температуре в огромных печах. Иногда фарфоровые изделия расписывали и уже после обжига (это была уже надглазурная роспись, а не подглазурная). Но в этом случае приходилось делать повторный обжиг для закрепления красок.

Слово фарфор пришло в русский язык не прямиком из Китая, а из Персии — именно оттуда попали в нашу страну первые образцы китайского фарфора. Само слово произошло от слова «багпур», которое само появилось в языке фарси в результате искажения титула китайского императора Сын Неба (тянь-цзы) и означало «императорский» - ведь только для императоров фарфор поначалу и делали.
Английское слово чайна (china),котором обозначают как фарфор, так и весь Китай, произошло, как полагают, от названия города Цзиндэчжэнь (Jingdezhen) в провинции Цзянси (его раньше называли Чанъаньчжэнь, в английском написании - Changnan). Есть, правда, и иная версия происхождения названия страны (и фарфора). По ней оно происходит также из Персии, где было в ходу слово «чини» - им обозначали Китай.
Но, как бы там ни было, именно этот город в период династии Тан (618 — 907 гг. н.э.) стал главным центром китайской фарфоровой промышленности. В XVI веке с одного только императорского завода, находившегося в этом городе в столицу ежегодно отправляли по три тысячи блюд, по шестнадцать тысяч тарелок, по восемнадцать тысяч чашек. Все самого лучшего качества с высоко художественными украшениями.
Первыми изделиями из фарфора были не посуда, а сосуды «хуньпин» (hunping), украшенные миниатюрными скульптурными группами. В период Шести династий (222 - 589 гг.) и династии Тан (581–907) их использовали как урны для кремации.
Раз уж стали разбираться в видах керамики, нельзя упомянуть про фаянс, хотя к Китаю он не имеет никакого отношения. Само слово «фаянс» происходит от названия итальянского города Фаэнца. При изготовлении фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (только немного в другом соотношении компонентов) и аналогичная технология (есть лишь различия в режиме обжига). Скорее всего, фаянс получился в результате попыток наладить в Европе свое собственное фарфоровое производство. Но точно так же, как шампанское может производится только в Шампани, настоящий фарфор делается только в Китае. Причем делается очень давно и с успехом.
«Как ясное небо он чист,
Невесом, как бумажный лист.
Прекрасен, как горный нефрит,
Как горное эхо звенит…»
Так писал Ли Бо, знаменитый поэт эпохи Тан, о настоящем китайском фарфоре. Лучше и не скажешь. Кстати, обратите внимание, на последнюю строчку - «... звенит». Именно за необычайно мелодичный звон к китайцы больше всего и ценили фарфор. Чем звук чище и тоньше, тем фарфор лучше. Особо ценились сервизы, в которых каждая чашка при ударе по ней серебряной ложечкой издавала свой, отличный от других, звук.
В Китае фарфор изобрели в конце VI или в самом начале VII века. Самые древние из известных на сегодня образцов были созданы в 618-620 гг. в мастерских Динчжоу, на северо-западе провинции Хэбей, примерно в 150 км от Пекина. Первые фарфоровые сосуды, которые называют «байдин» («белые изделия из Динчжоу») покрывали глазурью цвета слоновой кости. Затем технологию переняли и в других центрах по производству керамики.
Первыми из европейцев фарфор увидели венецианцы. Поначалу они даже не поверили, что фарфоровые чаши и вазы сделаны руками человека. Их потрясла безукоризненно гладкая поверхность — как у раковин «каури» (в древнем Китае их использовали в качестве денег, а на островах Океании раковины-деньги вращались вплоть до XXвека). Итальянцы называли эти раковины «парчелино» (поросенок), очень уж они напоминали молочных поросят по форме — от этого слова и произошло название итальянское название фарфора - «порцеляна» (porcellana) и французское - порсэлэн.

Путь чая — 6. Шанхайский музей

Путь чая — 5. Янчжоуская или Шанхайская кухня?

Путь чая — 4. Китайская кухня

Путь чая — 3. На реке Хуанпу

Центральная Америка - 33. Руины Тикаля