Приглашаем в Школу Путешествий
Путь чая - 8. Керамика и фарфор династии Тан
Путь чая - 8. Керамика и фарфор династии Тан

В галерее керамики «Шанхайского музея» собрана огромная коллекция — погребальные сосуды, статуэтки, вазы... А где же чайники? Оказалось, заварочные чайники стали делать сравнительно недавно. На протяжении первых двух тысяч лет употребления чая прекрасно обходились и без них.
На классический вопрос, «что появилось раньше курица или яйцо» в приложении к чайным чашкам и заварочным чайникам, которые сейчас обычно существуют в виде единых чайных сервизов, ответить очень легко.
Вначале появились чашки. Первое упоминание об использовании фарфоровой посуды для чайной церемонии относится к периоду династии Тан. Именно в этот период чай и чаепитие стали широко распространяться по всему Китаю. Самымизвестным из первых трактатов, посвященных чаю и чаепитию, стал «Канон чая» (Ча цзин). Его составил и записал мастер чайной церемонии Лу Юй (733–804), почитаемый в Китае как один из трех божеств чая (ча шэнь).
Будущий «бог» - вполне историческое лицо. Он родился, вернее его — сироту — нашли, в Цзинлине, провинция Фучжоу (нынешний округ Тяньмэнь в провинции Хубэй), затем под руководством буддистского монаха Цжи Цзи воспитывался в чань-буддистском монастыре Цзинлин Лунгайсы. Там он получил первые сведения об искусстве выращивания и приготовления чая. Затем Лу Юй он отправился на родину чая в Хучжоу и продолжал изучать чай уже не буддистской, а с конфуцианской точки зрения. Постепенно он стал не только знатоком, но и признанным мастером. Свои знания о выращивании, производстве и употреблении чая он и отразил в своем трактате.
Писал там великий чайный мастер и о посуде. С его точки зрения, самые лучшие чашки для чая — это чашки из Юэ Чжоу (Yuezhou (современныйYuyao), провинция Чжэцзян). В его трактате также упоминаются чайные чашки, произведенные в Синь Чжоу, Ву Чжоу, Юэ Чжоу, Шу Чжоу, и Хунь Чжоу (Лу Юй их расставил в порядке убывания качества производимой в этих местах чайной керамики). Лу Юй долго и подробно рассуждал о преимуществах и недостатках чайных чашек, производившихся на разных заводах. Свое мнение он — как это тогда было принято - облекал в яркую художественную форму. Например, чайную посуду Синь Чжоу он сравнивает с серебром, а изделия из Юэ Чжоу – с нефритом (или первую - со снегом, а вторую — со льдом). Белая посуда Синь Чжоу придает налитому в нее чаю оттенок киновари, а посуда Юэ Чжоу - с зеленоватым оттенком - усиливают истинный цвет чая, делая его на вид еще более зеленым.
Можно соглашаться или не соглашаться с субъективными оценками великого чайного мастера. Но одно совершенно очевидно. Уже в IXвеке в Китае чайную керамическую посуду делали не кустарными методами, а на специализированных заводах, расположенных в различных частях страны. Это может служить свидетельством того, что и сам чай к тому времени был уже очень популярен.
Между производителями фарфора шло соревнование за создание самой качественной и оригинальной чайной посуды.

Искусственный нефрит

Главной целью китайских мастеров при создании фарфора было стремление к созданию «искусственного нефрита». И это им удалось. Однако вскоре фарфор перестал быть просто копией или всего лишь материалом для создания посуды. Изделия из фарфора постепенно стали превращаться в объекты оригинального искусства.
Фарфоровые изделия принято было называть по названию мастерских, гончарных печей, мест изготовления. Кроме того, фарфор различался на виды и по внешним признакам - гладко глазурованный или расписной, монохромный или с цветной эмалью, с гравировкой или с рельефным рисунком. В результате существует неисчислимое множество самых различных видов фарфора. Но только некоторые из них приобрели признание и широкую славу, стали цениться дороже золота.

Керамика «цин тао» и селадон

Предшественницей фарфора была зеленая керамика - «цин тао». Ее делали из смеси каолиновых глин с песком и покрывали глазурью из свинца с добавлением окислов железа, которая и давала оттенки серо-зеленого, зеленого или зеленовато-коричневого цвета. Такой тип керамики научились делать в IV – III вв. до н.э. на юго-востоке Китая, в провинции Чжэцзян. А затем ее производство освоили по всей стране.
В период династии Тан появился новый тип зеленой керамики - «юэская керамика», по названию местности, где находился центр по ее производству — Юэчжоу, в восточной части провинции Чжэцзян. В результате того, что исходные материалы стали проходить более тщательную очистку, черепок приобрел серо-белый цвет. А в рецептуру глазури ввели новые минеральные добавки, в том числе титан. Поэтому в палитре керамических изделий стали преобладать желто-зеленый и нефритово-зеленый цвета, что делало их похожими на изделия из очень высоко почитаемого в Китае нефрита.
Наивысшей формой зеленой керамики стала керамика «доуцинтао» (в пер. с кит. «керамика светло-зеленого (горохового) цвета») или «лунцюань» (по названию местности, где ее производили — Лунцюань в юго-западной части провинции Чжэцзян). Это были монохромные изделия (хотя цветовая гамма постоянно расширялась и включала, наряду с зеленым, также и бирюзовый или салатный) с толстыми или тонкими стенками, украшенными гравировкой или орнаментом. В Китае эти изделия пользовались популярностью из-за их внешнего сходства из изделиями из нефрита. А в Европе они стали популярны благодаря тому, что случайно оказались там первым увиденным типом китайской керамики. Название - селадон - дали по имени пастушка Селадона, одного из героев французского пасторального романа «Астрея» Онорэ д'Юрфэ. В популярной пьесе, поставленной по мотивам этого романа, Селадон представал одетым с головы до ног во все зеленое, чем и выделялся на фоне всех остальных героев. Есть также версия, что термин произошел от арабского слова «салудун» - твердый, крепкий, что полностью соответствует качеству черепка изделий.
По составу и степени очистки исходных материалов, а также по технологии производства селадоны уже мало чем отличаются от «настоящего» фарфора.

Керамика «санкай»

В центральной части Китая, в районе Лояна, уже в период династии Тан, наладили производство трехцветной поливной керамики со свинцовой глазурью — «санкай» (или саньцай-тао), еще одной предшественницы фарфора.
При изготовлении этих керамических изделий использовали каолиновую глину с добавлением кварца, а иногда, в небольших количествах, и «фарфорового камня». Обжигали их при температурах 1170 — 1300 градусов Цельсия. Перед обжигом готовые изделия покрывали белой глиной (каолин) и наносили глазурь. В печи эта глазурь начинала плавиться, образуя неравномерные, плавно переходящие друг в друга подтеки. Именно они и придавали готовым изделиям особый шик.
В переводе с китайского «санкай» означает «трехцветная». В связи с тем, что в состав глазури входили свинец и окислы меди, железа, кобальта и марганца изделия чаще всего приобретали оттенки зеленого, желтого или коричневого цвета. Но зачастую этими цветами не ограничивались. Кроме того, готовые изделия иногда еще и расписывали.
Из этой керамики делали как бытовые изделия — вазы, фляги для вина, так и ритуальные изделия для захоронений. Именно они большей частью и дошли до наших дней и широко представлены в Шанхайском музее. Среди этих предметов больше всего изображений лошадей и верблюдов — их клали в гробницы вместо того, чтобы погребать с хозяевами самих животных.
Производство «трехцветной поливной керамики» постепенно сокращаясь, пока не сошло на нет где-то в X – XIII вв. Это может быть связано с уничтожением производственных центров сань-цай в результате частичного завоевания Китая чжурчжэнями. Но вероятнее всего такая керамика просто не выдержала конкуренции с фаофором, и ее производство было прекращено за ненадобностью. В настоящее время недалеко от Лояна возобновили производство такой керамики. Выпускают преимущественно сувениры — статуэтки лошадей и верблюдов, стилизованные под изделия, которые клали в гробницы в VII—VIII вв., а также
делают крупные скульптуры, которые устанавливают в парках или перед входом в здания.

Керамика «цзянь»

Самым популярным типом керамики, использовавшемся в процессе чаепития была покрытая глазурью керамика «цзянь» (по-английски Jian tea ware). В Японии эти чашки из провинции Фуцзянь очень популярны до сих пор (это связано с технологией заваривания чая, отличающейся от современной китайской технологией и больше похожей на древнекитайский способ заваривания чайной пыли). Эти чашки там называют «темноку» (temmoku) — от искаженного названия китайской горы «Тианму Шань» (Tianmu Shan) — они попали в Японию из буддистского монастыря, находящегося как раз в этих горах.
Чашки «цзянь» делают из очень темной крупнозернистой керамики, а затем покрывают блестящей синевато-черной или коричневато-черной глазурью. Сама по себе чашка кажется чересчур темной и даже мрачной. Но когда на ее поверхность попадает свет, глазурь начинает переливаться различными цветами — удивительное зрелище. Эту посуду делают из богатой железом глины, а затем обжигают в печах при температуре около 1300 °C. В результате получается не настоящий фарфор, а всего лишь низкотемпературная гончарная керамика. Глазурь делается из той же глины, но затем обжигается в древесном угле. Под воздействием высокой температуры глазурь плавится и стекает каплями по бокам чашки, а у днища толщина глазури всегда больше, чем у ободка чашки. При этом на ее поверхности создается рисунок, который называют «мехом зайца» - у каждой чашки свой уникальный паттерн. Самыми ценными считаются чашки с грубым дном без блеска и тонким слоем глазури, который равномерно покрывает всю чашку, но все же немного не доходит до дна.
Пика своей популярности этот вид керамики достиг в период правления династии Сун (960 — 1279). Позднее секрет изготовления этой уникальной глазури был утерян. Конечно, пытаются сделать что-то похожее. Но пока безуспешно.
В XIвеке только такой вид керамики применяли во время чайных церемоний при дворце императора и сановников. Такой выбор объясняется тем, что в то время чай делали в форме брикетов. Перед завариванием брикет прокаливали на огне (чтобы он размягчился) и тщательно перетирали его так, чтобы кусочки чая были не больше рисового зерна. Затем чай засыпали в котел с кипящей водой и варили практически как суп (часто для вкуса еще и соль добавляли). К густой пене, образующейся в процессе варки, относились с таким же уважением, как сейчас относятся к пивной пене — как к показателю высокого качества чая. Чай вместе с пеной разливали по чашкам. Эта техника заваривания чая называлась «чжуча» (в переводе с китайского - «варка чая»). В эпоху Сун (960 1279) ее немного модифицировали и стали называть «дяньча» (распаривание чая). Чайные листья по-прежнему растирали в порошок, но не варили, а насыпали сразу в чайную чашку. Затем этот порошок заливали кипятком и с помощью специальной бамбуковой кисточки взбивали до получения пены (эта техника дошла до наших дней в качестве одного из элементов не китайской, а японской чайной церемонии - «тяною»). На фоне темной чашки чайная пена казалась ослепительно белой — как свежевыпавший снег. Именно поэтому темные чашки и ценились больше, чем светлые, на фоне которых пена терялась. Кстати, чай пили не напрямую из чашки, а зачерпывали ложкой и с шумом втягивали в себя. Позднее такой способ сочли чересчур варварским и стали отпивать чай маленькими глотками из аленьких чашечек.

Путь чая — 7. Три вида керамики — каменная, гончарная и фарфор

Путь чая — 6. Шанхайский музей

Путь чая — 1. Шанхай — город XXI века

Центральная Америка - 12. Шочитекатль

Кинофестиваль «TRAVEL FILM по-русски»