Приглашаем в Школу Путешествий
Путь чая — 9. Керамика и фарфор династии Сун
Путь чая — 9. Керамика и фарфор династии Сун

Чайное искусство существовало издревле. Но активное его развитие началось только в X веке. Распространению чая во многом способствовали бродячие буддистские монахи — они использовали чай для своих медитаций. По мере роста спроса, начался и рост производства чая. Хотя главным оптовым заказчиком по-прежнему оставался императорский двор. Именно для для императора и его сановников и стали выпускать специальную чайную посуду.

Керамика «дин-яо»

К моменту воцарения династии Сун керамика «дин-яо» уже производилась в районе Динцзя (Ding Xian), современный Чуян (Chuyang), в провинции Хэбэй. Ее ценили очень высоко и использовали только для торжественных императорских церемоний.
В период династии Тан (до 618 года) изделия в стиле «дин-яо» покрывали зеленой, черной или коричневой глазурью. Но в период династии Сун (после 960 года) чаще всего использовали однотонно белую глазурь. Перед обжиганием на изделия наносилась гравировка. В процессе обжига края чашек и сосудов часто не удавалось покрыть глазурью (ее блеск сравнивали с «влажностью росы») — чисто из-за технических проблем. Чтобы скрыть этот брак, края чашек покрывали тонким слоем серебра или золота. В результате, посуда уже не выглядела как дефективная, а выделялась на общем фоне своей «изюминкой». Это как раз и привлекало к этому типу керамики повышенное внимание влиятельных особ.
Когда императорский двор переехал на юг, то получать производившуюся на севере керамику стало невозможно. Вскоре ее место на столе заняли изделия «цинбай-яо».
Классический образец керамики «дин-яо»

Фарфор «цинбай-яо»

В период династии Сун керамикой «цинбай-яо» (Qingbai, в переводе с китайского «синевато-белый») называли фарфор с тонким синеватым оттенком. Этот тип фарфора продолжают выпускать и по сей день, но уже под новой торговой маркой — Yingqing.
Фарфор «цинбай-яо» отличается от других видов тем, что изначально белый фарфор покрывают цветной глазурью. Этот фарфор уже был рассчитан не только на вельмож, но и на простых людей — в отличие от большинства других типов керамики, производившихся исключительно для императора. Именно поэтому фарфор этого типа была так широко распространен — в самых разных видах.
Этот тип фарфора не включают в число «классических типов керамики» династии Сун. Но посуда с тонкими полупрозрачными стенками, покрытыми удивительно гладкой синевато-зеленой глазурью (за счет использования специальных добавок с высоким содержанием железа) по праву относится к числу лучших образцов китайского фарфора.
Своего наивысшего расцвета фарфор «цинбай-яо» достиг в период X-XIII веков. Тогда главный центр его производства находился в городе Цзиндэчжэнь, провинции Цзянси. Однако, и во многих других местах этот тип фарфора производился в промышленных масштабах. Этот фарфор поступал не только на внутренний китайский рынок, но и активно экспортировался в соседние с Китаем страны.
Классический чайник из фарфора «цинбай-яо»

Фарфор «ру-яо»

Как и фарфор «дин», фарфор «ру-яо» (ru ware) делали в северном Китае, и тоже почти исключительно для императорского двора. Центр производства этого фарфора находился в Ружоу (Ruzhou, сейчас это уезд Линру), недалеко от столицы Северной Сунь города Кайфын (он же был известен как Далян), в провинции Хэнань.
Про этот фарфор говорили, что он «Голубой как небо, нежный как джем, красив как крылья цикады, блестящий как звезды и гладкий как глазурь». Особенности технологии приводили к тому, что растворенные в глазури кусочки металлов в результате окисления придавали поверхности керамических изделий различные цветовые оттенки — от пепельно-серых до голубых и бирюзовых оттенков.
В результате того, что глазурь остывала быстрее, чем сам материал изделия, на поверхности образовывались трещины. На самом деле это ни что иное как технический брак. Но китайцы посчитали это не браком, а «изюминкой», придающей фарфоровым изделиям особый шик. Поэтому посуда из этого фарфора становилась все тоньше и тоньше, а глазурь (с художественными трещинами) все толще и толще. Дошло до того, что глазурь стала даже толще, чем стенки посуды.
Фарфоровые изделия в стиле «ру-яо» ценились за мягкость цветов, изящность и симметричность формы. В этом стиле делали чайные чашки, заварочные чайники, сосуды для розлива чая, мелкую чайную утварь.

Фарфор «цзюнь-яо»

Фарфор «цзюнь-яо» (jun ware) отличалась более толстыми стенками, чем у керамик «дин-яо» или «ру-яо», и покрывалась толстым-толстым слоем красной, розовой, фиолетовой или зеленой глазури с окислами меди. При этом посуда выглядела не только более толстостенной, но и более грубой. Свое название этот фарфор получил от Цзюньтай(кит. Juntai — нынешний Yuzhou), в провинция Хэнань, где его и делали в период правления династии Сун.
Фарфор «цзюнь-яо» считается очень ценным и редким. Глазурь, с переливами сине-фиолетового и бордового цветов с темно-красным блеском, на каждом изделии имеет свой особый неповторимый рисунок. Технология обжига очень сложна и несовершенна. В результате почти 70% продукции после обжига идет в брак. Зато оставшиеся 30% ценятся еще больше.
Восьмой император династии Сун - Хуэйцзун (1100–1126 гг.), издал указ, по которому ежегодно можно изготавливать не больше 36 фарфоровых изделий типа «цзюн-яо». И поставлять их только исключительно для императора. Поэтому-то сейчас такие изделия очень редко встречаются в музеях.

Фарфор «гуань-яо»

Фарфор «гуань-яо» (Guan ware), название которого можно перевести как «императорский» или «официальный», предназначался для использования только при императорском дворе. Ранее упомянутые типы фарфора, впрочем, тоже использовались преимущественно при дворе. Отличие было главным образом в том, что этот фарфор и производился на принадлежащей лично императору фабрике. Фарфор «гуань-яо» высоко ценился благодаря особенности, которую можно было бы принять за технический брак. На ножке или горлышке, на краю краю сосуда глазурь была такой тонкой, что сквозь нее просвечивала керамическая основа изделия и на краю глазури происходило окисление входящего в ее состав железа. Образовывался «ржавый» ободок. Ему давали поэтические названия - «железная ступня» и «коричневый рот» (ободок был разных оттенков — от светло-коричневого до кирпично-красного). По такой технологии делали блюда, бокалы, чаши, кувшины, подставки для кистей. Самые знаменитый образцы, созданные знаменитым мастером Шао Чэн-чжаном, обычно были окрашены в зеленые и розовые цвета различных оттенков.
Этот тип фарфора так высоко ценился, что вскоре появились подражатели. В частности очень похожие изделия фарфора «дже-яо».

Фарфор «дже-яо»

Название «дже-яо» (ge ware) можно перевести как «керамика старшего брата». Дело в том, что в Лунцюаньсяне (Longquan), провинция Чжэнцзян, работали два брата — Чжан-старший и Чжан-младший. Один делал стандартную керамику цвета морской волны,
Старший брат делал фарфоровые изделия белого и горохового цветов с матовой серовато-синей глазурью, испещренной мелкими желтовато-коричневыми и крупными черными линиями или трещинами (их называли «золотые иглы, железные нити»). У его изделий также был «коричневый рот», как и у фарфора «гуань-яо». Да и глину, как полагают, он брал на том же месторождении. Этим якобы и объясняется внешняя похожесть керамики этих двух типов. Фарфор голубого, изумрудного цвета и цвета морской волны, который делал младший брат, назывался «ди-яо» - «керамика младшего брата» (или «лунцюань-яо» - керамика из Лунцюаня) .
Поначалу фарфор «дже-яо» вначале ценился значительно меньше, чем «гуань-яо». Но с годами его ценность в глазах настоящих знатоков и коллекционеров постоянно возрастала. Она достигла своего пика уже в период династии Мин (хотя к тому времени фарфор этого типа уже сильно изменился - по сравнению с первоначальным вариантом).

Путь чая - 8. Керамика и фарфор династии Тан

Путь чая — 7. Три вида керамики — каменная, гончарная и фарфор

Путь чая — 6. Шанхайский музей

Мир без виз - 42. Цитадель

Центральная Америка - 27. Шпухиль