Приглашаем в Школу Путешествий
Путь чая — 10. Современная китайская керамика
Путь чая — 10. Современная китайская керамика

Во времена правления династии Юань (1271-1368) на территорию Китая обрушивались монгольские армии Чингис-хана и Кубла-хана. В этот период большинство чайных плантаций было уничтожено. Чай вновь стал редким экзотическим напитком — только для самых тонких знатоков. Поэтому нет ничего удивительного, например, в том, что побывавший в это время в Китае путешественник Марко Поло ни разу даже не попробовал чай. Одновременно с потерей интереса к чаю, резко снизились и объемы производства керамики.
После освобождения Китая от «монгольского ига» воцарилась династия Мин ((1368–1644) ), и в производстве керамики произошла технологическая революция. Появились новые технологические приемы производства, поменялся дизайн и форма изделий, их цветовая окраска.
К XVIIвеку китайские мастера смогли добиться того, что изделия из фарфора получались удивительно белыми (впрочем, китайцы различали много его оттенков: кроме чисто белого, это были «цвет мяса свежей рыбы» (с розоватым оттенком), «цвет слоновой кости» (с палевым оттенком), «цвет снега» (серебристо-белый), «цвет нефрита» (белый с зеленоватым или сероватым оттенком).
Наличие белой, а не темной, как раньше, поверхности изделий дало возможность проявиться мастерству художников, расписывающих фарфоровые изделия. Они могли использовать любые цвета по своему собственному вкусу. И использовали. А производители фарфора обеспечили их широкой палитрой красок. Фиолетовую делали на основе марганца, красную — на основе меди с добавлением к ней толченого рубина, черная — иридия, розовая — золота. Окись меди давала все оттенки зеленого, желтого и голубого цветов, окиси железа — желтую цветовую гамму, а марганца — красно-коричневые и фиолетовый цвета.
В европейском искусствоведении все многочисленные виды росписей принято разделять на семейства. Самые известные из них два - «зеленое семейство»(famille-verte) и «розовое семейство» (famille-rose).
К «зеленому семейству» относят росписи не только в зеленого цвета во всех его тонах и оттенках. В них также присутствуют красные, желтые, лиловые и черные цвета. Но зеленый все же преобладает. На изделиях «зеленого семейства» можно увидеть не только всевозможные бабочки, причудливые цветы или растения, но и сюжетные сценки из жизни или из литературных произведений.
«Розовое семейство» объединяет изделия, при украшении которых использовали специальную краску на основе коллоидного золота. Мельчайшие частицы золота и создавали розовый фон. ,По сюжету эти изделия мало в чем отличались от изделий «зеленого семейства», хотя чаще всего встречались разнообразные вариации одного сюжета - «цветы и птицы».
В период правления императора Чжу Чжаньцзи (1398 — 1435) в украшении посуды стали использовать синюю краску, созданную с использованием солей кобальта. С ее помощью стали делать бело-синие фарфоровые изделия (в зависимости от происхождения минерала и его концентрации роспись могла иметь разный цвет: серо-голубой, пастельно голубой, ярко синий, синий с пурпурным оттенком или даже черный). Краски на основе кобальта не только использовались для росписи изделий, была изобретена и оригинальная техника - «брызганый кобальт» (фэньцин, в Европе эта техника известна как blue poudre). Кобальтовый порошок наносился на поверхность изделия с помощью своеобразного пульвелизатора (его выдували из полой палочки) и образовывал неровные пятна. После нанесения на них глазурного покрытия и обжига пятна служили фоном для росписи золотом.
«Бело-синий» фарфор сейчас считается чуть ли не самым высоким достижением династии Мин в искусстве. Хотя уже мало кто помнит, что синие рисунки придумали не китайцы. Они заимствовали эту идею на Ближнем Востоке. И поначалу синие рисунки называли «магометанский синий». А первый заказ на большую партию изделий из бело-синего фарфора производители получили от монголов. Да и соли кобальта, из которых делалась синяя краска тоже добывали не в Китае, а импортировали из Персии. Вот и получается, что посуда, сделанная по заказу монголов, на основе заимствованных у арабов орнаментов с помощью сделанной из иранского кобальта краски стала … одним из самых узнаваемых символов Китая!
Именно в период династии Мин в Китае впервые наладили массовое производство изделий из фарфора. В одном только императорском дворце насчитывалось около 300 тысяч фарфоровых столовых предметов, и каждый год к ним добавлялись еще десятки тысяч изделий. Елена Яковлевна Данько в книге «Китайский секрет» писала: «…Двор богдыхана требовал каждый год: 31тыс. Блюд, 16 тыс. тарелок с синими драконами, 18 тыс. чашек с цветами и драконами, 11 200 блюд с написанными словами: „фу“ — счастье и „чеу“ — долгая жизнь. В приказах богдыхана по фабрикам говорилось, что посуда для двора должна быть голубая, как небо после дождя в промежутках между облаками, блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день». И китайские мастера фарфора, по ее словам, справлялись с таким планом; «Рабочие умели делать удивительные вещи: посуду белую, как цветы яблони, посуду лиловатую, как аметист, и еще красную матовую посуду, похожую на коралл, всю в резных узорах. Они делали фонари, расписанные пурпурными пионами, которые чудесно светились, если внутри зажечь огонь. Другие фонари — в виде рыб и драконов с горящими глазами».
В это же время фарфоровые изделия стали доступны и широким слоям населения, а начиная с правления императора Ванли (1572 - 1620) стали поставляться на экспорт — в Индию, Персию, арабские страны и Европу. Причем, в поистине массовых объемах. Например, в одном только 1753 оду а пяти кораблях (два британских, французский, голландский и датский) привезли в общей сложности свыше миллиона фарфоровых изделий! Интересно, что на экспорт отправляли преимущественно изделия, отбракованные для использования на внутреннем рынке. В портовых городах, в первую очередь в Гуанчжоу, где были представительства европейских торговцев, стали делать фарфоровые изделия и специально на экспорт — с росписями как в «китайском», так и в «европейском» стилях. Могли сделать и на заказ, по присланным из Европы эскизам.

Изменения в технологии заваривания чая

Технология заваривания чая также радикально изменилась именно в период правления династии Мин (1368 - 1644). Император Чжу Юаньчжан (известный также как император Хонгву, храмовое имя — Тай-цзу, посмертное имя Гао-хуанди, 1328 – 1398 гг.) лично заваривал себе исключительно цельные чайные листья — их специально для него доставляли из южных регионов страны. По примеру императора на заваривание листьев переключились и его сановники. Вскоре последовал императорский указ, ограничивающий изготовление плиточного чая. Вместо него крестьянам предписывалось делать рассыпной чай — саньча. Изменилась и техника заваривания. Чайные листья, также как и чайный порошок, можно заваривать прямо в чашке. Но в заварочном чайнике это делать все же значительно удобнее. Чайники в Китае были и раньше. Но их использовали для вина, а не для заварки чая.
Первые заварочные чайники появились именно в эпоху Мин. Сразу же после этого темная чайная посуда «цзянь» сразу же стала терять свою былую популярность (и сейчас встречается в обиходе только в Японии, где не еще не забыли древнюю технологию варки чая). Ей на смену пришли другие виды керамики.

Керамика «исинь»

Чайная посуда не родилась сразу в ом виде, к какому мы привыкли. Она эволюционировала постепенно — по мере роста мастерства гончаров и в связи с изменениями технологии заваривания и употребления чая. Вначале, когда чай заваривали прямо в котле, в котором на костре кипятилась вода, в качестве чайной посуды использовали те же чашки, из которых ели рис. Затем изобрели чашку с крышкой и блюдцем. Чай стали заваривать в ней, а не в котле. Пили же из специальных маленьких чашечек, которые раньше использовали для вина. Затем у чаше появились ручки, а у большой чашки для заваривания еще и носик. С помощью ручек чашки и чайник можно было брать уже не двумя руками, как раньше, а одной. Разница не принципиальная, но смотрится эстетичнее.
Первые заварочные чайники, созданные в период династии Мин, делались для использования исключительно во время поездок, когда нельзя было заваривать чай в полном соответствии со сложной церемонии и требовалось что-то простое. Поэтому и первые заварочные чайники были по своей форме простые, без всяких выкрутасов. Только в уже в период династии Цинь в XVIII веке стали использовать чайники и в стационарных домашних условиях. Тогда стали делать более оригинальные по форме и богато украшенные каллиграфией, орнаментами, печатями и барельефами чайники.
Центром производства заварочных чайников стал уезд Исин, в провинции Цзянсу. Отсюда и название для этого типа керамики -«исинская» (Yixing ware). Ее производят, начиная с VI – VIII вв, исключительно из местной разновидности каолиновой глины, в которой много окислов железа и кремния. При смешении исинской глины с кварцем получается мелкозернистая керамическая масса, дающая очень твердый, плотный, тонкостенный и водонепроницаемый черепок коричневого, красно-коричневого, желтого, зеленого или даже синего цвета. В процессе обработки изделия приобретают легкий блеск, напоминающий глазурованное покрытие. Хотя никакой глазури или красителей в производстве не применяют.
В Китае исинская керамика называется «шитао» (каменная) или «цзытао» (пурпурная). Благодаря свойствам местной глины керамика обладает повышенной термостойкостью и теплоизоляцией — идеальные свойства для чайной посуды. Чайник из такой глины получается очень прочным, способен долго сохранять вкус чая. А благодаря высокой жаропрочности, ручка остается холодной даже после того, как в чайник заливают кипяток и оставляют настаиваться.
Согласно археологическим данным, производство исинской керамики началось в VI—VIII вв., В Европу исинская керамика попала в начале XVIII века и получила наименование «красный фарфор».
В Китае исинскую керамику принято делить а несколько видов.
Керамика«зиша» (zisha) или «зини» (zini) – в переводе «пурпурная глина» - каменная керамика яркого пурпурно-красно-коричневого цвета.
Керамика «жуша» (zhusha) или «жуни» (zhuni) — в переводе «глина цвета киновари» - керамика из красно-коричневой глины с высоким содержанием железа.
Керамика «дуанни» (duanni) — в переводе «укрепленная глина» - каменная керамика, в которой к классическим глинам, используемым при производстве «жуни» или «зини», добавляют различные добавки, в результате чего керамика меняет свою текстуру и цвет — от бежевого, синего и зеленого до черного.

Шиваньская керамика

Шиванску керамику производят в деревушке Шивань, недалеко от Гуанчжоу, начиная с XVвека. Из местной глины делают толстостенные изделия с глазурным покрытием синего, бирюзового, темно-фиолетового и желто-коричневого цветов. Как посуду (столовую, чайную, винную) или декоративные вазы, так и архитектурную керамику — декоративную скульптуру, плиты с рельефными и горельефными изображениями, а также архитектурные детали — например, коньки традиционных черепичных крыш.
Вся посуда украшена подглазурной кобальтовой росписью (иногда с вкраплениями розового цвета) поверх которой нанесен слой прозрачной глазури. Сосуды толстостенные, но привлекают к себе внимание необычной формой.
Ручки и крышки украшаются изображениями зооморфных фигур, а в росписях преобладают растительные мотивы. По своему внешнему виду изделия шиванской керамики удивительно напоминают гжель.

Современная китайская керамика

Все типы керамики, созданные в предыдущие эпохи, не стали давней, всеми забытой истории. В Китае никогда особенно не ценили авторские права. Поэтому образы старой керамики без зазрения совести копировали и воспроизводили в более позднее время. Поэтому сейчас только опытные специалисты, да и то не всегда могут отличить настоящие раритеты от недавних подделок. Зато простой покупатель за сравнительно небольшие деньги сейчас может купить себе чашку или чайник, созданный практически по той же технологии и практически в таком же стиле, как и несколько сотен лет назад.
Ситуация с китайской керамикой очень напоминает ситуацию с китайской кухней. Единой китайской керамики не было и нет. На протяжении почти тысячи лет существовали различные школы, выпускались разные виды гончарной и каменной керамики, фарфора и фаянца. Керамические изделия были элитарные и предназначенные для массового производства. Когда речь идет о всемирно известном китайском фарфоре, обычно имеют виду всего лишь один из его видов — так называемый «бело-синий фарфор». Но это связано всего лишь с тем, что именно такой фарфор в массовых объемах импортировался в Европу в XVIII – XIX веках. И именно его взяли за основу, когда в Европе стали создавать фабрики по производству фарфора, на которых стали выпускать свой, хотя и сильно похожий на китайский, фарфор.

Как правильно выбрать чайник

По внешнему виду чайник нужно выбирать, ориентируясь исключительно на свой собственный вкус. Никаких строгих эстетических стандартов тут нет. Важнее чисто технические критерии. Чайник должен быть сделан из качественных материалов и иметь правильную геометрическую форму (имеется в виду не кривой и не кособокий — и такие встречаются). Для начала нужно открыть крышку и понюхать внутри. Хорошо, если нет совсем никакого запаха. В крайнем случае можно согласиться и на тонкий запах исходных материалов — глины или керамики. Но если есть какие-то посторонние запахи, то от такого чайника лучше отказаться. Отмыть его полностью вряд ли удастся, и чай будет испорчен. Крышка должна герметически закрывать чайник, но не сидеть в нем слишком прочно. Проверить, насколько правильно она прилегает к чайнику, можно с помощью простого опыта. Нужно налить полный чайник воды и накрыть его крышкой, прижав палец к дырочке наверху крышки. В хорошем чайнике вода при этом не должна выступать поверх крышки. Теперь проверим носик. При выливании из чайника вода должны выходить ровной плотной струей, а не толчками. А при выпрямлении чайника вода не должна стекать по носику или частично возвращаться назад в чайник. Вообще, после того, как воду из чайника вылили, на дне не должно оставаться ни капли. Важно, чтобы чайник был правильно сбалансирован, а ручка удобно располагалась в руке. В этом случае он не будет выворачиваться из руки, даже будучи до краев наполнен водой.

Путь чая — 9. Керамика и фарфор династии Сун

Путь чая - 8. Керамика и фарфор династии Тан

Путь чая — 7. Три вида керамики — каменная, гончарная и фарфор

Путь чая — 6. Шанхайский музей

Путь чая — 4. Китайская кухня