Приглашаем в Школу Путешествий
Путь чая — 19. Отправляемся в паломничество
Путь чая — 19. Отправляемся в паломничество

В Китае никогда не было одной официальной государственной религии (в европейском понимании этого слова). Наоборот, существовала удивительная для европейцев — христиан свобода вероисповедания. На это явление обращали внимание попадавшие в Китай христианские миссионеры и дипломаты. Жан де Перуз в 1326 году писал; «Тут принято такое мнение или, точнее, заблуждение, что каждый может спасаться в своей религии». С ним полностью был согласен и первый российский посланник Николай Гаврилович Сапфарий (настоящее имя Милеску Николаэ Спэтарул, 1636 — 1708), побывавший в Китае в 1675 году: «... в Китае всякий человек, что может, то и верит, и какую веру хочет, таковую и принимает, о том ныне и заказу нет, меняют многие свою веру в один год многажды, как им полюбится».
Изначально религий и не сильно отличавшихся от них философских учений было очень много. Не зря же V – III вв. до н.э. называют периодом «Ста школ». Их было и больше ста. Но постепенно проходила консолидация. И к Vв. н.э. среди всего этого беспредельного многообразия выделились три учения (саньцзяо) — конфуцианство, даосизм и буддизм. Эти учения настолько взаимосвязаны, что с давних времен в Китае говорят «Три учения составляют, по сути, одно». Поэтому нет ничего удивительного в том, что они могут мирно сосуществовать и в душе одного и того же человека; на работе он считает себя конфуцианцем, дома — даосом, а в душе — буддистом. Старая пословица гласит, что «китайцы носят конфуцианские шапочки, даосские одеяния и буддистские сандалии». Поэтому совсем не удивительно, что одних и тех же людей можно встретить и в конфуцианских, и в даосских и в буддистских храмах. Да и по архитектуре эти храмы удивительно похожи — в России их было принято называть не храмами, а кумирнями. С первого взгляда и не поймешь (как, например, легко отличить церковь от мечети или синагоги) какой храм перед тобой. Нужно приглядываться к отдельным элементам.
При том, что официальной религии в Китае нет, китайцы всегда посещали храмы и приносили жертвы на алтарях (в последнее время после либерализации это опять стало возможно). Культовые места зачастую связаны с божествами, которые, можно сказать, «сделали себя сами» - они изначально были людьми, но благодаря своим выдающимся способностям стали богами. Богом мог стать и выдающийся поэт и талантливый военачальник или чиновник.
Уже в глубокой древности в Китае у буддистов и даосов были созданы огромные пантеоны, в которых насчитывались тысячи богов и божественных покровителей. Часто даосские и буддистские боги связаны с какими-то конкретными местами. Чаще всего местом нахождения богов считаются горы (не стоит забывать о том, что 80% территории Китая — это именно горная местность, поэтому боги всегда были неподалеку). В китайской мифологии горы олицетворяют связь Земли и Неба. На вершинах гор живут небожители и боги. Поэтому именно туда патриархи буддизма и даосизма отправлялись в поисках мудрости и вечной жизни. И многие именно в горах обретали просветление, а некоторые — самые продвинутые — становились буддистскими бодхисаттвами («существо с пробужденным сознанием» - в буддизме махаяны это просветленный, отказавшийся уходить в нирвану, ради спасения всех живых существ) и даосскими бессмертными (главной целью даосов было не просветление, а достижении бессмертия тела).
Священных гор очень много (нельзя забывать, что горы занимают 80% территории Китая) — чуть ли не на каждой мало-мальски заметной вершине есть буддистский или даосский храм, посвященный одному из местных богов. Но так как среди богов тоже есть своя иерархия, то местожительство более важного бога считается более святым местом. Так, например, у даосов есть «Пять священных пиков» (у юэ), а у буддистов, вероятно, под влиянием даосов и в противовес им - «Четыре священных горы буддизма» - Путошань, Утайшань, Цзюхуашань и Эмэйшань.
Ближе всего к Ханчжоу, в той же самой провинции Чжэцзян, находится священная гора Путошань — одна из четырех священных гор буддистов. Причем, единственная, находящаяся не на континенте, а на острове. Туда мы и отправимся.

Первый раз на автобусе

Из Ханчжоу на остров Путошань напрямую не попадешь — только с пересадкой в Нинбо. К сожалению, поезда туда не ходят. Значит, настало время открыть для себя китайские междугородные автобусы.
На автовокзале поразил огромный зал с кассами по продаже билетов. Касс было много, но к каждой тянулась длинная очередь, заканчивавшаяся почти на улице. Я настроился на долгое ожидание и не угадал. Очередь прошла на удивление быстро. Продажа билетов сейчас уже полностью компьютеризирована (и в других китайских городах та же картина, длинные очереди бывают, а длительного стояния в очереди — нет).
До отправления автобуса оставалось всего пять минут. Чай выпить не успеешь. Но этого времени с лихвой хватит на то, чтобы купить чай «Ice Tee» в пластиковой бутылочке.
Холодный чай со льдом изобрел англичанин Ричард Блечинден. Но произошло это именно в Америке, во время Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. Он первым придумал как горячий чай быстро охладить, чтобы его можно было быстро выпить (быстро есть американцы уже научились — для этого еще раньше они изобрели гамбургеры). Всего лишь нужно бросить в стакан несколько кубиков льда. Всеобщая суета и спешка доли и до Китая. Поэтому с каждым годом здесь становится все больше и больше Макдональдсов, которые вытесняют традиционные рестораны. Одновременно с этим процессом идет и процесс вытеснения горячего китайского чая холодным американским.

Остров Путошань и богиня Гуаньинь

В изначальном буддизме — в буддизме хинаяны или, как его еще называют «пути древних» - спасение человека из пут страданий и достижение инирваны были результатом исключительно его собственных усилий и настойчивости. Даже Будда, который считался хотя и очень продвинутым, но все же человеком, помочь мог только советом и собственным примером. В буддизме махаяны, получившем распространение в Китае, сам исторический Шакьямуни Будда превратился в бога. Затем он оказался всего лишь одним из богов. Кроме богов в буддистском пантеоне появились бодхисаттвы, что-то типа христианских святых, личности, находящиеся на промежуточной стадии между богами и людьми. Они стали зашитниками и помощниками верующих на пути к нирване.
Остров Путошань - место поклонения бодхисаттве Авалокитешвара, известного в Китае как Богиня милосердия Гуаньинь (она же Гуаньшиинь или Гуаньцзыцзай, а в Тибете - Сонцэн Гампо). Название острова «Путо» (шань - гора) произошло от «Поталака» (Potalaka, Блистательная гора) - так в буддистской «Аватамсака-сутре» называется горная обитель Авалокитешвары, находящаяся где-то в море к югу от Индии.
В Индии, на родине буддизма, Авалокитешвара — воинственного вида многорукий (от 4 до 6 рук) и многоголовый (до 15 голов) бог — олицетворял милосердие. Согласно одной из многочисленных легенд о ем, опубликованной в тибетском буддийском трактате XIV века«Маникабум», Авалокитешвара родился на созданной Буддой чистой священной земле Падмавати. Однажды там увидели сидящего на гигантском цветке лотоса мальчика лет шестнадцати на вид, одетого в ослепительно белые одежды. Мудрецы разглядели на его теле основные физические признаки Будды. А когда стемнело, выяснилось, что от него еще и сияние исходит. Мальчик сообщил: «Я чувствую жалость ко всем разумным существам, которые погружены в страдания!». Его пригласили жить в покоях местного правителя. Там ему дали имя «Рожденный лотосом», или «Сущность лотоса». А явившийся во сне будда Амитабха сообщил царю, что этот удивительный мальчик — это зримое проявление добродетелей всех Будд и сущность сердец всех Будд. Он же поведал, что небесное имя мальчика — Авалокитешвара, а его предназначение состоит в том, чтобы помогать всем живым существам в их бесчисленных бедах и страданиях.
В махаянской «Авалокитешвара-сутре» среди деяний бодхисаттвы особо выделяют его труды по избавлению от страданий: «Если неисчислимые сотни, тысячи, десятки тысяч, миллионы живых существ, подвергающихся страданиям и мучениям, услышав о бодхисаттве, все назовут его имя, то он, вняв их мольбам, приведет их всех к освобождению». Там же перечисляются и восемь напастей, от которых Авалокитешвара может защитить: «нападение диких львов, взбесившихся слонов, пожаров, ядовитых змей, разбойников, заключения в тюрьму по ложному обвинению, от случайностей при переправе через реку, от злых демонов, вызывающих болезни».

Бывший Авалокитешвара

В Китае Авалокитешвара чудесным образом поменял пол и превратился в антропоморфную по облику богиню Гуаньинь. Имя, означающее в переводе с китайского - «Прислушивающийся к звукам мира», как полагают, появилось в результате ошибки Кумарадживы, одного из первых переводчиков буддистских текстов с санскрита на китайский язык. Он спутал слово isvara (господин) со словом svara (звук) и перевел имя бодхисаттвы как Гуань-ши-инь. Позднее ошибку заметили. Было даже предложение переименовать бодхисаттву в Гуань-цзы-цзай («наблюдающий властелин») - это был бы более правильный перевод имени бодхисаттвы. Но ошибку исправлять не стали. В ареале распространения китайской культуры имя Гуаньинь немного переиначивали на свой лад. Так в Японии появилась Каннон (или Кандзэон), в Корее — Квансеым (или Кваным), во Вьетнаме — Куан-ам.
В индийской мифологии Авалокитешвара обладает способностью принимать различные облики (в зависимости от ситуации, в которой нужна его помощь). В «Авалокитешвара-сутре» даже подробно описано какие-именно: «Если (живые существа) могут быть переправлены на тот берег с помощью тех, кто обладает телом бога, , дракона, якши, гандхарвы, асуры, гаруды, киннары, махароги, человека, нечеловека и других существ, бодхисаттва сразу же появится во всех этих телах и станет проповедовать для них Дхарму».
Поэтому и неудивительно, что и Гуаньинь можно увидеть в самом разном виде. Чаще всего она изображается в виде женщины среднего возраста, облаченной в платье, отдаленно напоминающее индийское сари (однако не стоит забывать, что согласно буддистской традиции у бодхисаттв нет пола) — европейцы, когда впервые увидели статуи этой богини, приняли ее за изображение Девы Марии. Однако встречаются и более сложные изображения этой же богини - с четырьмя или восемью руками и одиннадцатью — тринадцатью ликами (эти изображения похожи на канонические изображения Авалокитешвары). А согласно канонам у богини может быть и тысяча, четыре или шесть тысячам рук — а то и 84 тысячи! (причем, как правило, на ладони каждой из них изображен открытый глаз).
Среди непременных атрибутов богини — кувшин (своеобразный «рог изобилия»), ветка ивы (символ жизни и Учения), веревка (символ спасения от страдания), книга «Праджняпарамита-сутра» (символ мудрости), трезубец (символ бесстрашия), белый стяг (символ победы над злом и пороками), печать (знак высшей власти), нефритовое кольцо (символ единения мужского и женского начал вселенной) и четки (символ буддистского учения) и т.д.
В Китае считают, что богиня Гуаньинь с помощью своей чудодейственной силы может избавить от уз и оков, а также защитить преступника от казни (независимо от того, является он на самом деле виновным или нет). Кроме того, богиня защищает от нападений с применением оружия, от огня и пожара, от злых демонов и воды. И, конечно же, Гуаньинь помогает женщинам родить ребенка. Именно поэтому ей поклоняются практически все женщины (одним молятся, чтобы забеременеть, другие — чтобы успешно родить, третьи — чтобы защитить своих детей от напастей). Часто и саму богиню изображают с младенцем на руках. Впрочем способность посылать детей не появилась в связи со сменой пола бодхисаттвы. Она была присуща и индийскому Авалокитешваре. В уже упоминавшейся «Авалокитешвара-сутре» записано: «Если какая-нибудь женщина захочет иметь сына, будет почитать бодхисаттву и делать ему подношения, она родит сына. Если она хочет дочь, то родит дочь».

Путь чая — 12. Кофуцианцы в Ханчжоу

Путь чая — 6. Шанхайский музей

Центральная Америка - 57. Культ дона Педро

Юго-Восточная Азия

Вокруг света за 280$