Приглашаем в Школу Путешествий
Путь чая — 42. Город культа предков
Путь чая — 42. Город культа предков

В Шэсяне почему-то не видно ни конфуцианских, ни буддистских, ни даосских храмов — только величественные храмы предков. У каждой мало-мальски приличной купеческой семьи — Сюй, Ван, Ян и Ван (другой иероглиф, только звучит одинаково) - был свой храм, только для своих предков. Как будто здесь никто не слышал ни про Конфуция, ни про Лаоцзы, ни про Будду.

Культ предков

Культ предков, как поклонение духам умерших родственников, зародился практически одновременно с зарождением всей китайской цивилизации. Вопрос, что было раньше — культ предков или китайская цивилизация? - сродни знаменитому вопросу про курицу и яйцо. Скорее всего, они зарождались и развивались одновременно.
Китайские храмы делятся на две группы - тань и мяо. В храмах тань («алтарь, жертвенник») в центре находится жертвенник - высокая платформа в форме круга (алтарь Неба) или квадрата (алтарь Земли). На таких алтарях в древности приносились жертвы Небу (Тяньтань) и Земле (Дитань), покровителям государства божествам Шэ и Цзи (Шэцзитань — «Алтарь земли и злаков» или «Алтарь государства»), возносили молитвы духам Солнца (Житань) и Луны (Юэтань), планеты Юпитер (Тайсуйтань), Основателю земледелия (Сяньнунтань)
и Основательнице шелководства (Сянь-цаньтань).
В храмы группы мяо ( «храм, кумирня, молельня») входят храмы предков, легендарных императоров, святых мудрецов и военных героев, духов гор, рек, морей, природных явлений и многочисленных духов-хранителей.
Среди храмов предков самыми главными считаются храмы таймяо — храмы предков императора. В них хранятся ритуальные таблички духов основателя правящей династии
и нескольких поколений предков, императоров предыдущих династий. Семейные (фамильные) и родственно-клановые храмы предков - цытан — строят на средства одной или нескольких родственных семей на общей храмовой земле неподалеку от дома главы клана. У богатых семей, как правило, есть свой собственный цытан. В нем устанавливают столы для жертвоприношений и ритуальных трапез, курильницы, свечи. Там же хранят архивные
документы (генеалогические таблицы, реликвии, жизнеописания выдающихся предков). Храмы предков в Китае никогда не были грозными святилищами. Это, как правило, чисто домашние места, куда приходят «посоветоваться» с предками, воздать им почести и рассказать о семейных делах, отметить важное событие в жизни семьи или родственников. Вот и в каждом более менее богатом доме в Хуэйчжоу обязательно был свой храм предков, а у людей победнее — хотя бы маленький алтарь предков.
Сам по себе типичный храм предков - это простое по структуре деревянное здание, у одной из стен которого стоит стол с табличками.
На табличках писали имена покойного (настоящее и посмертное), год, месяц рождения, чин или должность, до которых успел дослужиться, а также обязательно имя старшего сына, который эту табличку, как правило, и ставил. Считается, что душа покойного переселяется в табличку с его именем.
Души предков бессмертны и обладают теми же потребностями, что и в земной жизни. Как правило, почитались не все предки, а только предки нескольких поколений, живших, как правило, в достаточно обозримом прошлом — о которых, кроме табличек были еще и реальны воспоминания. Например, на императорском алтаре предков стояли таблички с именами императоров лишь четырех предшествовавших правителей (и обязательно — с табличкой основателя династии, но тона как бы не в счет). Когда умирал очередной Сын Неба, на алтарь ставилась табличка с его именем и убиралась табличка с именем четвертого от него предка. Эти таблички, впрочем, не выбрасывали, а перемещали в группу анонимных, менее почитаемых предков в боковых часовнях или на боковых стенах храма. На алтарях в бедных домах, как правило, стоит одна табличка, посвященная самому далекому предку, символизирующему все предыдущие семьи, вплоть до двух последних, они представлены именными табличками. Считается, что каким-то образом души предков заключены в этих поминальных табличках.

Жертвоприношения

Согласно китайским верованиям, духам усопших больше нечем заняться, кроме как вмешиваться в жизнь живых. Они могут помогать, мешать или специально вредить и всячески пакостить. Короче, вести себя как правитель по отношению к подчиненным или родители по отношению с детьми. Поэтому и относиться к ним нужно с особой почтительностью. Как известно, самый лучший способ выразить свое расположение живому родственнику — подарить подарок. В случае с умершими родственниками место подарка занимает жертвоприношение.
Вначале жертвоприношения были кровавыми — нередко в жертву приносили и людей. Затем, по мере роста культуры и общего смягчения нравов, стали жертвовать уже не сырое, а вареное мясо, фрукты, овощи... (голодные духи могут наслать на живых разные беды). Жертвовали вообще все, что может понадобиться и живому человеку, включая одежду, предметы утвари и колесницы (это все современные археологи находят при раскопках древних курганов и гробниц).

Бумажные подделки

Так как умершие родственники не материальные существа, а бесплотные духи, то и пожертвованные им продукты и предметы нужно как-то перевести в нематериальную форму. От съедобных вещей их нематериальная сущность — запах — сама уходит в небо (а сами продукты можно потом, когда духи насытятся их запахом, и съесть). С нематериальными вещами сложнее. Как их передать на небо? Кто-то предложил самый простой и эффективный способ для этого — сжигание. Тогда дым, поднимающийся над жертвенным костром, вознесет «дух» жертвы прямо к Небу, где и обитают все души умерших. Всем эта идея показалась вполне разумной. И жертвенные предметы стали сжигать.
Потом, после изобретения бумаги, сделали следующий шаг в абстракции — сжигать стали уже не сами предметы, а их бумажные изображения — все равно на небо попадает только «душа» предмета, а она заключена и в его изображении. Из бумаги делали одежду, обувь, предметы утвари, телеги и дома. Их и сжигали. Но это тоже было еще слишком сложно. Зачем передавать наверх предметы, если достаточно передать туда деньги. А там на них уже все и купят. Стали делать специальные бумажные деньги, которые затем и сжигали на алтарях и в жертвенниках. Получается, что бумажные деньги тоже изобрели именно китайцы. Кстати, они же показали и как правильно к ним относиться — как к чему-то такому, что рано или поздно превратиться в дым (в период финансовых кризисов многие на собственном опыте начинают понимать эту «китайскую» мудрость). Именно бумажные деньги сейчас чаще всего и сжигают в жертву духам, хотя иногда все же — по старинке — можно увидеть полыхающие бумажные копии шестисотых мерседесов и ягуаров.
Поклонение предкам семьи — дело чисто семейное, а поклонение предкам правителя — это уже дело всех, начиная от живущего правителя, заканчивая самым последним и униженным из его подданных. Поэтому и неудивительно, что поклонение предкам царей, а позднее императоров (их называли «ди» или «шан ди» - высший престол, божество), приобретало величественную форму и сопровождалось все более сложными ритуалами.
Поначалу во время их проведения в жертву приносили и захваченных в бою военнопленных — они недолго, только до очередного важного ритуала, были рабами (рабовладение в Китае никогда не было широко распространено). Но значительно чаще жертвовали скот — баранов, быков и свиней (само животноводство поначалу развивалось не только для удовлетворения потребности в пище, но и для обеспечения ритуалов жертвенными животными).
Священников не было. Вел ритуал сам правитель, тем самым олицетворяя в своем лице и земную и небесную власть. Оттуда и выражение «сын Неба» (по-китайски, Тяньцзы), которое вплоть до XX века использовали при обращении к китайскому императору. Вначале эти ритуалы проводились на открытом месте, но позднее для них стали возводить величественные храмы по соседству с императорским дворцом. Обряды, обращенные к Небу и предкам императорского рода они почитались как добрые духи) проводились в храмах у восточной части императорского дворца. А обряды, посвященные Земле и земным божествам (они внушали страх и казались потенциально очень опасными) — в храмах у западной части дворца.
В семейных храмах предков ритуал жертвоприношения совершался под руководством главы семейного клана — как правило, самого старшего или самого богатого члена семьи (если кому-то из молодых удалось разбогатеть больше, чем старшим).

Путь чая — 37. Будды, будды, будды...

Путь чая — 36. Храм Чжаньтханьлинь

Путь чая — 31. Котлы на трех ножках

Путь чая — 19. Отправляемся в паломничество

Путь чая — 12. Кофуцианцы в Ханчжоу