Приглашаем в Школу Путешествий
Путь чая — 46. Буддизм и чань-буддизм
Путь чая — 46. Буддизм и чань-буддизм

Буддизм, наряду с христианством и исламом, также относится к религиям, импортированным в Китай извне. Буддистские проповедники попадали в Китай как с запада, со стороны Персии, так и море — напрямую из Индии или через страны Юго-восточной Азии и Индокитая.

Храм Кайюань

Храм Кайюань, основанный в 686 году, находится в западной части города, на улице, которая так бесхитростно и называется — Западная улица. Храм занимает огромную огороженную каменной стеной территорию в 78 тыс. кв. метров и считается крупнейшим буддистским храмом провинции Фуцзянь. А также входит в десятку главных туристических достопримечательностей этой провинции. А растущая на территории храма шелковица, возрастом около 1300 лет, считается самой старой шелковицей в мире.
На территории храма можно увидеть множество самых разнообразных по архитектуре и украшениям зданий, построенных в разные периоды китайской истории, начиная с династии Тан (618 - 907), заканчивая династией Цин (1644 — 1911). Уже издалека, задолго до того, как подойдешь к храму видны две высокие каменные башни-пагоды, построенные в период династии Сун (960 - 1279). Они немного отличаются по высоте и по своему архитектурному стилю.
Восточная пагода — пагода Чжэнгуо (Zhenguo), высотой 48 метров.
А западная — Жэньшоу (Renshou) всего лишь 44 метра — кстати и это высота знаменитой колонны на Трафальгарской площади в Лондоне, на которой установлена статуя адмирала Нельсона.
Эти пагоды занимают первые две строчки в списке самых высоких каменных башен Китая. Они же считаются и наиболее узнаваемым символом Цзюаньчжоу. К сожалению, подняться на эти башни нельзя. Остается только рассматривать их снаружи. А они с самого основания вплоть до вершины украшены вырезанными из камня изображениями будд и архатов.
В первом здании у входа на территорию храма установлены статуи бога Небес - Tianwang (King of the Sky).
К буддизму он не имеет прямого отношения. Впрочем, удивляться такому синкретизму с народными верованиями в Китае не стоит. Нет, ведь, например, и ничего удивительно в том, что на территории храма есть и типичный храм предков с табличками, на которых записаны имена.
Есть здесь и многочисленные изображения мифических животных — также напряму к буддизму никакого отношения не имеющих. Например, уже известный нам цилинь — мы видели изображение этого животного в храме на горе Цзюхуашань — кстати, тоже именно в буддистском храме.
Однако, конечно, буддистских персонажей все же значительно больше. Здесь и будды, и бодхисаттвы, и архаты.

Монастырь Чэнтиянь

Буддистский храм Чэнтиянь (Chengtiyan), или Юэтай (Yuetai) лишь немногим уступает по размеру храму Кайюань и почти так же популярен у туристов. Но это не столько туристическая достопримечательность, сколько реально действующий монастырь. Здесь можно встретить не только занимающихся медитацией прихожан, но и буддистских монахов, устраивающих многолюдные пышные богослужения.
Этот монастырь, принадлежащий секте чань, был основан в 957 - 958 гг. и был одним из трех крупнейших чань-буддистских монастырей провинции. Вначале его называли просто - «Южный чаньский монастырь».
Со строительство монастыря связана легенда, в которой утверждается наличие у чаньских монахов особых сверхъестественных сил. Так как монастырь планировалось построить очень большой, то нужно было где-то раздобыть огромное количество дерева — как основного строительного материала. Монах из этого монастыря отправился на поиски. Он забрался высоко в горы и встретил там «Бога гор», у которого и попросил бревна для монастыря. Бог либо не был расположен помогать, либо хотел убедиться, что монах действительно обладает чудесными способностями. Поэтому он сказал; «Бери сколько хочешь — вернее, сколько сможешь повалить». Монах не растерялся и совершил магический ритуал. В эту же самую ночь на горы налетел ураган. Ветер повалил огромную кучу деревьев. «Бог гор» не стал отказываться от заключенного с монахом договора, но выдвинул еще одно условие: «Тебе действительно удалось повалить много деревьев. Теперь покажи как ты отсюда вывезешь». И тут монах не растерялся, а призвал на помощь свои магические способности. Он подходил к каждом поваленному дереву по очереди, прикасался к нему. И деревья один за одним чудесным образом перелетали Цюаньчжоу, где и всплывали по очереди из глубин «Колодца Великого Дракона». Возможно, как раз из одного из двух бассейнов, в которых сейчас разводят священных карпов.
Впрочем, с этим монастырем связана и еще одна не менее чудесная история. В незапамятные времена был некий тайванский монах, который повсюду бродил с двумя башнями-ступами в руках. Однажды они исчезли. Немного погодя после этого монаху во сне явился Будда и сказал; «В тот самый момент, когда ты найдешь монастырь, в котором почувствуешь себя как дома, твои башни вернутся». Через некоторое время после того, как монах поселился в монастыре Чэетиянь, две башни прилетели и встали перед храмом «Павильон Великого Гепроя». С тех пор их и называют «башни, прилетевшие издалека».
Легенды с чудесами, в которых рассказываются истории об особых сверхъестественных способностях буддистских монахов, не случайно связаны с этим монастырем. Дело в том, что это не просто буддистский монастырь, а монастырь, принадлежащий буддистской секте чань. Это самая китайская из сект буддизма (позднее она распространилась и в Японии, где стали известна как дзен). Она сформировалась под сильным влиянием даосизма, который к моменту появления в Китае буддизма имел уже почти пятисотлетнюю историю развития и был глубоко укоренен в китайской культуре. Кроме того, секта чань, как и сам даосизм, испытала на себе сильное влияние народных верований — веры в чудеса, духов, оборотней, волшебников.

Чань-буддизм

Название секты чань (сокращение от чаньша) произошло от санскритского слова дхьяна (созерцание, медитация). Другое, малоизвестное название этой школы — школа «Сердца Будды» (буддха хридая, по кит. Фо синь цзун).
Считается, что секту основал буддистский проповедник Бодхидхарма (вторая половина Vв. началоVI в.), пришедший в Китай из Индии проповедовать «истинный буддизм». Однако, сами адепты секты приписывают ее основание самому Будде.
Однажды Будда Шакьямуни на встрече со своими учениками молча поднял цветок лотоса и улыбнулся. Никто не понял смысла этого жеста. Только Махакашьяпа также поднял в ответ цветок и улыбнулся. В этот самый момент он испытал состояние пробуждения, которое было передано ему Буддой непосредственно от сердца к сердцу, без опосредования в устной или письменной речи. Так, согласно сторонникам чань-буддизма, и началась передача учения «от сердца к сердцу». И Бодхидхарма, получивший дар от своего учителя, был не первым, а двадцать восьмым в этой непрерывной цепочке. Так и до сих пор, каждый новый патриарх секты находит своего преемника и передает ему «цветок Будды» (в Китае это называется «передачей светильника» - чуань дэн).
Самым известным идеологом секты стал Шестой патриарх Хуэйнэн (638 — 713) — в Китае отсчет патриархов начался с Бодхидхармы.
Отличительной особенностью секты считается учение о возможности спонтанного внезапного «озарения» («просветления»), которое происходит совершенно неожиданно для адепта и как бы независимо от его воли. Оно может случиться не только в монастыре или во время медитаций, но и во время самых простых бытовых занятий. Например, во время чаепития.
Монах Ма-цзу Дао-и, живший в VIII в. провозгласил принцип, ставший основой идеологии чань-буддизма: «Ум обычного человека и есть ум Дао, речь обычного человека и есть слово Будды». На этих словах основаны принципы учения: «Смотри в свою природу и станешь Буддой», «Пробуждение передается особым образом, от сердца к сердцу, без опоры на письменные знаки». Именно поэтому в чань-буддистских монастырях и уделяют такое внимание не изучению канонов и книг, а практике медитации.
Медитацией можно заниматься сидя в классической позе лотоса, как сам Будда.
Но точно с таким же успехом состояние медитации можно пережить и во время занятий боевыми искусствами. Поэтому чань-буддистские монастыри и стали известными центрами боевых искусств. И боевыми искусствами занимаются не только во всемирно известном Шаолине. Вот и а территории монастыря Чэнтиянь можно встретить молодых людей, размахивающих руками и ногами, практикующий свой особый — фуцзянский - стиль кунг-фу.

Путь чая — 45. Город разных религий

Путь чая — 33. Ад как туристическая достопримечательность

Путь чая — 27. Только самые-самые известные сады

Путь чая — 11. Старый город Ханчжоу

Юго-Восточная Азия