Приглашаем в Школу Путешествий
Путь чая — 47. Школы даосизма
Путь чая — 47. Школы даосизма

В Цюаньчжоу, наряду с мечетями и буддистскими храмами, конечно же есть и даосские храмы. В один из них, богато украшенный красными китайскими фонариками, мы и попали. Храм очевидно не считается важной туристической достопримечательностью и рассчитан исключительно на своих. Никаких табличек на английском языке и тем более платного входа. Только монахи в оригинальных монашеских одеяниях и прихожане с подношениями.

Самые известные школы даосизма

Само слово «Дао» обычно переводится как «путь», но для последователей даосизма этот термин имеет более широкое толкование. Дао — это начало всех вещей, великий комплекс небытия, из которого появляется бытие, а вместе с ним все вещества и явления. Само по себе Дао не имеет сущности — это всеобщее и безымянное, невысказанное и не могущее быть высказанным.
Вещи, проявляющиеся из Дао несут в себе Дэ — энергию или силу, саму сущность вещи по ее природе. Дао производит квинтэссенцию, Дэ наделяет ее природой. Человек всегда должен следовать своему Дэ, ограничиваясь только тем, что для него естественно и необходимо. Не нужно прилагать чрезмерных усилий. Главный жизненный принцип настоящего даоса — простота, а его цель — удовлетворенность обыденной жизнью. Желания и знания служат препятствием на этом пути, поэтому их следует избегать. Как гласит даосская поговорка: «Когда появились знания и интеллект, началось великое мошенничество».
Даосизм, зарождавшийся скорее как философское, а не религиозное учение, в период династии Хань постепенно превратился в полноценную религию — со священниками, храмами, богами.
Первыми обожествили основоположника даосизма философа Лаоцзы и мифического Желтого императора (Хуань-ди, предположительно правил до 2697 г. до н.э.). Китайские императоры всячески поддерживали даосизм — как истинно китайское учение. Однако все попытки превратить его в государственную религию оказались тщетны. Также, как само дао нельзя облечь в слова, так и разрозненные даосские секты и школ не удалось объединить в рамках единой даосской церкви. Не удалось создать не только единой бюрократической организации, но и единой, общепризнанной доктрины. Как результат — отсутствие единой «даосской» космологической модели и просто необозримое количество разного рода божественных персонажей.

Школы даосизма


В первые столетия своего формирования даосизм представлял из себя бессистемный набор ритуалов и мало отличался от распространенного по всему Китаю культа предков. Формирование более-менее связной доктрины, символов, а также появление монашества и монастырей было спровоцировано появлением буддизм. В то время, как буддизм в Китае менялся под влиянием даосизма, даосизм менялся под влиянием буддизма. Оба эти учения шли навстречу друг другу.
При том, что даосизм так и не стал единой церковью — по примеру буддизма, в нем сформировалось несколько известных и широко распространенных школ.

Школа Небесных Наставников

«Школа Небесных Наставников» (Тяньшидао), известная также как «Школа Истинного Единства» или «Пять доу риса» (по размеру ритуального взноса его адептов — символ Великого ковша, созвездия Большой медведицы, обители бессмертных), была создана в первой половине IIв. в провинции Сычуань легендарным Чжан Даолином (предположительно 34 — 156 гг.). Согласно легенде он получил «мандат» на создание школы лично от Лаоцзы, который специально ради этого очередной раз обрел тело.
В период династии Тан (619 - 907) эта школа, известная тогда как «Школа Истинного Единого» (Чжэнъи), получила особые императорские привилегии и вплоть до 1911 года признавалась китайским императорами как главная школа даосизма. Эта школа существует и по сей день — преимущественно в южном Китае, а Тайване, в Сингапуре и соседних странах Юго-восточной Азии - и считается одной из самых уважаемых и авторитетных даосских организаций.
Согласно учению этой школы, вселенная состоит из трех сфер — Земля, Небо и Вода, порожденных тремя космическими пневмами (Сань ци) — Сокровенной (Сюань), Изначальной (Юань) и Первоначальной (Ши). Каждая из сфер управляется своим Божественным Министром. На вершине иерархии находится триада — Три министра (Сань гуань).Одновременно — как и во всех других школах - признается существование многочисленных богов и духов со строгой, почти военной, иерархией между ними. Большую часть из множества локальных духов, повелителей стихий, покровителей гор, рек, озер, долин, и т. д. относят уже не к богам, а к бессмертным — сяням.

Школы Маошань, Линбао и Цюаньчжэнь

В Школе Высшей Чистоты, возникшей в IVв. (ее основоположниками считаются даос Ян Си, а также аристократ Сюй Ми и его сын Сюй Хуэй, а культовый центр находится на горе Маошань (к югу от Нанкина) — поэтому и школу часто называют — школой Маошань) и существующей до сих пор, уже не три, а семь небесных сфер. В самой высшей из них — в Сфере Нефритовой Чистоты (Юйцин) пребывают боги и духи, никогда не спускающиеся на землю. Ниже расположены Сфера Высшей чистоты (Шанцин) и Сфера Великого предела (Тайцзи), в которых находятся обители Совершенных людей (Чжэньжэнь) — бессмертных высшего ранга.
Бессмертные низших рангов (сяни) обитают в трех следующих сферах, относящихся уже к земному пространству. Это сферы Великой чистоты (Даоцин), Девяти дворцов (Цзюгун) и Пещерных небес (Тяньдун) — они расположены на востоке, западе и в глубине пещер особо священных гор. Последняя, седьмая, сфера — сфера Фэнду илли Град ночи (Ечэн) — загробный мир, находящийся на острове где-то далеко-далеко на севере
В школе Линбао (Школа Волшебной Яшмы), существовавшей в период V – VIII вв., выделялись три высшие сакральные сферы и пять пространственных зон. У каждой из трех сфер — Нефритовая чистота (Юйцин), Высшая чистота (Шанцин) и Великая чистота (Тайцин) - свой бог: Господин Небесной драгоценности (Тяньбао-цзюнь), Господин Священной драгоценности (Линбао-цзюнь) и Господин Божественной драгоценности (Шэньбао-цзюнь).
Попытку создание некой единой общедаосской системы представлений, объединяющей положения различных даосских школ и разнообразные народные верования, предприняли адепты Школы Совершенной Истины (Цюаньчжэнь), основанной Ван Чунъяном (1113 — 1170). Однако, сама школа постепенно разделилась на многочисленные направления. Поэтому до сих пор никакого порядка в даосских богах и бессмертных — сянях нет. Но, похоже, это никого особо и не волнует. Все же в даосизме важнее непосредственный духовный опыт, а не отвлеченные концепции. Ведь все, о чем можно сказать, это однозначно не дао. Дао — невыразимо словами.

Открытый урок "Школы путешествий Валерия Шанина"

Путь чая — 46. Буддизм и чань-буддизм

Путь чая — 45. Город разных религий

Путь чая — 12. Кофуцианцы в Ханчжоу

Школа путешествий Валерия Шанина