Приглашаем в Школу Путешествий
Путь чая — 48.  Господин Лао
Путь чая — 48. Господин Лао

По мере становления даосизма, превращения его из философского эзотерического учения в настоящую религию, его полумифический основоположник Лао-цзы (вероятно, живший в VI в. до н.э. примерно в одно время с Буддой) постепенно превращался вечного и всемогущего бога — Господина Лао.

Лао-цзы — Господин Лао

Согласно одной из даосских теорий, Великое Дао порождает из себя трех богов — Трех Наичистейших (Сань цин) или Небесных Достопочтенных (Тянь цзунь). Среди них и Господин Лао под именем Небесный Достопочтенный Пути и Благой силы (Даодэ-тяньцзунь). Именно он и становится творцом мира - «корнем Дао», «корнем Неба и Земли», «прародителем Женскиго и Мужского начала» и «владыкой всех божеств». Однако, на этом его миссия не исчерпывается. Периодически Господин Лао рождается на земле в мире людей. Чаще всего он принимает облик советника государя, чтобы наставить правителя на путь истинный (конкурируя с конфуцианцами). А всем известный исторический Лао-цзы, считающийся основоположником даосизма, как раз и был одним из земных воплощений божественного Господина Лао.
Культ Господина Лао сформировался в эпоху династии Тан (619 - 907), правители которой считали его своим небесным покровителем. В 666 году китайский император присвоил Лао-цзы торжественный титул «Высочайший Владыка Сокровенного Изначального» (Тайшан-сюаньюань-хуанди). В 741 году в соответствии с императорским указом во всех городах и уездах стали строить посвященные Лао-цзы храмы. Однако, попытка превратить даосизм в государственную религию провалилась.
Обожествленный Лао-цзы признается всеми даосскими школами и учениями, вне зависимости от их разногласий между собой. Однако, он оказался как бы над божественным пантеоном и даже вне его — не супер-бог, а реальный человек, основоположник доосизма. Как у реального человека, у него есть и свой день рождения — 15-й день второго лунного месяца. Этот день входит в календарь важнейших праздников всех даосских школ. А самого Лао-цзы чаще всего изображают не в виде всемогущего бога, а в виде старца с посохом, верхом на быке — согласно легенде на нем он отправился в свое странствование на запад.

Нефритовый император

В эпоху династии Цин (1644 - 1911) все же сложился более-менее общепризнанный пантеон даосских божеств. Самую верхнюю позицию в иерархии занимает Нефритовый император (Юй-хуан), полный титул которого Нефритовый Августейший Высший Владыка (Юйхуан-шанди). По легенде, он некогда был принцем одного из чжоуских правящих домов. Унаследовав трон отца, Нефритовый император стал мудрым и добродетельным правителем. Но затем добровольно отказался от верховной власти. Передал бразды правления своему министру, а сам встал на путь постижения Дао. Проведя долгие годы в отшельническом уединении, он обрел бессмертие и присоединился к числу бессмертных-сяней и духов. Благодаря своим выдающимся способностям и добродетелям он и смог подняться на самую верхнюю ступеньку божественной иерархии. В 1014 году по указу императора Хуэй-цзуна (правил в 1101 — 1126) в его резиденции был воздвигнут алтарь для жертвоприношений с изваянием Нефритового императора. С этого момента культ Нефритового императора стал общепризнанным.
Даосы почитают Нефритового императора воплощением мужской энергии — Ян, верховным владыкой всех божеств и бессмертных, повелителем Земли и Неба, рая и ада (эти понятия были заимствованы из буддизма), устроителем судеб отдельных людей.
В монастырях и храмах ему чаще всего отводится центральное строение — Нефритовый зал (Юйтан). Обычно Нефритовый император изображается сидящем на троне в старинном императорском парадном облачении, с короной-мянь на голове. В сложенных на груди руках он держит нефритовый жезл-гуй. Иногда рядом изображаются и его многочисленные подданные — боги и духи.

Три наичистейших

На следующей ступени иерархии находится Три Наичистейших (Три Небесных Достопочтенных): Небесный Достопочтенный Изначального Начала (Юаньши-тяньцзунь), Небесный Достопочтенный Небесной Драгоценности (Линбао-тяньцзунь) и Небесный Достопочтенный Дао и Дэ (Даодэ-тяньцзунь). Этих трех «достопочтенных», как правило, изображают вместе, а их статуи устанавливают в отдельном здании или специальном помещении, которое называют «Палаты Трех Наичистейших» (Саньциндянь). Эти статуи устанавливают в один ряд (удивительно напоминает расположение трех Будд — возможно, у буддистов такое расположение и заимствовано). Все трое сидят в почти одинаковом облачении, похожем на старинные чиновничьи одеяния, с шапочками на головах или с собранными в пучок волосами.
В центре располагается Небесный Достопочтенный Изначального Начала. Его можно опознать по жестам: пальцы левой руки сложены в щепоть, а у поднятой вверх ладонью правой руки большой, средний и указательный палец сложены в знак благословения. Небесного Достопочтенного Небесной Драгоценности можно опознать по «Зеркалу Инь-Ян» (диск с эмблемой Великого предела), а у третьего в руках жезл - жуи или веер, кроме того у него, как и у всех изображений обожествленного Лао-цзы седая борода.

Четыре Правителя

На следующей ступени иерархии даосского пантеона находятся Четыре Правителя (Сы-юй): Верховный Владыка Великого Неба (Хао/Хуантянь-шанди), считающийся покровителем Запада и всех духов; Верховный Владыка Дворцов Гоучень (Гоучень-шанди) - повелитель Юга и всех божественных сил, ответственных за рождение, рост и размножение всего живого; Верховный Владыка светло-пурпурного Неба (Цзывей-шанди) — поведитель Севера, а также всех духов звезд и созвездий; Августейший Владыка-дух Земли (Хоуту-хуан-дици) — повелитель Востока и всех злаковых растений.
В даосской системе они обычно рассматриваются как помощники Нефритового императора и Трех Наичистейших. Их изображения можно увидеть в павильоне «Трех Наичистейших» - все примерно одинаковые, одетые в парадные одеяния как при дворе императора, с табличками в руках.

Путь чая — 47. Школы даосизма

Путь чая — 42. Город культа предков

Путь чая — 38. Бодхисаттвы, пратьекабудды и совсем не будды

Путь чая — 37. Будды, будды, будды...

Путь чая — 19. Отправляемся в паломничество