Приглашаем в Школу Путешествий
Путь чая — 49.  Даосские бессмертные и деньги
Путь чая — 49. Даосские бессмертные и деньги

Главные цели даосов — познание дао и следование дэ. Но иногда на первый план выходит менее важная в доктринальном смысле, но более значимая с практической точки зрения цель — достижение бессмертия. Причем, бессмертия не духовного, а физического, в своем нынешнем физическом теле. Предполагается, что некоторым это уже удалось сделать и они стали бессмертными — сянями.

Бессмертные - сяни

В даосской традиции бессммертные-сяни — это люди, которые обрели бессмертие исключительно благодаря своим собственным способностям и упорству. Одновременно с этим они овладели и сверхъестественными способностями, став почти равными богам, Даосские бессмертные могут летать, менять свой собственный облик или облик других существ и предметов, обходиться совсем без пищи и воды или питаться чудесной пищей, владеть волшебными вещами и амулетами, противостоять злым силам. Такие удивительные создания часто становятся популярными героями легенд и народных верований. Их описывают литераторы и изображают художники.
Даосский мыслитель Гэ Хун (284 — 363) предложил разделить сяней на несколько категорий. Согласно его представлениям «Небесные бессмертные» (тянь сянь) вознеслись на небо и поселились в астральных покоях, заняв место в свитах и аппарате небесных божеств; «Земные бессмертные» (ди сянь) скрываются в священных горах и пещерах, продолжая практику самоусовершенствования, чтобы впоследствии тоже вознестись на небо; «Бессмертные, освободившиеся от трупа» (ши цзе сянь) обрели физическое бессмертие, но еще не достигли степени совершенства, позволяющей им покинуть мир людей.
Были предложены и более сложные системы классификации. Самая популярная из них — пятеричная. В ней сяни делятся на «демонов-бессмертных», «людей бессмертных», «земных бессмертных», «божественных бессмертных» и «небесных бессмертных». Однако, на практике степень популярности и предполагаемого могущества бессмертного зависит не от его места в иерархии, а исключительно от притягательности его образа и чудесных деяний. Хотя иерархия и здесь имеет место: персонажам, считающимся главами бессмертных отдается предпочтение по сравнению с рядовыми сянями.
Покровительницей всех женщин-сяней считается Царица Запада Сиванму, а мужчин-сяней — ее супруг Царь Востока Дун Вангун. Богиню обычно изображают шествующей по облакам в сопровождении небесных дев с огромным опахалом в виде птичьего пера, либо в окружении фениксов, либо летящей на фениксе.
Дун Вангун — архаическое божество растительности, связанное с культом плодородия и Востоком. Его обычно изображают в виде даосского мудреца-отшельника, то в виде мага, изрыгающего пламя.
На нижнем ряду иерархии сяней находятся нефритовые девы (юй-нюй) и золотые отроки (цзинь-тун). Они служат спутниками и прислуживают бессмертным высших рангов и божествам.
В число сяней попадали как легендарные личности мифологических времен, так и заслуженные даосские мыслители, основоположники даосских школ, известные алхимики, исторические личности и вельможи, особо покровительствовавшие даосизму, а также локальные божества, которых нужно было включить в общий пантеон.

Восьмерка бессмертных

Среди самых популярных в период династий Мин и Цин ведущее положение занимала «Восьмерка бессмертных» (Ба сянь). Про каждого из них есть какая-то чудесная история. Причем, многие встречались между собой и помогали друг другу достичь бессмертия. Чжунли Цюань — бывший генерал или сын полководца, отказавшийся от военной карьеры и ставший отшельником, а затем и основоположником древнейшего направления «внутренней алхимии» - «школы золота и киновари Чжунли»; Чжан Голао - даосский наставник (даоши), живший в период династии Тан; Люй Дунбинь, живший в начале IX в, считается основоположником «внутренней алхимии» и входит в число Пяти Патриархов;Ли Тегуай (Ли Железный костыль) самый колоритный персонаж, прототипом которого был Ли Боцзы (Ли Хромоножка),живший в начале XII века;Цао Гоцзю (Дядюшка Цао) — реальное историческое лицо, шурин императора династии Северная Сун - Жэнь-цзуна (1023 - 1064), который, разочаровавшись в придворной жизни, укрылся в горах, где ему посчастливилось встретить самого Чжунли Цюпаня и получить от него знание об алхимии; Хань Сянцзы — племянник знаменитого конфуцианского мыслителя и литератора Хань Юя (768 — 824); Лань Цайхэ — юродивый, обладавший женоподобной внешностью и живший в X в.;Хэ Сяньгу (Бессмертная Дева Хэ) — единственная женщина в восьмерке — будучи маленькой девочкой встретилась с Люй Дубинем, который подарил ей персик бессмертия.
Изображения восьми бессмертных также можно встретить во многих буддистских храмах, часто в виде групповых портретов. Узнать каждого из этих бессмертных можно по присущим им уникальным атрибутам: у Чжунли Цюаня — веер, у Люй Дубиня — меч, у Ли Тегуая — клюка, у Чжан Голао — бамбуковая трещетка, у Цао Гоцзю — кастаньеты, у Хань Сяньцзы — флейта, у Лань Цайхэ — корзина с цветами, у Хэ Сяньгу — лотос.
Среди близких по популярности к восьми бессмертным персонажей выделяются бессмертная Конопляная дева (Ма-гу) и Повелитель снадобий (Яо-ван). Конопляная дева изображается в виде девушки с корзиной лекарственных растений в руке, мотыгой и персиком бессмертия. Яо-ван — обожествленный врач Сунь Сымяо, живший в VI-VII вв. Он был личным врачом императоров, но не отказывал во врачебной помощи и безденежным беднякам., врачуя даже нищих. Он обычно изображается в виде даосского отшельника, занимающегося в горах сбором лечебных трав.

Цянь

Говоря об объектах поклонения, наряду с богами и бессмертными сянями нельзя упомянуть и такой специфический предмет как деньги. Не в форме оплаты входных билетов или денежных пожертвований — это встречается и в храмах других религий. А в самой что ни на есть прямой форме — в виде объектов для поклонения.
Классическая китайская монета-цянь представляет из себя круг с квадратным отверстием посредине. Такие монеты начали появились в обращении сразу же после начала царствования династии Тан (621 год) и выпускались на протяжении следующих 1200 лет. В результате инфляции номинал монеты стал постепенно настолько мизерным, что в ходу были связки по 500 и 1000 монет. Однако вплоть до XXвека эти бронзовые монеты были в ходу. И сейчас они остаются символом богатства и денег.
В даосском храме в Цюаньчжоу для того, чтобы обеспечить себе финансовое благополучие, вероятно, достаточно всего лишь пройти через проделанную в монете дырку. Восемь раз подряд!

Даосские монастыри

Даосские монастыри в городах обычно не встретишь — в отличие от храмов и кумирней. Буддистские монахи предпочитают селиться где-нибудь вдали от суетного мира высоко в горах или в укромных лощинах. Среди самых известных монастырей обычно называют монастырь Шанцингун (дворец Высшей чистоты) и храм родоначальника даосизма Лао-цзы на горе Цинчэншань (провинция Сычуань); монастырь Байюньгуань (монастырь Белых облаков, XII в.) в Пекине; монастырь Юнлэгун (дворец Вечного блаженства) в провинции Шаньси: крупный монастырский комплекс с храмами Цзыцзиньчэн (Пурпурно-золотой город) в священных горах Уданшань (провинция Хубэй).

Духовный туризм

Путь чая — 48. Господин Лао

Путь чая — 47. Школы даосизма

Путь чая — 19. Отправляемся в паломничество

Путь чая — 12. Кофуцианцы в Ханчжоу