Приглашаем в Школу Путешествий
Путь чая — 56. Остров Хайнань — официальная часть

В Чжаньцзян, как и в Гуанчжоу до этого, нас опять привезли раньше, чем хотелось бы. Не в полной темноте, а очень-очень ранним утром, в предутренних сумерках. Первый автобус на остров Хайнань пойдет только через пару часов. Этого времени нам должно хватить на беглый осмотр нового для нас города, в котором мы, впрочем, оказались совершенно случайно.

Чжаньцзян

Город Чжаньцзян, ранее был известен европейцам как Tsamkong, Tsankiang и Kwang-Chou-Wan. Французы же называли его Форт Баярд — он, видимо, очень напоминал им одноименный родной город.
В сравнительно небольшом по китайским меркам города — всего-то каких-то семь миллионов, даже и говорить не о чем — из достопримечательностей есть только пешеходная улица. Да и она рассчитана исключительно на местных, а не на туристов, которые попадают в этот город лишь транзитом на пути из Гуанчжоу на остров Хайнань. По утрам на улице все магазины закрыты. Только торговцы уличной едой уже проснулись.
Да и покупатели у них есть. Вероятно, народ по утрам не успевает завтракать дома. Еще больше энтузиазма проявляют любители здорового образа жизни. Несмотря на ранний час, они уже заполнили все городские парки.
Есть, правда, и те, кто в такой ранний час вставать еще не спешит.
В Чжаньцзяне мы взяли билеты на автобус в Хайкоу. На этом же автобусе заехали на паром и переправились через 15-километровый Хайнаньский пролив на остров Хайнань.

Остров Хайнань

Второй по величине остров Китая (после Тайваня) расположен в Южно-Китайском море, в тропической зоне - примерно на той же широте, что и американские Гавайи. Этот остров, на котором расположена и одноименная китайская провинция, в Китае тем же, чем и Гавайи для американцев — местом для свадеб, медового месяца или просто отдыха на берегу моря. Это все же единственный в Китае тропический остров. Поэтому конкурентов у него — в плане пляжного отдыха - нет и не будет. В последние годы китайцы пытаются перетянуть на остров и часть иностранных туристов, загорающих на курортах Таиланда и Вьетнама. Для этого власти пошли на беспрецедентный шаг — на Хайнань можно въехать без визы. Именно поэтому с каждым годом здесь все больше и больше туристов из России, преимущественно из азиатской ее части. Но все туристы направляются прямиком в Санью, местный аналог тайской Паттайи. Мы же начали исследование острова в города Ханькоу.

Хайкоу

Когда по прибытии на остров Хайнань наш автобус выехал из парома, мы не спешили выходить. Вреде бы никакого автовокзала и не было. И чуть было тоже не уехали сразу в Санью. Хорошо вовремя спохватились и вышли уже на улице. Сразу же бросилось в глаза, что она обсажена пальмами.
Вот они и тропики! Сразу же чувствуется, что солнце здесь жарит сильнее, чем в тех местах, где мы побывали с начала нашего путешествия по Китаю. Хотя провинции Чжэцзян, Аньхуй и Фуцзян также относятся к южному Китаю. Но там все же не тропики. Всего сутки назад мы наслаждались теплом, а сейчас попали в настоящее пекло.
Чтобы не бродить по жаре в поисках гостиницы, мы остановили такси и поехали в хостел, адрес которого нашли в брошюре, которую мы таскали с собой начиная с Ханчжоу. Несколько раз она нас уже выручала. В ней описаны все китайские хостелы, входящие в международную организацию хостелов. Как правило, все этим хостелы чистые, с приветливым англоязычным персоналом, обычно со своим внутренним двориком и обязательно с Интернетом. И на этот раз хостел нам понравился с первого же взгляда. Там и остановились.
Хайкоу — крупнейший город острова Хайнань, хотя и сравнительно мелкий по китайским меркам — чуть больше миллиона человек. Одновременно это и административный центр одноименной провинции. Город основан еще в XIII веке — как военное поселение. Но развиваться стал только во время японской оккупации острова. В Старом центре сохранились здания, построенные в конце XIX — начале XXвека, каналы, искусственные озера и парки.

Но большую часть города занимают многочисленные магазинчики и уличные кухни — горячую пищу здесь готовят на виду у потенциальных покупателей.
Особо удивили и местные рестораны. Здесь — в тропическом климате — все посетители предпочитают сидеть за столиками не внутри, а под открытым небом. В боковых улочках по вечерам движение перекрывают, а столики расставляют прямо посреди проезжей части. Там же, где движение перекрыть невозможно по техническим причинам, столики занимают тротуары.

Хайкоу запомнился еще и тем, что там мы заблудились. Нарезали круги по полутемным узким улочкам и все никак не могли выйти к какому-нибудь известному ориентиру. Например, к башне с часами на берегу канала, отделяющего островок, на котором расположен наш хостел, от главного острова. Конечно, китайцы старались нам помочь. Но в карте города, которая у нас была при себе, они ориентировались не намного лучше. Только с огромным трудом мы, наконец, вышли к берегу канала и там, наконец, смогли сориентироваться и понять, в какую сторону нам нужно идти.