Приглашаем в Школу Путешествий
Путь чая — 70. Чай — лекарство для души
Путь чая — 70. Чай — лекарство для души

Химический состав и фармакологические свойства чайных листьев можно и нужно изучать с помощью научных методов. Так постепенно мы узнаем о входящих в состав чая химических элементов и органических веществ. Яснее становятся и механизмы воздействия чая на человеческий организм. Но это ничуть не приближает нас к ответу на главный вопрос. Почему чай стал таким популярным напитком? Почему его пили и пьют самые разные люди, самых разных национальностей, уровня образования, культуры в самых разных климатических зонах. Только ли ради здоровья? Но есть ведь огромное количество ничуть не менее полезных лекарственных растений. Однако увлечение ими не получило такой поистине всемирной популярности.
Аарон Фишер в книге «Путь чая» объясняет популярность тая тем, что «чай — это «лекарство» для души». Возможно это и всего лишь красивая метафора. Но совершенно точно известно, что в начальный период истории чая его распространением занимались именно те, кому по роду занятий и нужно было заниматься «лечением душ».

Аромат бессмертия

Вначале чай пили шаманы и даосские отшельники. Для них чай был не просто приятным и полезным напитком. Он стал как бы «напитком богов» - зримым выражением «напитка бессмертия», созданием которого были озабоченны даосы-алхимики.
Конечно с помощью чая нельзя на самом деле стать бессмертным. Но в процессе чаепития есть возможность хотя бы на короткий миг ощутить «аромат бессмертия». Понять, что такое бессмертие не в абстрактной теории, а на уровне ощущений.
Именно поэтому чай и стали использовать во время праздников ив самых важных моментах жизни. В книге «Ритуалы при дворе Чжоу», написанной примерно за 500 лет до н.э. упоминают чай при описании всех мало-мальски важных религиозных церемоний. Кроме того, чай пили на свадьбах (зачастую, один раз в жизни — очень уж дорогой это был напиток). А в период династии Хань его даже клали и в гробницы — считалось, что и на том свете без «напитка бессмертия» никак не обойтись,

Буддисты и чай

И все же чай долго оставался экзотическим и редким напитком. Но тут за его распространение взялись буддистские монахи. Есть даже легенда, что само появление чая - заслуга первого патриарха китайского чань-буддизма.
А.П.Субботин в книге «Чай и чайная торговля в России и других государствах» (Санкт-Петербург, 1892) описывает эту историю так: «По китайской легенде, считающейся у них весьма достоверною, чай обязан своим происхождением набожному буддистскому патриарху Дарме.... Он проводил дни и ночи в молитве и отвлеченных размышлениях... Раз, изнемогши от продолжительной бессонницы, заснул. Пробудясь — он негодовал на себя за нарушение данного обета и, чтобы снова не впасть в прегрешение, отрезал свои веки и бросил их в землю; на том месте, где они были брошены, и вырос чайный куст». Примерно в таком же виде эту легенду пересказывают и другие авторы, пишущие об истории чая. Но Субботин делится и известными только ему одному сведениями и продолжает рассказ о Бодхидхарме: «Он же первый попробовал чай и нашел его очень целебным. Перед смертью он завещал своим последователям употреблять чай, как предохраняющее средство от всяких излишеств, как способствующее душевной бодрости и религиозным подвигам».
Согласно этой легенде патриарх буддизма не только случайно породил чайные кусы, но и «благословил» буддистов на употребление чая. Без такого «благословения» чай мог бы попасть под общий запрет, касающийся не только алкоголя, но и всех средств, которые можно назвать психотропными, оказывающими сильное воздействие на сознание.
Благодаря патриаршему благословению, буддисты стали пить чай для того, чтобы сохранять бодрость и ясность сознания во время длительных медитаций. Кроме буддистским монахам, как известно, по уставу запрещается принимать пищу после полудня. Но и под этот запрет чай не попадает. Его можно пить в любое время дня и ночи. Поэтому стоит ли удивляться тому, что буддисты почитают чай очень высоко. Его приносят в в жертву перед изображениями Будды. И вообще относятся к нему с тем же уважением, что и древние отшельники и даосы. Но у буддистов есть одно принципиальное отличие, сыгравшее очень важную роль в судьбе чая.

Буддистские чайные плантации

В то время как шаманы и отшельники жили преимущественно по-отдельности, как отшельники, буддистские монахи всегда состояли в сплоченных рядах буддистской Сангхи. Они и селиться предпочитали не порознь — в пещерах или на вершинах гор, а вместе со своими единомышленниками в монастырях. В буддистских монастырях в провинциях Юннань и Сычуань (туда буддизм проникал из соседнего Тибета) и возникли первые посадки чая, которые можно назвать уже не кустарными делянками, а прообразом настоящих чайных плантаций.
Если во Франции хорошее вино обычно называют по имени замка, в котором его производят, то в Китае многие сорта чая названы по имени гор, на которых его собирают. И вряд ли можно считать простым совпадением, что ВСЕ знаменитые сорта китайского чая собирают в тех же самых горах, на которых расположены и знаменитые буддистские монастыри (даосы стали создавать свои монастыри позже буддистов и под влиянием их примера). Возможно, было и так, что монастыри основывали именно в тех местах, где изначально уже рос чай. Но и в этих случаях именно буддистские монахи приложили огромные усилия для того, чтобы создать большие чайные плантации. А затем пропагандировать и широкого распространять именно «свой» чай.

Путь чая — 65. Гуйлиньская лапша и чай из османтуса

Путь чая - 17. Музей, парк и чайная плантация.

Путь чая — 16. Шесть сортов китайского чая

Путь чая — 15. Чайная столица Китая

Путь чая — 4. Китайская кухня