Приглашаем в Школу Путешествий
Путь чая — 71. Формирование чайной церемонии
Путь чая — 71. Формирование чайной церемонии

К делу распространения чая приложили свою руку и конфуцианцы. Они, благодаря своей близости к монархам и бюрократам, привлекли к чаю внимание государственного аппарата. Времена изначальной беспечной вольницы и отсебятины для чая закончились. Уже в период династии Тан (618 — 907) чай удостоился государственного покровительства.
К распространению чая присоединились не только энтузиасты, но и дельцы, почувствовавшие в нем уже не «дух», а «запах» - запахло деньгами. В древнем Китае — как, впрочем, и в современном — заниматься крупным бизнесом без государственной поддержки невозможно. Производство и продажа чая — дело выгодное (как и почти любая другая форма эксплуатации религиозных чувств людей) — как для бизнесменов, так и для государства. Поэтому и неудивительно, что чай включили в список «стратегических товаров» - наряду с рисом, дровами, растительным маслом, уксусом, соевым соусом и солью.

Формирование чайной церемонии

Искусство чаепития, которое поначалу передавалось как эзотерическое учение — от учителя ученику, постепенно стало обрастать правилами. Началось формирование чайной церемонии.
Поначалу этим занимались преимущественно буддистские монахи. Именно в буддистских монастырях разрабатывали новые чайные приборы и инструменты — дробилки, метелки, разной формы сосуды. Чай стали толочь в порошок и уже не варили, а заваривали — в каждой чашке отдельно. Брикеты с чаем, которые раньше делали в форме простой «шайбы» с дыркой с центре для нанизывания на веревку, стали формовать в виде львов, драконов, фениксов. Их оборачивали в желтую бумагу, украшали красными ленточками.
Изменение технологии заваривания чая привело к тому, что стали отказываться от использования чашек из селадона (нефритового цвета). Вместо них все большую популярность стали приобретать чашки темного — черного или коричневого цветов. В них взбитый в пену чайный порошок смотрелся значительно эстетичнее.
Да и вообще эстетике стали придавать ничуть не меньшее значение, чем вкусовым свойствам. Хотя и в этой области прогресс шел быстрыми темпами — его подстегивала конкуренция между производителями чая. Ведь чай стал товаром, поэтому за «лучший» чай можно было выручить больше денег.
Уже в период династии Сон начали появляться первые чайные. Своего расцвета они достигли во время следующих династий — Мин и Цин. В чайных не только пили чай. В них же выступали чтецы, артисты, фокусники. В чайных заключали сделки и проводили досуг.
«Темными веками» для чая стали годы правления монгольской династии Юань (1271 — 1368). Монголы тоже пили чай — обычно с молоком. Но они сами не любили и не поддерживали чайные церемонии Для них чай был всего лишь обычным напитком. Поэтому чайные церемонии практически сошли на нет. Чай стали пить без церемоний.

Листовой чай

В период династии Мин (1368 — 1644) опять изменились предпочтения. Порошковый чай постепенно вышел из обращения. Его место занял чай из цельных листьев. Во многом этот переход обязан одному, но очень харизматичному и влиятельному человеку.
Китайский император Чжу Юаньчжан (известный также как император Хонгву, храмовое имя — Тай-цзу, посмертное имя Гао-хуанди, 1328 – 1398 гг.) сам любил листовой чай и активно пропагандировал его среди своих подданных. Своим специальным указом он постановил прекратить употребление плиточного чая (его производство не закрыли, но весь отправляли не на внутреннее употребление, а на экспорт — в Тибет и Монголию, возможно с этим и связан запрет, на чай тогда у кочевников выменивали так необходимых для империи лошадей). Его 17-й сын - принц Чжу Цзюань (Zhu Quan, 1378 – 1448) оставил воинскую службу и удалился в уединенный монастырь, где стал простым монахом. Там он не только пристрастился к чаю, но и написал книгу «Руководство по употреблению чая», где не только подробно описал чайную церемонию и ее использование в медитации, но и подробно объяснил в чем преимущества листового чая по сравнению с брикетным. В результате совместных действий отца и сына в Китае постепенно практически полностью отказались от употребления когда-то очень популярного плиточного чая. Сейчас только пуэр производят в плитках. А весь остальной чай — листовой.
Переход от заваривания плиточного чая к завариванию листового привел и к появлению современного метода приготовления чая. Чай стали заваривать уже не в чашках, как раньше, а в керамических чайниках. Самые первые заварочные чайники появились именно в период династии Мин. Вся остальная чайная посуда также претерпела изменения. И чайники, и чашки постепенно становились все меньше и меньше по размеру. На фабриках по производству керамики стали делать чайную посуду из фарфора самого высокого технического качества и художественного уровня.
Бурный рост популярности чай привел к тому, что к нему стали относиться уже не как к чему-то священному, не как к средству для медитации, а как к «социальному» напитку. Чай стали употреблять во время встреч, за едой, его стали «закусывать», пить на ходу и впопыхах. Конечно, и тогда оставались знатоки чайной церемонии, рассматривавшие чаепитие не как мирское занятие, а как священнодействие. Но они были в явном меньшинстве.

Путь чая — 65. Гуйлиньская лапша и чай из османтуса

Путь чая — 31. Котлы на трех ножках

Путь чая - 17. Музей, парк и чайная плантация.

Путь чая — 15. Чайная столица Китая

Путь чая — 5. Янчжоуская или Шанхайская кухня?