Приглашаем в Школу Путешествий
Путь чая — 80. Город конфуцианцев
Путь чая — 80. Город конфуцианцев

Следующий город на нашем пути — Лучжоу. Приехали мы сюда на автобусе уже поздно вечером и, не долго раздумывая, остановились в гостинице прямо на автовокзале. Это еще что! Утром увидели, что в этом городе есть и еще более оригинальная гостиница. Она находится прямо в здании … католической церкви.
Даже по одному этому понятно, что Лючжоу — город оригинальный. Поэтому нельзя не вспомнить известную китайскую поговорку: «Лучше всего родиться в Сучжоу, жить в Ханчжоу, есть в Гуанчжоу, а умереть … в Лючжоу». Интересно, что три предыдущих места, в которых по мнению китайцев надо рождаться, жить и есть, мы в ходе этого путешествия по Китаю уже посетили. И вот попали … в четвертое.
Чем же так приглянулся этот город? Почему его выделили именно как место, где лучше всего отдать концы? Оказывается, по самой банальной причине. В здешних местах, оказывается водится хорошая, но при этом дешевая, древесина, из которой гробы получаются прочные и не дорогие. Все же китайцы, как мы уже убедились, о самом главном — о деньгах — не забывают ни в храмах, ни во время чайной церемонии, ни, как оказывается, даже на смертном одре. И это все же довольно странно.
Считается, что китайская культура и китайский характер сформировались в значительной мере под влиянием конфуцианство. А в учении Конфуция вроде бы о деньгах совсем не говорится — только о необходимости учебы и почтительности к старшим.

Конфуцианский храм в Лючжоу


Конфуцианские храмы в Китае не редкость. Мы уже несколько десятков таких храмов. Но конфуцианский храм в Лючжоу поразил с первого взгляда.
Для него выделили очень престижное место — на берегу реки Лицзян. Это само по себе уже говорит о том, что в этом городе много влиятельных и богатых конфуцианцев. Храм, естественно, построен по строгим классическим канонам — Конфуций, как известно, был большим почитателем древности и традиций. Вот и этот храм издалека выглядит как типичный китайский храм.
Но когда я подошел ближе, меня ожидал сюрприз. Храм оказывается построен не из дерева — как все традиционные китайские храмы — а из мрамора. Странно, что это сделали в городе настолько гордящемся своей древесиной. Очевидно, народ здесь не просто богатый, а очень богатый. Может себе позволить не экономить на стройматериалах.

Конфуцианство как религия

Конфуций (551 — 479 гг. до н.э.) — самый древний из китайских мудрецов и философов, существование которого ни у кого не вызывает сомнений. Хотя жил он практически в то же самое время, когда и Будда, и Лао-цзы, и Махавира.
Конфуций не стремился к созданию новой религии или даже нового культа. Он учил своих учеников морали, нравственности, любви к родственниками и почтительности к властям.
Начало культа Конфуция было положено его учениками и родственниками, которые построили на месте погребения Учителя посвященное ему поминальное святилище. Конфуций был похоронен неподалеку от столицы царства Лу, рядом с современным городом Цюйфу, неподалеку от пещеры, в которой, по легенде, он родился. В поминальном святилище, как в мемориальном музее, хранились личные вещи Конфуция - одежда, книги и даже его повозка. Однако, это святилище не имело официального статуса храма.
Только в 58 году, когда конфуцианство решили сделать официальной религией, по приказу императора династии Восточная Хань Мин-ди (правил с 58 по 75 год, настоящее имя Лю Чжуан) на месте до этого сугубо частной семейной кумирни стали строить величественный храм. Именно с этого переломного момента и началось постепенное обожествление Конфуция и формирование его религиозного культа. Стоит напомнить, что этот же император, по легенде, отправил посольство на Запад для того, чтобы привезти оттуда буддистские сутры и статуи. Тем самым он оказывается основоположником сразу двух китайских религий — не только кофуцианства, но и буддизма. Однако своей главной цели — создать государственную религию — он так и не смог достичь. Как, впрочем, не удалось это и его последователям.
В период Троецарствия в III веке н.э. изучение конфуцианских книг стало необходимым для сдачи экзаменов на получение любой мало-мальски приличной должности. Конфуцианство постепенно стало превращаться в религию чиновников и образованных людей (зачастую одни и те же люди — каждый образованный человек в то время или был чиновником или стремился им стать). Неотъемлемой частью экзаменов стала церемония жертвоприношения — шидянь (в буквальном переводе «преподнесение кубка»). На алтарь, на котором устанавливали поминальные таблички Конфуция и его любимого ученика Янь Юаня (Янь Хуэй, 521 — 481) устанавливали кубок, клали овощи и фрукты (как и проложено в китайском культе предков).
В любом храме Конфуция обязательно были и традиционные китайские музыкальные инструменты (их хранили уже в самом-самом первом храме, построенном на родине Конфуция). Ведь музыка, по мнению Конфуция, один из способов улучшения нравов.

Конфуцианские храмы

В начале VIвека был построен первый храм с изображением Конфуция. А в начале династии Тан конфуцианские храмы появились и в столице. Конфуций продолжал подниматься по карьерной лестнице и после своей смерти. Еще в начале Iв. Конфуций был удостоен титула князь (гун), в 729 году его повысили до царя (ван), а в 1106 году — императора (ди). В знак великих заслуг Конфуция ему был присвоен и почетный титул - «Великий мудрец» (Сянь-шэн). И наконец, 4 декабря 1530 года по указу императора Ши-цзуна (1522 — 1578) древнему мудрецу присвоили титул «Достигший совершенства Наипервейший Учитель» (Чжишэн-сяньши, если коротко - «Мудрейший учитель»). Это сделало Конфуция если не самым авторитетным, то по крайней мере самым титулованным из учителей древности.
Пик почитания Конфуция пришелся на период династии Цин (1644 - 1911), когда в любом административном центре страны (провинциальном, губернском, уездном) в обязательном порядке должен был быть построен хотя бы один конфуцианский храм - «Кумирня Учителя Куна» (Кун-цзы-мяо) или «Кумирня Просвещенности» (Вэньмяо). Дважды в год приблизительно в середине второго и восьмого месяцев (весной и осенью) устраивались церемонии «большого жертвоприношения», возглавлявшиеся высшими сановниками соответствующего административно-территориального образования, а в столице — лично императором. В церемонии принимали участие все местные чиновники и учащиеся. В качестве пожертвований на алтарь перед табличкой с именем Конфуция или с его портретом возлагали фрукты и овощи. Кроме того, дважды в месяц — в новолуние и полнолуние — в храмах Конфуция устраивали «малые жертвоприношения».
По указу основателя династии Мин (1368—1644) императора Чжу Юаньчжана (1328 - 1398) в посвященных Конфуцию храмах (за исключением его поминального святилища) было запрещено устанавливать изображения Учителя и его учеников. Вместо них на алтари должны были устанавливать только поминальные таблички. Так была сделана попытка отделить конфуцианские храмы от даосских и буддистских, заполненных изображениями богов и небожителей. Впрочем, запрет не распространялся на все изображения Конфуция. Их можно было вывешивать не только в частных домах, но и в государственных учреждениях, и в школах. Хотя и там они хранились не на алтарях, а развешивались на стенах как картины.
Сейчас среди конфуцианцев, как и среди христиан, есть свои «иконоборцы», которые протестуют против реалистичных изображений Учителя. Но подавляющее большинство все же предпочитает видеть в храмах статуи или портреты на стенах.
Кроме самого Конфуция в конфуцианстве всегда ценили и почитали и самых заслуженных его учеников — как тех, кого он учил лично, так и тех, кто постигал грамоту по книгам Учителя. В ханьскую эпоху составили список из 72 самых почитаемых имен. Однако, позднее этот список неоднократно пересматривался и редактировался. Так много персонажей, вероятно, запомнить было никому не по силам. Поэтому в 720 году из общего списка выделили 10 ближайших учеников, а в 1267 году - «Четырех наимудрейших» (Сысянь). Состав этой четверки тоже несколько раз менялся и окончательно утвердился только в 1330 году.
В нее вошли: любимый ученик Конфуция - Янь Юань (Янь Хуэй, 521 — 481 гг. до н.э.), Цзэн-цзы (Цзэн Шэнь, 505 — 436 гг. до н.э.), внук Учителя - Цзы Сы (V в. до н.э.) и философ Мэн-цзы (372—289 до н. э.). Именно их и изображают с двух сторон от Учителя (два слева, два справа).
Состав 72 учеников постоянно менялся, в него в плоть до 1911 года добавляли заслуживших такой почести ученых и чиновников, а для того, чтобы «освободить» им место, кого-то вычеркивали из почетного списка.
В каждом мало-мальски крупном конфуцианском храме также был свой список, в который включали тех учеников, которые на экзаменах, во время которых проверяется не столько уровень интеллекта, сколько знание конфуцианской литературы, получили наивысший балл. Обычно их имена вырезали на стелле. А саму стеллу устанавливали на спине священной черепахи.

Путь чая — 66. Знаменитые рисовые террасы

Путь чая — 56. Остров Хайнань — официальная часть

Путь чая — 55. Бегом-бегом на остров Хайнань

Путь чая — 24. Мы едем в город-сад

Центральная Америка - 48. Ривас