Приглашаем в Школу Путешествий
Путь чая — 81. Иероглифическая письменность
Путь чая — 81. Иероглифическая письменность

Иероглифическую письменность изобрели не Конфуций и не конфуцианцы. Она появилась намного раньше. Хотя именно конфуцианцы приложили огромные усилия для распространения грамотности. Наверняка в городе, в котором построили такой огромный конфуцианский храм, есть не только грамотные люди, но и любители каллиграфии.
Так и оказалось.

Чистое искусство

Едва мы вошли в городской парк, как стразу же увидели сплоченную группу «каллиграфов». Для большей наглядности они писали иероглифы не на бумаге, а прямо на асфальте. Да еще и огромными кистями. Картина очень напомнила виденные во многих парках мира гигантские шахматы, в которые с увлечением играют пенсионеры. Здесь также публика была преимущественно пенсионного возраста.
День все же рабочий. Не все могут себе позволить в рабочее время заниматься чистым искусством. А искусство, которое демонстрировали в этом парке было как раз самым яркими примером именно «чистого» искусства. Ведь иероглифы писали … водой. Буквально через несколько минут просто-напросто текст испарялся.

Иероглифы как они есть

Изобретение иероглифов приписывается мифическому правителю Фу-си. Согласно легенде, однажды он прогуливался по берегу Хуанхэ. И тут из воды вынырнул крылатый дракон. В самом по себе драконе в те мифические времена ничего необычного не было. Но этот дракон удивил тем, что у него на спине были начертаны какие-то странные знаки. Цан Се тщательно перерисовал их. Потом он точно такие же знаки разглядел в следах, оставленных птицами на песке. Именно эти знаки, которые Фу-си принял за символический прообраз взаимодействия сил инь и ян, и стали первыми китайскими иероглифами. Затем, согласно легенде, большой вклад в развитие письменности внес Цан-цзе. Иногда его изображают в виде мифического четырехглазого существа — вероятно, чтобы подчеркнуть его способность проникать далеко вглубь сокровенных тайн мироздания. Но скорее всего, это был либо один из местных китайских правителей, либо министр при дворе первого китайского императора Хуан-ди.
Однако, это все легенды. С точки зрения ученых-историков все было не совсем так просто. Иероглифы не пришли в готовом виде с неба. Первые элементы китайского иероглифического письма — кинеграмы (круг, спираль, волна, зигзаг) - встречаются уже в росписях на неолитической керамике. Затем было иньское письмо, в котором использовались пиктограммы (условные графические изображения предметов или явлений). Кроме простейших пиктограмм, изображавших предметы быта и окружающего мира (солнце, луна, дерево, гора, река), были уже и сложные, состоявшие из нескольких простейших элементов и идеограммы — с их помощью передавали абстрактные понятия. Следующий этап развития китайской письменности — надписи на «гадательных костях» и ритуальных бронзовых сосудах, относящихся ко IIтысячелетию до н.э. Использование нового материала — бронзы — повлекло и графические изменения в древних пиктограммах: овальные и круглые значки превратились в квадратные и прямоугольные.

Бамбуковые и шелковые книги

Первые китайские книги записывали на бамбуковых планках, длиной 0.5-0.7 метра и шириной до 15 см. Писали с помощью заостренных бамбуковых палочек, а в качестве чернил использовали сок лакового дерева. Бамбуковые планки связывались веревкой, продетой в просверленные в верхней части отверстия. Так получалась книга. Эти книги были очень громоздки и недолговечны. Шнур зачастую рвался и книга рассыпалась на части.
Уже в IIIв. до н.э. стали писать на новом материале — шелке (кусок материала шириной около 30 см и длиной в зависимости от длины текста). На таком материале бамбуковой палочкой писать было уже неудобно. Тогда изобрели волосяную кисть и тушь.
Шелковые книги делали так. Прикрепляли к одному концу прямоугольного куска шелка деревянную планку. Затем полотнище на него наворачивали. Получался аккуратный свиток. Если книга была большая, то она состояла из нескольких свитков, хранившихся в одном футляре. Так как текст на шелк наносился правой рукой, а само полотнище разворачивалось справа налево, то сама собой задалась последовательность написания иероглифов — сверху вниз и справа налево. Эта же система сохранилась и в дальнейшем.

Кисти и туши

Кисти делают из меха соболя, барсука или лисицы (в дешевых вариантах — кошки или зайца). Пучку меха придают конусообразную форму и прикрепляют к бамбуковой ручке.
Кисти различаются по степени жесткости или мягкости волосяной головки, по ее длине
и толщине, а также по размерам стержня.
Основой для туши стала лампадная сажа. Затем тушь делали из каменного угля, а с IIIв. н. э. - из сажи, получаемой от сжигания определенных пород сосны. Для придания блеска в тушь добавляют яичный белок, камфору, мускус и сок некоторых растений. Хорошая тушь должна быть «блестящая, как лак, твердая, как нефрит». Кроме обычной черной туши была изобретена и «золотая тушь», получаемая путем добавления золотого порошка. Ей писали в особо торжественных случаях. Были даже созданы «золотые книги» - в них писали «золотой тушью» на черной или темно-синей глянцевитой бумаге. Однако и сама «черная тушь» не всегда одинаково черная. Она бывает самых разных оттенков — от черного до фиолетового. Кроме того, в зависимости от степени разведения туши водой, она может быть черная или светлая, сухая или влажная, густая или жидкая.
Тушь хранится в брикетах. Непосредственно перед употреблением от брикета отламывают маленький кусочек, растирают его на каменной плитке, разбавляют водой и наливают в тушечницу.

Бумажные книги

Шелк — идеальный материал для записей иероглифов. У него есть только один недостаток — цена. Хорошо бы найти что-нибудь почти такое же, но дешевле. Бумагу китайцы изобрели еще во IIв. до н.э. Но для письма ее стали использовать только в VII-VIIIвв. В Китае вообще много чего изобрели, но толком не использовали. Изобрели порох — но не боевые взрывчатые вещества, изобрели компас — но не совершили великих географических открытий.
Изобретателем бумаги считается евнух Цай Лунь из императорского гарема. После своей смерти он стал богом — покровителем бумажного производства. Поначалу бумагу использовали в качестве оберточного материала, из нее делали копии реальных предметов, а затем сжигали в жертву предкам. И только значительно позднее на бумаге стали писать и рисовать (в Китае это почти одно и то же — взять к примеру хотя бы искусство каллиграфии).
Бумажные книги уже к X веку полностью заменили шелковые. Поначалу бумажные книги были точными копиями шелковых. Потом — используя отличительные свойства именно бумаги — книгу стали делать в виде раскладывающейся гармошки. Настоящие — похожие по форме на современные — книги стали делать уже после изобретения книгопечатания.

Путь чая — 80. Город конфуцианцев

Путь чая — 71. Формирование чайной церемонии

Путь чая — 62. Город живописных парков

Мир без виз - 61. Эбла

Индокитай