Приглашаем в Школу Путешествий
Путь чая — 85. Классическая китайская усадьба
Путь чая — 85. Классическая китайская усадьба

В Китае не строили многоэтажные дома, хотя и умели это делать. Обычно это объясняют стремлением китайских правителей и знати быть поближе к людям и к природе, не выпячивать свое богатство. Но русский востоковед Павлович Васильев (1818 — 1900), член Императорского русского географического общества, предложил и другое возможное объяснение: «... люди — везде люди, и всякий хочет отличиться перед толпой именно тем, что ей недоступно, т. е. тем, что несвойственно. У нас так много места, а наши дома лезут вверх; в Китае всякий клочок земли так дорог, и зато богачи стараются занять под свой дом земли как можно более. … В Китае то, что у нас называется передней залой, гостиной, спальней, кабинетом и проч., все эти комнаты помещены в особых домах, которые расположены даже на особых дворах».

Резиденция семьи Чжу

Вот и самое оригинальное здание на территории старого города — резиденция семьи Чжу (Zhu Family Garden) — занимает аж 20 тысяч квадратных метров, на которых насчитывается 218 строений разного размера и предназначения. Причем, каждое мало-мальски заметное сооружение имеет свое имя. Как правило, достаточно простое — например, «сливовый дом», «хризантемовый садик» или «бамбуковый садик».
Как говорится, могли себе позволить. Резиденцию строили в период династии Цин (1644 — 1911) во время правления императора Гуансюя (Guangxu, 1871 — 1903). И в полном соответствии с классическим китайскими представлениями о «классической» городской усадьбе.

Китайская усадьба

Китайская усадьба-чжао всегда была прямоугольной формы, обнесена стеной и сориентирована строго по частям света. Среди ее обязательных элементов: внутренний двор (юаньло); основное жилое помещение (тан) — оно обычно располагалось в глубине двора у северного участка стены фасадом к воротам; боковые флигели — восточный (дунфан) и западный (сифан) — располагались по обе стороны от главного помещения; кухня (чуше) занимала отдельное знание; привратное строение (мэньдао). В больших усадьбах могли быть и другие строения, в том числе и галереи, которые обычно шли по периметру стены, соединяя все здания между собой.
В планировке усадьбы соблюдалась строгая симметрия, она могла нарушаться только за счет расположения второстепенных зданий — иногда это делалось и специально, чтобы придать усадьбе живописность и оригинальность.
Вход в усадьбу делали строго в южной стене — либо в самом ее центре, либо немного сместив к восточному углу (это облегчало проникновение в дом светлых янских энергий). Сразу же за входом ставилась небольшая стенка-экран (инби). Она была предназначена для защиты от злых духов (считалось, что они могут ходить только по прямой и не способны обогнуть такое препятствие). Но в то же время и защищала от нескромных взглядов, которые могли проникнуть внутрь усадьбы в тот редкий момент, когда ее двери открывались. Кроме главного входа были еще один-два дополнительных «черных» входа (прямо как по правилам пожарной безопасности). Они считались второстепенными и использовались исключительно для хозяйственных нужд. Поэтому и их расположению относительно частей света большого внимания не уделяли — делали там, где удобнее.
Главное жилое помещение чаще всего состояло из пяти комнат, хотя встречались дома с семью или даже десятью комнатами. Все комнаты строго разделялись на внешние - парадные и внутренние — жилые. К парадным относили гостиную, комнату с домашним алтарем и кабинет — все они располагались в передней части дома. А жилые комнаты устраивали в закрытой для посторонних глубине дома. Большую часть южного фасада занимали дверной проем и окна. Торцевая (северная) стена обычно оставалась глухой — без окон и украшений. Это делалось, в частности, для предотвращения проникновения в дом злых духов и темной иньской энергии. Чаще всего стена вплотную примыкала к внешней стене усадьбы. Или сама внешняя стена и служила одновременно и задней стеной прислоненного к ней дома.
Особую роль играл внутренний дворик, по периметру которого располагались галереи и крытые переходы. Он носил название «небесный колодец» и служил местом общения всех обитателей усадьбы. Именно здесь все домочадцы собирались на «тусовки».

Домашние духи

В древнем Китае бытовал культ пяти домашних духов (У цзи). Согласно народным поверьям, в каждом доме обитали духи центральной части жилого помещения, очага, проходов, внутренних дверей и внешних дверей (или ворот с двумя створками).
В старом Китае на створках входных дверей (или по бокам от них) у входа в каждое здание, за исключением буддистских храмов, в обязательном порядке изображались духи-стражи ворот — Божества Дверей (Мэнь-шэнь). Их прототипами были божественные стражи — Шэнь-ту и Юй-лэй, которым Желтый император доверил охранять Врата Демонов (Гуймэнь), которые находились на волшебном острове в Восточном море, чтобы духи из подземного мира не проникали в мир людей. По широко распространенной легенде их земными прототипами были два реальных человека - генералы Цинь Шубао и Ху Цзиндэ, служившие у императора Тай-цзуна (599 - 649).
Духов дверей было принято изображать в виде воинов в полном боевом облачении, вооруженных луком, мечом и алебардой. На левой створке изображают Ху Цзиндэ с выпученными глазами, темной кожей и окладистой бородой, а на правой — Цинь Шибао, в облике которого меньше воинственности, но больше женственности.
Главными домашними божествами считались духи ту-ди - покровители всего земельного участка, на котором находится усадьба. У каждой усадьбы был свой собственный ту-ди. Его обычно изображали в виде маленького седобородого старичка в старинном длиннополом одеянии и крестьянских соломенных сандалиях. Он следил за всем, что происходит в доме, защищал его жителей от бед и напастей. Кроме самого «домового» в доме обитал и Бог кухонного очага (Цзао-ван). В его обязанности входило неустанное наблюдение за поведением всех членов семьи. Этот бог тщательно фиксировал все совершенные обитателями дома хорошие и дурные поступки, а затем записывал их в специальные книги. Периодически он отправлялся на Небо к самому важному китайскому божеству - Нефритовому императору. Там он представлял подробный отчет о поведении «вверенных ему» людей. На основании именно этого доклада небесный владыка принимал решение. Он мог как наслать на семью новые беды, так и наоборот одарить милостями. Стоит ли говорить, что для «подмасливания» Цзао-вана предпринимались огромные усилия. Было важно склонить его на свою сторону, обеспечив таким образом положительный отзыв. Короче, относились к этому богу как к мелкому чиновнику, имеющему прямой доступ к всемогущему начальству.
Каждое отдельное помещение и внутренние дворы также имели своего духа-покровителя. Самые важные среди них — Господин Постели (Чуан-гун) и Госпожа Постели (Чуан-му). Они отвечали за семейное благополучие и супружескую верность. Поэтому как минимум дважды в год им обязательно делали подношения — фрукты и сладости. Интересно, что при этом господину предлагали чашку чая, а госпоже — чарку вина (в соответствии с традиционными китайскими представлениями о влиянии половых различий на предпочтение тех или иных видов напитков).
Домашних духов было очень много — фантазия в этой области безгранична. Перечислять их всех просто не имеет смысла. Но никак нельзя не вспомнить о таком оригинальном домашнем духе как Богиня отхожего места. Она известна под разными именами и титулами - Пурпурная дева (Цзы-гу), Госпожа Отхожего Места (Кансань-няннян) или Дева Выгребной Ямы (Цзэ-гу). Широко распространена легенд, в соответствии с которой прототипом богиги была реальная женщина. При жизни она была наложницей крупного сановника. Старшая жена убила ее в припадке ревности. Причем, не просто убила, а именно утопила в нечистотах. Возмущенные таким неслыханным злодеянием боги решили восстановить справедливость. Они превратили бывшую наложницу в богиню. Пусть и всего лишь отхожего места, но все же настоящую богиню. Она стала заниматься не только своими прямыми обязанностями — следить за нечистотами, но и помогать предсказывать будущее. В частности, она часто являлась женщинам, впадавшим в транс во время спиритических сеансов.

Путь чая — 55. Бегом-бегом на остров Хайнань

Путь чая — 54. Земляные стены прочнее бетонных

Путь чая — 46. Буддизм и чань-буддизм

Путь чая — 42. Город культа предков

Путь чая — 36. Храм Чжаньтханьлинь