Приглашаем в Школу Путешествий
Путь чая — 89. Жизнь чаеводов
Путь чая — 89. Жизнь чаеводов

Наше путешествие по чайным местам началось в городке Мэнхай (Menghai).Там мы с гидом пообедали в маленьком деревенском ресторанчике и отправились в двухдневный пеший поход по окрестным деревням.
Вначале наш путь пролегал по асфальтированной дороге, затем по грунтовке, затем по простой колее, и вскоре мы вступили на хорошо протоптанную тропу, по которой только на своих двоих и пройдешь. Тропа петляет то вверх по склону, то вниз, то опять вверх.
Мы проходим мимо плантаций чая и сахарного тростника (как будто местные жители не могут пить чай без сахара?), мимо застроенных полуразвалившимися деревянными избушками деревень, мимо ручьев и луж.
Наконец, мы зашли в лес. Но оказалось, это еще не тот лес, который нам нужен. Чайных деревьев здесь нет. Значит, идем дольше. Лес, впрочем, быстро кончился. И мы вновь вышли к очередной деревеньке, застроенной деревянными домами в традиционном стиле. Они все стоят на сваях, а в образующемся под полом дома пространстве устраивают склады и сараи.
Дома здесь строят по единому стандарту- ставят каркас из бревен и накрывают его сверху крышей с деревянной черепицей.
Жители деревни Лонпень очевидно занимаются выращиванием чая. Сушат его буквально повсюду. И не в сараях или специальных сушильных машинах, а по-простому. В дворе, прямо на земле расстилают огромный кусок полиэтилена и раскладывают на нем тонким слоем чайные листья.
Чай сушится на открытом воздухе, под прямыми лучами солнца. А также … в него летит пыль с дороги, периодически прямо по чаю пробегают куры, свиньи и собаки (им же не объяснишь, что этого делать нельзя, а ограждений никаких нет). Лишь кое-где встречаются более сложные сооружения по внешнему виду похожие на теплицы.
Там чай не только разложен полиэтиленом, но также и закрыт полиэтиленом от дождя. Хотя домашним животным преград все равно нет.
Видя условия, в которых здесь делают чай, легко понять почему первую заварку принято сливать. Чай оказывается просто моют от пыли (хотя шерсть от домашних животных таким способом не смывается) и пытаются хоть немного дезинфицировать.

В деревне

Уже под вечер мы пришли в деревню Чжан Ланой. В ней мы и остановимся на ночлег.
Вернее, спать мы будем с доме в соседней деревне, которая является ее продолжением. По-нашему — это новый спальный микрорайон. Но местные жители ее называют отдельной деревней - Новый Чжан Ланой. Сразу видно, что эта деревня действительно более новая и прогрессивная.
Впрочем новые здесь только административные здания. Большинство жителей живет в таких же традиционных деревянных домах, как и в старой деревне. Хотя прогресс все же замете. В частности, деревянная черепица уже не в чести. Все чаще крыши делают из железа или пластика.
В этой деревне все жители также специализируются на кустарном производстве чая. Его выращивают на каждой, даже самой маленькой, делянке и сушат в каждом дворе.
Нас поселили в доме родственников нашего гида Аинипы. Скорее всего, по блату. Но возможно, дом и специально сертифицирован для приема иностранных туристов. По крайней мере табличка «дом образцового содержания» (так эта иероглифическая надпись звучала бы по-русски) на нем есть.
Дом традиционный и очень большой, рассчитанный на огромную дружную семью, разделен перегородками на три части. В самом центре большая общая комната — мебели в ней почти нет, только телевизор на тумбочке у стены. Справа за перегородкой спальня хозяев дома, слева — кухня. Еду готовят на открытом огне. Даже не на очаге, а просто-напросто на самом обычном костре - как будто всю жизнь живут в походных условиях. Правда, продукты хранят все же в холодильнике.
Никакой трубы не только над костром, но и вообще на кухне нет, дым выходит в окно. У нас его называется топить по-черному. Здесь конечно топить для обогревания не нужно. Но холодными зимними вечерами вся семья конечно собирается у огонька погреться.
Да и поздней весной, надо признать, здесь по-ночам не жарко. Поэтому, хотя и спали мы на полу в большой общей комнате, но под толстыми теплыми одеялами. И не потели.
Утром завтрак готовился снова на том же самом «костре».
Все собрались в кружок, погреться и немного поговорить. Пока готовился простой завтрак — обычная лапша, причем, не самодельная, а магазинная — мы разговорились (конечно, через переводчика) с хозяином дома. Он всю жизнь занимается производством чая пуэр, но сам его не пьет. Слишком дорого. Что уж говорить о чае. Только несколько лет назад жители этой деревни забыли о голоде и стали досыта есть.
Производством чая занимаются преимущественно женщины. Так уж традиционно повелось. Вот и в этом доме на первом этаже, вернее, под домом (он установлен на сваях) есть свой маленький «чайный заводик». Чай в нем хранится прямо на бетонном полу. А обжигают его на огромной печи.
Мужчины здесь испокон веков занимались транспортировкой чая. Ходили с караванами в Тибет. Затем, когда англичане построили железную дорогу в Бирме, караваны повернули на юг. Чай стали носить по тропам в Бирму, там грузили на поезда. Затем поездами чай вывозили к бирманским портам. Оттуда его перевозили в Гонконг. А затем уже и по всему миру.

Путь чая — 76. Экскурсия на чайную плантацию

ЧЕРНОГОРИЯ: Приморская Горная Тропа

ТУРЦИЯ: Пеший поход по тропе Эвлия Челеби

ТУРЦИЯ: Фригийская тропа

ТУРЦИЯ: Тропа Святого Павла