Приглашаем в Школу Путешествий
Путь чая — 90. Чай дикий и культурный
Путь чая — 90. Чай дикий и культурный

В процессе поисков лекарственных растений люди случайно наткнулись на чайные деревья. Попробовали пожевать чайные листья. И сразу поняли, какой-то лечебный эффект есть. Стали их заваривать, действие на организм стало еще сильнее. Поэтому поначалу к чаю и относились исключительно как к лекарству. Пили его не для вкуса и удовольствия, а как горькую микстуру — для пользы здоровью. В древнем трактате «Шэнь лун бэнб шу» (Изначальная книга божественного дракона) написано: «Чай по вкусу горький. Когда человек его пьет, то лучше мыслит, спать ему хочется меньше, тело приобретает легкость и зрение проясняется». Типичное описание какой-нибудь лечебной микстуры. Не более того. Позднее чай стал очень популярным напитком — именно благодаря его лечебным свойствам. Их оценили даже в России. Как писал А.П. Субботин в книге «Чай и чайная торговля в России и других государствах» (Санкт-Петербург, 1892): «чай сообщает мирное настроение, смягчает общественные нравы. После чая человек делается как-то мягче, добрее, что заметно особенно на людях желчных. За чаем, при успокоительном шипении самовара, разные жизненные невзгоды представляются менее обостренными, в более мягком свете; многие ссоры иногда совсем прекращаются после нескольких стаканов чая»

Дикий чай

Сбор чая поначалу был такой же процедурой, как и сбор лекарственных растений. Ходили по лесам и искали деревья как сейчас ищут грибы. Но затем чая стало требоваться больше. И деревья уже стали выращивать специально. Вернее, их и не выращивали, а просто высаживали в подходящих местах. Первые «чайные плантации» создавали очень просто. В лесу на определенном расстоянии друг от друга в землю вкапывали семена чая и … забывали о них, предоставляя возможность расти дальше самим и самим о себе заботиться.
Посаженные с помощью такой примитивной технологии чайные деревья оказывались в гуще естественного леса. В отличии от чайных кусов на плантациях они не нуждались ни в прополке, ни в пестицидах. Они вообще не нуждались в специальном уходе. Достаточно было за ними просто приглядывать. Каждое дерево боролось с вредителями в одиночку, полагаясь на то, что листья выделяют распугивающий большинство насекомых запах. Оптимальное соотношение тени, солнца и влаги также создавалось как бы само собой — за счет сбалансированной экологии тропического леса. Древние фермеры (чаще всего это были шаманы, даосские отшельники или деревенские медики) вспоминали о посаженных ими деревьях только лет через 15-20, когда с них можно было начинать собирать листья.
Сбор листьев проводился с огромным почтением и уважением к деревьям. Перед началом сбора обязательно устраивали жертвоприношения духу чая — у такого уважаемого дерева просто не могло быть могущественного духа-покровителя, Время начало сбора урожая также определялось исходя из астрологических соображений (чаще всего в конце марта или начале апреля). Самым лучшим чаем считался тот, который начали собирать ее до рассвета и обработали в течение того же дня. Сборщики специально отращивали длинные ногти, чтобы не касаться чайных листьев кончиками пальцев и не переносить на них свои запахи (для этой же цели сборщикам выдавали специальную одежду и заставляли мыться каждый день).

Культурный чай

Чтобы удовлетворять постоянно растущий спрос, чай стали выращивать не только на его родине - в Юннани, но и во всех южных провинциях Китая. Производство чая стало уже не кустарным промыслом, а одной из процветающих отраслей сельского хозяйства. Так как чай требовался уже в промышленных объемах, его нельзя было собирать по-старинке, карабкаясь на высокие деревья. Чтобы освободить место для чайных плантаций, пришлось вырубать лес. А вместе с уменьшением площади лесов, сокращался и ареал распространения настоящего дикого чая.
Культурный чай, как и все культурные растения, оказался слишком слабым и нежным. Он уже не мог сам бороться за свое существование. Землю для него нужно было обрабатывать, удобрять, защищать от вредителей. Конечно, не обошлось и без использования химических удобрений и пестицидов. И сейчас остается только догадываться каким по вкусу, аромату и лечебным свойствам был чай в те давние времена, когда его не выращивали, а собирали с деревьев.

Чайные деревья

Точно такие же примитивные делянки мы увидели и здесь в лесу. Деревья, которые очевидно, еще не достигли возраста зрелости, не занимают какой-то один расчищенный от «бесполезного» леса участок, а разбросаны по нему в беспорядке — десяток там, два-три здесь, чуть поодаль еще парочка. Собирать чай с таких деревьев почти то же самое, что заниматься сбором грибов на грибном месте. Знаешь наверняка, что они должны быть где-то здесь, но все же приходится немного напрягаться, чтобы найти.
Такая примитивная технология дает прекрасные результаты — чай получается экологически чистым, не требует огромных людских ресурсов, не приводит к изменению экологического равновесия в лесу. У этой технологии только один недостаток — она недостаточно интенсивна для того, чтобы обеспечить производство чая в коммерческих объемах. Поэтому тогда, когда чай стал не просто лекарством, а товаром, спрос на который рос год от года, началась история коммерческих чайных плантаций.
Было уже некогда ждать, пока чайные деревья созреют — чай стали собирать на 3-5 год. Затем сами деревья стали укорачивать — исключительно для удобства сборщиков (кому хочется карабкаться на огромную высоту?). Постепенно «мичуринцы» превратили когда-то огромные чайные деревья в карликовые кусты как раз нужного размера, который идеально подходит под рост сборщиков чая.
Кусты могли бы сделать и меньше — вспомните популярные в Китае деревья бонсай — но потребности уменьшать кусты и дальше не было. Когда найдется умный человек, который возьмется выращивать чай в теплицах и оранжереях, будьте уверены, выведут и специальные карликовые кустики.

Путь чая — 72. Три эпохи в истории чая

Путь чая — 71. Формирование чайной церемонии

Путь чая — 70. Чай — лекарство для души

Путь чая — 57. Остров Хайнань — курортная часть

Путь чая — 15. Чайная столица Китая