Приглашаем в Школу Путешествий
Путь чая — 93. Вперед по древнему тракту
Путь чая — 93. Вперед по древнему тракту

В VIIвеке, как раз в то время когда в Китае формировалась династия Тан, в Тибете возникло первое государство, в которое объединились несколько доселе независимых княжеств. Основателем тибетской империи стал король Сонгтсан Гампо (Songtsän Gampo, 604 — 50). Во время его правления в состав империи вошли обширные земли Тибетского плато и Гималайского хребта от провинции Юннань на востоке до Ладакха на западе. В 640 году для укрепления дружественных отношений с сильным соседним государством был заключен династический брак. Китайский император Тайзон (Taizong) отправил свою племянницу Веньчен (Wencheng) в жены тибетскому королю. Она, по легенде, захватила с собой и ящик чая. Уже в период правления короля Триду Сонгтсана (Tridu Songtsän, 677 — 704) вся тибетская аристократия пристрастилась к чаю. Однако, он все еще оставался предметом роскоши и был недоступен простым тибетцам.
Король Сонгтсан Гампо установил дипломатические отношения не только с Китаем, но и с государством Наньчжао (Nanzhao, VII – IX вв.), которое находилось на территории современной провинции Юнньнань, но вплоть до XIIIвеке еще не входило в состав Китая. Одновременно тибетцы захватили княжества Лицзян и Дали. Вскоре именно через них и будет проходить южная ветка «Чано-лошадиного пути».
Постепенно чай в Тибете становился все более и более популярным напитком. Постепенно он перешел из разряда роскоши в разряд продуктов первой необходимости. Но на Тибетском плато чайные деревья и даже кусты расти не могли — даже, если бы их семена или саженцы и удалось выкрасть и привезти. Потребность в чае можно было удовлетворить исключительно за счет импорта.
В период поздней династии Тан — ранней династии Сун, примерно между 700 и 1000 гг. к чаю пристрастились уже практически все тибетцы. Дело в том, что в Тибете чай — это не просто приятный напиток для украшения приятного времяпрепровождения, но и жизненно необходимый элемент питания. Пищевой рацион тибетцев состоял преимущественно из мяса и молочных продуктов, с минимумом овощей и еще меньшим количеством фруктов. А чай с одной стороны способствовал перевариванию мяса, а с другой — обеспечивал организм так необходимыми ему витаминами и микроэлементами, а также способствовал снижению уровня холестерина в крови.

В районе Сишуанбаньна чай выращивали не только для собственного употребления и даже не для внутреннего китайского рынка. Отсюда чай шел на экспорт — в Тибет. Отсюда начинали свой длинный тяжелый путь загруженные чаем караваны, отправлявшиеся на северо-запад, в Лхасу. Это был самый длинный маршрут, но отнюдь не единственный в сложной системе дорог и дорожек,которые в сумме и называют «Чайно-лошадиным путем». Однако он был основным. В него, как в основное русло реки со всех сторон тонкими ручейками втекали потоки с чаем.

Защита чайных караванов

В Китае часто было неспокойно — смуты, народные восстания, беспорядки. Но и в период относительной стабильности на дорогах не редко встречались бандиты. За исключением самых голодных и отчаянных, мало кто из них нападал на караваны с зерном или рисом. А вот сравнительно легкие и при этом дорогие товары, как чай, вызывали их пристальный интерес. Торговцы чаем стали нанимать для своих караванов профессиональную охрану. Они предпочитали платить не за количество, а за качество. Особенно высоко ценились охранники, владевшие боевыми искусствами. В полном соответствии с рыночными механизмами, растущий спрос вызвал и рост предложения — при монастырях, которые зачастую и сами были крупными производителями чая, стали создаваться школы боевых искусств. Самая крупная и известная из них была создана в буддистском монастыре Шаолинь. Но такие же школы были и в других монастырях. Государство не могло долго безучастно наблюдать за тем, как быстро росло количество хорошо натренированных бойцов. Поэтому в период династии Сун была создана императорская «Армия торговцев чая». Главная ее задача была охранять именно караваны с чаем.

Вступаем на чайно-лошадиный путь

Чайно-лошадиный путь начинался в районе городка Пуэр. Оттуда он шел к Цзингу (Jinggu), затем сворачивал на запад и пересекал Меконг в районе Доугэ (Douge). Затем маршрут поворачивал на север и вел через Линьцан (Lincang), Юньсянь (Yunxian) и Наньцзянь (Nanjian). Сейчас примерно по этому же маршруту проходит шоссе 214. Затем современное шоссе сворачивает на восток к Миду (Midu) и Сягуань (Xiaguan). А старый караванный путь шел на запад по узким долинам в сторону Вэйшань (Weishan), затем через перевал в Дацан (Dacang) и вниз к городу Сягуань (Xiaguan), расположенному на южном берегу озера Эрхай (Er Hai).
Там от главного магистрального караванного пути ответвлялись две боковые ветки. Одна вела на юго-запад в сторону границы Бирмы, а вторая — в сторону Куньминя. Однако главное направление по-прежнему вело строго на север, вдоль западного берега озера (опять же сейчас по этому пути проходит шоссе 214) и дальше до заселенными преимущественно мусульманами местам до города Дали, который когда-то был столицей независимого от Китая «Царства Мирного Юга».
Именно туда мы и отправимся. Правда, не с караваном лошадей и мулов. И времени на это нет, и транспортное сообщение по сравнению даже с прошлым веком сейчас все же заметно улучшилось. Поэтому мы сразу же на прямом автобусе по шоссе 214 уезжаем сразу в древний город Дали. Там будет наша первая остановка на длинном чайно-лошадином пути к Тибету.

Путь чая — 92. Чайно-лошадиный путь

Путь чая — 91. Деревенский чай

Путь чая — 71. Формирование чайной церемонии

Мир без виз - 17. Дурресс

Польша: Тропа Е11