Приглашаем в Школу Путешествий
Мир без виз - 97. Горячие источники Пуринг

Забронировав себе места на подъем, мы вышли на трассу и на попутной машине доехали до горячих источников Пуринг. Они находятся в том же национальном парке, но на противоположном склоне горы.
Как выяснилось, как раз в эти дни мусульмане праздновали наступление нового года. На горячих источниках было настоящее столпотворение. Мужчины, женщины, дети. Сюда приехали отдохнуть целыми семьями.
С наступлением темноты на нас обрушился писк, вой, скрежет, хохот, кряканье и постукивания — весь набор хаотических звуков, характерных для влажного тропического леса. Вскоре мы увидели и его обитателей. Они кучами летели на свет. Среди разного рода бабочек, мошек и комаров попадались и огромные черные жуки, размером со средних размеров лягушку и клешнями как у маленького краба. Они летели натужно, как миниатюрные копии тяжелых бомбардировщиков, взлетающих с авиабазы с полным боекомплектом. И гудение было почти такое же громкое. Когда такой жук врезался в какую-нибудь преграду, раздавался звук как от удара камнем.
Рядом с источниками мы нашли несколько гостиниц. Но почти все места в них были заняты –очень уж много людей приехало на новогодние праздники. Нам пришлось поселиться чуть ли не в чулане. Комната, правильнее ее было бы назвать каморкой, была такой маленькой, что в ней не было места даже для односпальной кровати. В длину и ширину она была меньше полутора метров, и только в высоту достигала почти двух. Положить бы ее на бок!
В комнате не было ничего — даже окна. Только на стене висел вентилятор. В обычное время это наверное была кладовка. Только на период праздников ее освободили от хлама, чтобы сдать особо нуждающимся. Впрочем, одну ночь можно переночевать и в таких условиях. Хотя спать придется прямо на полу, упираясь боками, ногами, руками и головами в стены.
Рано утром мы пошли на горячие источники. От дороги, вдоль которой стояли гостиницы, нам нужно было пройти немного по тропе и перейти по подвесному мосту через реку Сунгай Мамут.
Затем мы прошли еще метров двести по хорошо протоптанной дорожке и наконец увидели источник. В естественном углублении среди камней рядом со скалой образовалось что-то среднее между большой ванной и маленьким бассейном. Над поверхностью воды клубами поднимался пар.
Со всех сторон источник был окружен устрашающими табличками. Хотя и так с первого же взгляда было видно, что в нем не купаться, а яйца варить. Впрочем, это тоже было запрещено — видимо, не мне одному такая мысль пришла в голову. На берегу установили кусок фанеры, на котором изобразили корзинку с куриными яйцами, перекрещенную красными полосами. На соседнем плакате в такой же доходчивой форме объяснялось, что в источнике нельзя мыть ноги и стирать белье.
Рядом с этой парящейся ванной, похожей на витрину, в которой в дорогих ресторанах выкладывают крабов и лангустов, были ванны уже для людей.
Каждая из них представляла из себя выложенное кафелем восьмиугольное углубление, глубиной чуть больше метра. Вода набиралась сразу из двух кранов, но все равно достаточно медленно. Зато и температура ее была не больше 40 градусов Цельсия.
Купались в ванных целыми семьями. И по мусульманскому обыкновению полностью одетыми — в футболках и шортах, а замужние женщины еще и в платках. Исключения делались только для детей дошкольного возраста, которые были в плавках.
Над каждой ванной установили на столбах крышу, превратив ее в некое подобие беседки. Только поэтому мы и смогли понежиться в горячей воде, а не под струями дождя.
Утро выдалось на редкость пасмурным. Вершины горы Кинабалу видно не было, Ее полностью закрывала темная туча. А горячие источники и окружающие их джунгли поливал сильный дождь. Он ненадолго прекращался. Но и в эти краткие периоды суше не становилось. Капало с деревьев. Едва вся накопившаяся на листьях влага достигала земли, как вновь начинался сильный ливень.
А ведь в этот день мы должны были подниматься на вершину. Интересно какая погода будет завтра?
Рядом с горячими источниками часть леса отгородили забором и накрыли сеткой. В полученное таким образом закрытое пространство запустили бабочек. А рядом в деревянном домике создали небольшой музей естествознания, по стенам которого развесили тех же бабочек, но уже сушеных. Были там и страшные жуки с крабьими клешнями, которые нападали на нас вечером.
Дождь в тот день так и не прекращался. Он только периодически затихал, чтобы через некоторое время начаться вновь. Однако, мы все же не смогли усидеть под крышей. Жажда приключений оказалась сильнее.
У горячих источников начинается несколько троп. Мы выбрали самую длинную — к водопаду Ланганан, до которого судя по указателю было чуть больше трех с половиной километров. По пути мы прошли мимо живописного, но скромного по своим размерам водопада Кипунгит, потом заглянули в «Пещеру с летучими мышами».
Джунгли были живые. Нас со всех сторон обволакивали звуки леса. Вокруг что-то пищало, хлюпало, скрежетало, шипело, где-то что-то падало, ломая ветви и ударяясь о землю с глухим стуком. Влажность 100%,.
Вскоре нам было уже совсем не важно, идет дождь или нет. Вся одежда промокла насквозь. Я только старался защитить фотоаппарат и видеокамеру. Когда начинался дождь, сразу же прятал их в полиэтиленовые пакеты — вместе с сумками (они формально были водонепроницаемыми — но на тропический ливень явно не рассчитаны). В кратких перерывах доставал, стараясь снимать так, чтобы аппаратура не намокала.
До водопада мы все же дошли. Несмотря на все передряги. Хотя увидеть удалось только основание и нижние метров двадцать каменистого склона. Вершина скалы, с которой обрушивался водный поток, скрывалась в облаке. Только на краткий миг в нем образовался разрыв и удалось увидеть, что водопад в высоту никак не меньше 70 метров.
Воздух у водопада, казалось стал еще влажнее — к пару добавились еще и капли, разлетавшиеся от ударяющихся о камни струй. Техника оказалась к такому испытанию не готова. Видеокамера просто перестала включаться. К счастью, позднее, когда немного просохла, она вновь заработала и уже больше ни разу за всю кругосветку нас не подводила. Хотя еще неоднократно и в дальнейшем мне приходилось снимать в неблагоприятных погодных условиях.
Из джунглей мы вышли в поту, с ног до головы мокрые, грязные и … в крови. Оказалось, в лесу было много пиявок. Они проникали под одежку и лезли через дырки в кроссовках. Мы снимали их друг с друга гроздьями. Но некоторые все же успевали присосаться.
Отмывшись в душе и переодевшись в сухую одежду, мы, пользуясь тем, что под вечер дождь все же прекратился, вышли на дорогу, рассчитывая поймать попутную машину назад, к началу тропы на гору Кинабалу.
Несколько машин прошли мимо битком забитые — все же на горячие источники обычно приезжают семьями. Наконец, попалась и пустая — в ней был только один водитель.
- Тоже купаться ездил, - спросил я его, когда мы сели в машину.
- Нет. Я приезжал собирать лечебных пиявок., - и он с гордостью продемонстрировал нам литровую стеклянную банку, половину заполненную теми же самыми противными созданиями, с которыми мы ожесточенно воевали в лесу.