Приглашаем в Школу Путешествий
Мир без виз - 100. Пещеры Ниах

Мы прилетели из одной части Малайзии в другую. Но нам пришлось вновь проходить паспортный контроль. Штат Саравак обладает особым статусом. Поэтому иностранцам здесь, в дополнение к «общемалазийскому» въездному штампу, ставят еще и свой — саравакский.
Когда самолет заходил на посадку, я в иллюминатор увидел, что Мири находится немного севернее аэропорта. А главное шоссе, идущее с севера на юг, проходит по окраине летного поля. Поэтому у нас не было необходимости ехать в город.
Мы вышли на трассу и стали голосовать. Однако, вскоре на дороге показался рейсовый автобус. И мы поехали на нем.

Пещеры Ниах

Из автобуса мы вышли возле огромного придорожного комплекса с рестораном и мини-рынком у поворота в национальный парк «Пещеры Ниах». Последние 11 километров, остававшиеся до входа в него, мы проехали на такси, заплатив почти столько же, сколько и за проезд на 120 километров на автобусе от Мири.
В офисе национального парка мы познакомились с охранниками, оставили им на хранение рюкзаки.
— Только до пяти часов вечера. Иначе после окончания рабочего дня мы их закроем здесь. И вам придется ждать до утра, - предупредил строгий начальник.
Офис нацпарка находится у реки Сунгай Ниах, шириной чуть больше 10 метров. На другой берег можно переправиться на лодке-плоскодонке с мотором. Едва мы сели в нее, как увидели, что к нам бежит один из охранников. Он попросил нас вернуться в офис.
Начальник состроил гримасу, как будто хотел сообщить пренеприятнейшее известие и вымолвил.
- Я увидел, что у вас собой профессиональная видеокамера.
В офисе я ее не доставал, но на лодке стал снимать и, похоже, начальник увидел ее из своего окна.
- Так в чем проблема?
Никаких проблем. Но за разрешение на съемку профессиональной видеокамерой вы должны заплатить 300 рингит (около 100$).
Мы еще ничего и не видели. Даже непонятно, за что именно просят такие деньги. Я предпочел оставить видеокамеру на хранение в офисе. Так что прощу прощения у всех, кто уже смотрел или только собирается посмотреть мой фильм «Вокруг света без виз», но пещер Ниах в нем нет.
От паромной пристани в сторону пещер ведет не дорожка, а деревянный настил на высоких сваях — чтобы посетителям не пришлось тащиться по колено в грязи через заболоченный лес.
Пещер здесь несколько. Но все они связаны между собой. Вначале мы попали в Великую пещеру. Название говорит само за себя. У входа она шириной 250 метров, а высота свода около 60 метров. По мере нашего продвижения вглубь пещера становилась все уже, а ее высота, наоборот, постоянно увеличивалась.
Даже сейчас, когда мы привыкли к небоскребам и гигантским торговым центрам, пещера поражает своими масштабами. Что уж говорить про наших далеких предков. Можно представить, какое впечатление производила на них эта громадная пустота.
Археологи производившие здесь раскопки, выяснили, что первые люди поселились в Великой пещере уже 40 тысяч лет назад. Слева от входа и сейчас отгорожен уголок, где продолжаются раскопки. А уже найденные черепа, кости, примитивные каменные инструменты и керамику, мы позднее увидим в небольшом музее, созданном неподалеку от паромной пристани (его посещение мы оставили напоследок).
Мое внимание привлекли громкие крики и, подняв голову, я увидел наверху под потолком пещеры хаотически скачущие пятна света. Там на веревках — как промышленные альпинисты, моющие окна высотных зданий — висели сборщики ласточкиных гнезд. Для китайцев, а их на Борнео больше, чем малайцев, это один из самых дорогих деликатесов.
Пол пещеры находится на уровне земли, а ее потолок доходит почти до вершины меловой горы, похожей на выеденный кариесом зуб. Спустившись немного вниз и пройдя через пещеру Ган Кира («Лунная пещера»), мы вышли с противоположной стороны горы. Пройдя еще немного дальше по деревянному настилу через кусок джунглей мы оказались перед входом в Разрисованную пещеру, в которой нашли наскальные рисунки древних людей.
Чтобы защитить рисунки дикарей от «цивилизованных людей», пещеру перегородили высоким забором из колючей проволоки. Впрочем, оказалось, что слева у огромного валуна через него все же можно перелезть. Иначе как бы мы смогли сфотографировать рисунки крупным планом? В этой пещере археологи нашли и древние погребения. Местные племена хоронили предков в выдолбленных из стволов дерева каноэ.