Приглашаем в Школу Путешествий
Мир без виз - 107. Балийский индуизм в действии
Мир без виз - 107. Балийский индуизм в действии

Первобытные балийцы были анимистами. Они верили, что в горах живут добрые духи, великаны и демоны населяют дно моря, а злые духи бродят по тропическим лесам и пустынным пляжам. Чтобы обезопасить себя они совершали жертвоприношения: добрым духам в благодарность за помощь, злым – чтобы откупиться.
Когда на Бали проник индуизм, на острове возникла уникальная религиозная традиция, сочетающая элементы индуистского шиваистского культа с чертами анимизма и буддизма. Поэтому Балийские храмы не похожи не только на индуистские храмы Индии, но и на храмы соседней Явы.
Типичный балийский храм представляет собой обнесенный кирпичной стеной примерно в рост человека прямоугольник. Двумя внутренними стенами он разделен на три части — на три двора.
Входя через «расколотые ворота» (они выглядят как гора, разрезанная надвое острым ножом, после чего половинки раздвинули, чтобы освободить проход) попадаешь в первый двор — он обычно почти совсем пустой. Разве что увидишь какой-нибудь шалаш под соломенной крышей, служащий чисто для каких-то практических целей.
В первой внутренней стене прямо напротив входной двери — глухая кирпичная стена. А во второй двор можно попасть через одну из двух симметрично расположенных по бокам дверей. Вероятно, балийцы, как и древние китайцы, также поклонявшиеся духам, убеждены, что они ходят только по прямой. Поэтому ни в коем случае нельзя делать проходы анфиладой, а нужно петлять, чтобы оторваться от «хвоста».
Во втором дворе можно увидеть уже и пагоды, и священный колодец, и алтари. Здесь любой может приносить пожертвования или молиться богам.
Но есть и третий двор — что-то типа алтаря в христианском храме. В него имеют право входить только священники. Дверь обычно делают не деревянной, как все остальные, а решетчатой, чтобы можно было хотя бы увидеть недоступные для посещения многоярусные пагоды, статуи богов и алтари.
Индуизм на Бали — не мертвая традиция, а часть повседневной жизни каждого балийца. Здесь нет чисто туристических храмов, все они действующие. При входе всем – и мужчинам, и женщинам - следует надевать длинную юбку — саронг (иностранцам их дают напрокат — за небольшое пожертвование). Отрез яркой ткани оборачивают вокруг бедер, а поверх него завязывают ленту - контрастного цвета или наоборот однотонную.
Важная часть всех балийских религиозных ритуалов — подношения статуям и фигурам демонов. В сплетенные из банановых листьев маленькие корзиночки или плошки кладут рис, фрукты и еду, а также ароматические палочки, специи и цветы. Нужно ходить очень осторожно, внимательно смотря под ноги — не дай бог наступишь (это не только грех, но и реальная возможность подскользнуться!). Причем, такие же подношения можно найти в каждом доме, на уличных перекрестках, в магазинах, в офисах, в машинах.
Пожертвования для индуистских богов и хороших балийских духов ставятся на специальные постаменты и на алтари. А подношения для злых демонов — на пол около входа в помещение (смотреть под ноги!). Демонам в основном предлагают простую еду, цветы или сигареты (!!!), а богам — благовония.
Три балийских храма за один день
Балийские храмы строят не где попало, а лишь в священных местах. Вероятно, в тех же самых, где древние балийцы поклонялись духам природы.
Духи, как известно, не любят суету и предпочитают селиться где-нибудь в уединенных местах. Людям самим нужно приложить какие-то усилия, чтобы добраться до их жилищ: там, где состоялись великие битвы или жили святые отшельники, где происходили чудеса или бьют священные источники. Да и просто в красивых местах. Духи ведь тоже не чураются земной красоты. На особо красивом утесе, посреди горного озера или в живописном ущелье на берегу быстрой чистой речушки наверняка увидишь и храм, который служит как бы подтверждением того, что это место отличается не только своей видимой красотой, но и содержит в себе некую духовную субстанцию. Ведь земная красота по сути ни что иное, как проявление красоты божественной.
Самый живописный балийский храм - храм Пура-Танах-Лот - находится всего в 15 км к северо-западу от Куты. Он стоит на островке в 100 метрах от берега. Весь пляж застроен храмами и жертвенниками, сувенирными лавочками, кафе и киосками. Попасть же в сам храм можно только при отливе (нам повезло).
Только истинно верующие и те, кто очистился от грехов, могут подняться по вырубленной в скале лестнице и войти в храм. Всем остальным предписано стоять на клочке серого песка у подножия скалы. Но за небольшое пожертвование и после процедуры «очищения» индуистские монахи могут очистить любого.
Мы тоже встали в очередь на очищение. Вначале нужно было самому умыться в священном источнике, бьющем у основания скалы. Затем с мокрыми, но чистыми лицами мы по очереди подходили к трем священникам в белых одеждах. Один махал пальмовой веточкой, брызгая святой водой, второй ставил на лоб точку, используя вместо краски щепотку риса с благовониями (его на Бали обычно приносят в жертву индуистским богам). Третий втыкал за левое ухо цветок магнолии. После такой многоступенчатой процедуры нам разрешили подняться по вырубленным в скале ступеням к сглаженным волнами и отполированным блестящим черным песком элегантным строениям с многоярусными крышами, которые уже давно стали неофициальным символом Бали. Впрочем, с близкого расстояния они разочаровывают. Четыре больших куба с соломенными крышами по углам и пятиярусная пагода в центре. Как всегда, большое лучше смотрится с почтительного расстояния.
Чуть дальше по берегу есть еще один храм. Он стоит на скалистом островке соединенном с берегом естественным мостом — скалой, в которой океанские волны промыли арку, высотой с двухэтажный дом. На ступеньке у храма, защищенного от непрошеных гостей табличкой «вход запрещен», сидел одинокий рыбак. Трудно сказать что он там делал. Или пытался что-то поймать себе на обед, или просто наслаждался видом на храм Пура-Танах-Лот, который отсюда выглядел как потерпевший крушение и выброшенный на скалистый берег парусник.
Бросив последних взгляд на самый узнаваемый символ Бали, мы продолжили путешествие по храмам.
Храм Пура Таман Аюн был построен в 1634 году и позднее, как и все остальные храмы Бали, неоднократно перестраивался и реконструировался, но в полном соответствии с изначальным замыслом (камень хорошо сохраняется, а деревянные части и соломенные крыши во влажном балийском климате нужно часто менять).
Первый двор храма напоминает пустое футбольное поле с зеленым газоном. Слева от ворот есть башня, с вершины которой можно заглянуть во второй и заполненный одиннадцатиярусными пагодами третий дворы. Храм, окруженный рвом с водой, поверхность которой покрыта густым слоем из листьев и стеблей лотоса, примыкает парку. Там тихо и спокойно - без присущего внутренним частям храма формализма. Хотелось присесть и немного расслабиться, глядя как медленное течение реки уносит упавший с дерева пожелтевший листок.
Храм Пура Лухур Батукару, расположенный в густом лесу на склоне горы Батукару, — царство воды. На искусственном озере на правильном по форме островке стоит маленький храм. Во внутреннем дворе в ряд выстроились деревянные башни с одним, тремя, пятью и семью ярусами соломенных крыш.
Задолго до появления индуизма на Бали проник буддизм. Сейчас буддистов здесь редко встретишь, да и те, как правило, иностранцы — китайцы или увлеченные восточными культами европейцы.
Но всего лишь в ста метрах от западного берега озера Батан сохранилась старинная буддистская ступа, построенная в стиле характерном скорее для индуистских храмов - со ступенчатым основанием и ступенчатой же вершиной.На двух этажах-ярусах во все четыре стороны света смотрят статуи Будды, задрапированные в желтые монашеские робы. Это самое древнее из священных сооружений в этом месте.
Ступа стоит немного особняком от остальных зданий, посреди ухоженного парка, в окружении фигурок божеств — хранителей. Немного в стороне, еще дальше от берега, виднеется новенькая мечеть.
Создается ощущение, что и ступа и мечеть специально отступили от берега озера, чтобы освободить самое красивое место индуистскому храму Улун-Дану.
Его главная семиярусная башня — меру, стоящая в третьем — сакральном дворе, посвящена духу гор Маха Деви. На территории нашлось место и для святилищ, посвященных духам трех соседних озер — Братан, Буян и Тамблинган.
Храм со всех сторон окружен стеной в рост человека. За ней прячутся традиционные башенки с множеством крыш и навесы над статуями богов, добрых духов и демонов. Вход сторожат два лесных духа. Их бедра и ноги местные жители обвязали клетчатыми юбками — саронгами.
Мы уже знали, что и нас внутрь без саронгов не пустят. Но оказалось, что здесь иностранцев в принципе не пускают. Настолько этот храм считается священным.
Из-за того, что в храм попасть нельзя, все внимание поневоле обращаешь не на него, а на два искусственных островка, насыпанных в десятке метров от берега. На каждом из них стоит обнесенная стенами башня.
Берега озера такие пологие, что до островков можно было бы легко дойти вброд. Но никто этого не делает. Сама аура этого священного места сдерживает даже тех, кто с риском для жизни готов вскарабкаться на статую или колонну храма для того, чтобы сделать эффектный снимок на память.
Островки охраняют духи и демоны. На ближнем сидят пузатые каменные лягушки с выпученными глазами — символы влаги и достатка. Левыми лапами они опираются о землю, а правые подняли и выставили перед собой — то ли приветствуя паломников, то ли останавливая нечестивцев, которые могли бы покуситься на охраняемые ими сокровища.
На дальнем островке за расколотыми воротами, характерными для всех балийских храмов, видна статуя индуистского бога Вишну, примостившегося у подножия башни. Четыре резные калитки, башня и деревце выглядят настолько живописно, что редкий турист избежит соблазна сфотографировать их на память — хотя бы и с почтительного расстояния.
Атмосфера здесь разительно отличается от суеты, свойственной крупным храмам Бали в разгар туристического сезона. Туристов здесь бывает мало. От пляжных курортов сюда добираться и долго и сложно. Но и тех немногих, кто все же находит в себе силы на дальнюю дорогу, часто скрывают от глаз облака и обрывки тумана, которые периодически окутывают храмовые строения густым белым одеялом.
Озеро Братан, как и все остальные озера Бали, или «божественные дары», как называют их балийцы, возникло в кальдере вулкана, образовавшейся десятки тысяч лет назад на месте взрыва, взметнувшего в воздух миллионы камней и тонны пепла.
Как будто все было не случайно. Вершину вулкана взорвали, чтобы освободить место, где позднее возникнет озеро, в нем поселится дух, а затем на берегу воздвигнут храм, в котором этому духу будут приносить подношения.


Мир без виз - 106. Индуистский остров Бали

Мир без виз - 83. Золотой Будда и пещеры в Дамбулле

Путь чая — 42. Город культа предков

Путь чая — 36. Храм Чжаньтханьлинь

Юго-Восточная Азия