Приглашаем в Школу Путешествий
Мир без виз - 147. Ночь в «сарайчике»
Мир без виз - 147. Ночь в «сарайчике»

В деревне Ива наше внимание привлекла группа самоанцев, собравшихся в одном из «сарайчиков». Они весело и бодро хором распевали религиозные гимны. Мы подошли поближе, чтобы сфотографировать и снять на видео. Нас сразу же пригласили внутрь. Так мы попали на репетицию музыкального спектакля, который будут показывать в ближайшее воскресенье в соседней церкви.
Во время перерыва между сценками один из «артистов» подошел к нам.
- Вы где сегодня собираетесь ночевать? Не знаете? Тогда я приглашаю вас к себе в гости.
Так мы в первый же вечер на Самоа попали в самоанскую семью. Вернее, семья оказалась наполовину новозеландской. Как раз в этот вечер одна из «тетушек» (семьи здесь большие) приехала погостить из Окленда.
Новозеландскую тетушку звали Феа (удивительно, что при таком количестве церквей имена здесь не христианские, а свои — традиционные). Она видела нас на пристани.
- И зачем вы снимали на видеокамеру как на паромной пристани народ «штурмует» автобусы? Вы хотите показать нашу страну в черном цвете?
Я попытался объяснить, что снимаю вообще все подряд. Да и давки особой не заметил.
- В Москве в час пик и не такое увидишь.
Но похоже мне так и не удалось ее переубедить. Она весь вечер продолжала на меня дуться. Не иначе, как ей пришлось в Новой Зеландии столкнуться с проявлениями расизма. Поэтому-то она так болезненно и отнеслась к тому, что посчитала попыткой «оскорбления» самоанцев.
Семьи на Самоа большие, но «квартирный вопрос» самоанцев не испортил. На каждом участке есть по несколько зданий. Ближе всего к дороге стоит гостевой фале - в нем принимают гостей. Чуть дальше вглубь участка стоит главный семейный дом. В бедных семьях он не намного отличается от простого сарая, а в богатых — это уже настоящее каменное строение со стенами, окнами и дверями. В насквозь продуваемом фале достаточно и естественной вентиляции, но в настоящем доме уже никак не обойтись без гигантских вентиляторов и кондиционеров.
За главным домом, еще дальше от дороги, строят летние кухни, сараи. Часто на этом же участке продолжают жить и семьи, созданные подросшими детьми хозяев. У них также свои фале и дома. Иногда получается чуть ли не целый микрорайон, тянущийся от дороги вглубь острова. И, что поражает больше всего, для предков здесь тоже есть место. Их хоронят прямо перед фасадом дома. На мраморных могильных плитах спят, едят, загорают, сушат белье — вообще, используют в самых разных практических целях. Можно сказать, все самоанцы живут прямо на кладбищах.
От паромной пристани на протяжении десятков километров сплошной чередой идут деревни. Не успеет закончится одна, как сразу же начинается. Никаких промежутков между ними нет. Только по табличкам и можно было понять, что мы вышли из одного населенного пункта и вошли в следующий. Весь остров нарезан узкими, но длинными лоскутками, начинающимися от берега океана и идущими далеко вглубь влажного тропического леса.

Царство матриархата

В каждой деревне обязательно есть одна-две-три церкви, большое фале для сбора деревенского совета. Часто встречаются открытые бассейны. Они здесь очень оригинальные. Со стороны кажется, что каменной стенкой отгорожен кусок моря. На самом же деле вода в бассейнах пресная — она поступает из подземных источников.
Французский мореплаватель Лаперуз, побывавший на Самоа в XVIIIвеке отмечал, что туземцы этого архипелага высокие, сильные хорошо сложенные, а женщины изящно сложены. Он считал, что самоанцы — самые красивые среди всех полинезийцев. Да и понятно почему: «Хлебные деревья, кокосовые пальмы, гуайявы и апельсиновые деревья снабжали этот счастливый народ здоровой и обильной пищей; куры, свиньи, собаки, поедавшие излишки указанных плодов, вносили в питание туземцев приятное разнообразие».
Сейчас все это в прошлом — и красота, и правильное питание. Столовых, ресторанов и уличных кухонь, к которым мы привыкли в Юго-Восточной Азии, на Самоа нет. Местные жители едят дома. А что именно? Свежие овощи и фрукты они презирают. При том, что море всегда где-то рядом (90% населения живет не дальше 100 метров от берега моря) рыбачить они не любят. Просто не понимают, зачем нужна свежая рыба, когда есть замечательные во всех отношениях рыбные консервы.
В каждой деревне есть одна-две лавки со стандартным набором продуктов: макароны, китайская лапша, арахисовое масло, консервированное молоко, хлеб, коржики, пиво-воды и огромный выбор консервов. С голоду не умрешь, но сухомяткой питаться тоже не фонтан.
Так и не встретив ни одной закусочной, мы решили хотя бы выпить чая. Заметив возившуюся на газоне перед домом женщину, я попросил у нее горячей воды и дал нашу прокопченную на кострах литровую кружку.
Чай здесь пить не принято. Но суп-то они варят. Пусть и из консервов. Значит и воду как-то кипятят. Даже удалось подсмотреть как. Во дворе на дровяном очаге стояла кастрюля. Из нее нам кипяток и налили.
Пригласили в дом. Хозяйка с младенцем села на диван, на кресло с ногами забралась ее дочь-подросток, а нам предложили сесть на деревянный топчан, стоявший так близко от входной двери, что очевидно предназначался только для гостей.
Перед нами поставили низкий столик, а на него — нашу кружку с горячей водой. Потом откуда-то появилось печенье и … залитая кипятком быстро разваривающая китайская лапша в коробке из тонкого пенопласта. Да. А на Вануату к чаю принято подавать жареные бананы. Поэтому там и не таких толстяков, как на Самоа. Хотя, казалось бы, и здесь можно было бы придерживаться фруктовой диеты. Ведь почти у каждого дома я видел по несколько кокосовых пальм, деревьев папайи, хлебное дерево или хотя бы обычные бананы. Но кажется, что для самоанцев они скорее украшение, чем еда.
Самоанцы по большей части относились к нам приветливо. Хотя реагировали и не так восторженно, как жители Фиджи или Вануату.
Каждый самоанец спрашивал.
- Где вы живете?
Их интересовало не из какой страны мы приехали. А где мы живем на Самоа. Я отвечал, что мы идем пешком вокруг острова. Удивлялись и недоумевали. И все же пытались выяснить.
- А все же где вы живете?
Удивительно оседлый народ! А на Вануату нас встречали полувопросом — полуутверждением: «Не иначе, как пешком вокруг острова идете».


Мир без виз - 146. Первые шаги

Мир без виз - 143. Остров Миклухо-Маклая

Мир без виз - 136. Церемония кава

Мир без виз - 100. Пещеры Ниах

Центральная Америка - 57. Культ дона Педро