Приглашаем в Школу Путешествий
Мир без виз - 151. Цунами на Самоа

Ночь нас застигла в деревне Лалови. Погода была неустойчивая, того и гляди опять пойдет дождь. Лучше ночевать не под открытым небом, а в одном из фале на берегу моря. Но все «сарайчики» здесь не бесхозные, а кому-нибудь принадлежат. Надо спрашивать разрешение у хозяев. Увидев подходящее, на наш взгляд, место, мы обратились в соседний дом.

• А можно ли переночевать в соседнем фале?
    Да что вы! Там опасно! - и тут же предложили, - лучше оставайтесь на ночь у нас в доме.
Нас сразу же обступили с расспросами, соседи тоже подтянулись пообщаться. Вечером после ужина все вместе пошли играть в волейбол — на спортивную площадку у мормонской церкви. Хотя никто из членов приютившей нас семьи мормоном и не был.
Утром мы продолжили свое путешествие по острову Уполу. В одной из попутных машин познакомились с канадцем. Питер, у которого, судя по внешнему виду, в роду были и полинезийские предки, приехал на Самоа в отпуск. Он взял в аренду машину и колесил на ней в поисках интересных растений. Ботаника — его хобби.
Вместе с ним мы заехали на водопад Тогитогига. Оставили машину на парковке и пошли пешком по тропе. По пути Питер рассказывал нам про попадающиеся по пути растения. Многие из них, по его словам, лекарственные. Увидели мы и цветок «теуила» (Teuilaили по-латински Alpina purpurana), или красный имбирь — национальный символ Самоа.
Ночь застигла нас недалеко от деревни Ауфага. Мы спустились вниз с дороги к руинам церкви: бетонные стены, оплетенные лианами, пустые провалы окон, от крыши вообще никаких следов.
Перед церковью был узкий и короткий пляж с мокрым черным вулканическим песком, покрытый многочисленными обломками досок. Море мелкое с каменистым дном. У кромки воды было несколько огромных валунов из черного базальта. На одном из них нашлась ровная площадка, на которой еле-еле хватало места для двух человек. Там мы и легли спать.
Ночь выдалась беспокойная. Вначале неподалеку по отмели долго бродили рыбаки с фонариками. Нас они или не заметили, или проигнорировали. Потом начался шторм. Огромные волны обрушивались на камень, обдавая нас брызгами. Олег долго ворочался, но никак не мог уснуть. И мне не давал. Наконец, он встал.
- Я так больше не могу. Мне все время кажется, что нас вот-вот смоет. Пойду спать подальше от берега. Лучше комары, чем волны, - он собрал свои вещи и стал карабкаться по каменистому склону к лесу.
Я некоторое время колебался. Но все же предпочел остаться на камне. Волной вряд ли смоет. Цунами бы не было.
Цунами на Самоа
29 сентября 2009 года (ровно через 10 дней после старта нашей кругосветки) в Тихом океане произошло мощное землетрясение магнитудой 8.3 балла. Эпицентр подземных толчков находился в 190 километрах к западу от архипелага Самоа. В результате подводных толчков в океане возникла мощная волна – цунами.
Цунами обрушилось на юго-восточное побережье острова Уполу. Большая часть самоанцев живет не прямо на берегу, а немного поодаль. Но побережье здесь равнинное. А высота волн доходила до шести метров. Ряд прибрежных деревень, а также несколько туристических курортов были почти полностью уничтожены.
По официальным данным погибло около 1200 человек, свыше пяти тысяч получили ранения. Десятки тысяч лишились крова над головой и всего имущества.
Мы попали на Самоа в феврале 2010 года. За прошедшие после цунами месяцы при помощи международных организаций, а также соседей — Новой Зеландии и Австралии — самоанцы уже многое успели сделать. Но следы разрушений еще были видны. На десяток километров вдоль берега тянулись руины, в хаотическом порядке были разбросаны сплющенные автомобили, домашний скарб, куски зданий.
От домов и церквей на берегу остались одни фундаменты. У стоявших немного в отдалении зданий в стенах зияли прорехи, крыши были проломлены, дворы замусорены обломками.
Сильнее всего пострадали деревни Лепа и Салеапага. В них не осталось ни одного целого дома.
Проходя по дороге мимо разрушенных домов, мы встречали неприкаянных местных жителей. Они подходили поговорить, делились историями своего случайного спасения. Как правило, они были в ту ночь не дома, а в гостях у родственников в соседних деревнях. А ведь, наверняка, были и те, кто приехали сюда погостить и попали под удар стихии.

Мир без виз - 149. Мормоны

Мир без виз - 147. Ночь в «сарайчике»