Приглашаем в Школу Путешествий
Мир без виз - 168. Рио-Галлегос
Мир без виз - 168. Рио-Галлегос

В 1885 году аргентинское правительство озаботилось укреплением своих позиций в малонаселенной южной части Патагонии, на которую претендовали и соседи чилийцы. На реке Галлегос, недалеко от ее впадения в Атлантический океан, создали военно-морскую базу. Вокруг нее и стал расти город.
В 1982 году между Аргентиной и Англией разгорелся спор о принадлежности небольшой группы островов, находящихся в Атлантическом океане недалеко от берегов аргентинской Патагонии. Аргентинцы называли эти острова Мальвинскими и считали своей территорией на том основании, что острова входили с состав испанского «вице-королевства Буэнос-Айерес», а позднее в состав независимой Аргентины.
Спор начался давно. Испанцы утверждали, что еще в 1520 году на островах побывал Эстеван Гомес, участник экспедиции Магеллана, который и объявил их принадлежностью Испании. Англичане же заявляли, что первым из европейцев обнаружил острова мореплаватель Джон Девис в 1592 году. Голландцы также не остались в стороне и приписывали славу первооткрывателя своему Себольду Верту.
Между странами нет согласия даже по поводу названия спорных островов. Вначале они были известны как Себольдинские -в честь голландца Себольда Верта. В 1690 году английский мореплаватель Джон Стронг назвал пролив, разделяющий два главных острова, именем покровителя его экспедиции лорда Фолкленда. Позднее название распространилось и на все острова — они стали Фолклендские. Но в Аргентине их именуют не иначе как Мальвинские. В 1763 году такое название им дал мореплаватель Луи Антуан Бугенвиль. И тоже в честь спонсоров - французского города Сен-Мало, на деньги купцов из которого и была снаряжена его экспедиция (в старой русской географической литературе эти острова назывались Малуинскими).
С давних пор острова пытались прибрать к рукам и голландцы, и французы. В 1883 году их аннексировали англичане. Несмотря на неоднократные попытки Аргентины вернуть спорные острова под свой контроль, они упорно отказываются оттуда уходить.
В 1980-е годы спор набирал обороты. Дело шло к открытом военному противостоянию. И тогда вспомнили о военной базе в Рио-Гальегос. Причем вспомнили не аргентинцы, а англичане. Вероятно, они первыми приняли решении о силовом решении проблемы.
5 мая 1982 года в районе Рио-Галлегос высадилась разведывательная группа английского спецназа (САС). Командос напали на аэродром, уничтожили пять аргентинских военных самолетов и серьезно повредили взлетную полосу. Попутно зачем-то потопили рыболовецкий траулер «Нарвал». Позднее они утверждали, что он якобы использовался аргентинской военно-морской разведкой.
Впоследствии боевые действия развивались уже исключительно на территории Фолклендских (Мальвинских) островов. А аэродром починили. И на нем по-прежнему базируются военные самолеты (вероятно, сейчас их лучше охраняют). Здесь же принимают и гражданские самолеты — причем, не только внутренние рейсы, но и международные (из Чили).
В Рио-Гальегос мы приехали рано утром. Уже третью ночь подряд нам пришлось провести в автобусе. Поэтому с автовокзала мы сразу же отправились в ближайший хостел, чтобы помыться и вообще привести себя в божеский вид.
Рио-Галлегос не относится к туристическим достопримечательностям. Вряд ли кто приедет сюда для того, чтоб прогуляться из конца в конец по набережной мимо скромных памятников, старых прохудившихся баркасов, пакгаузов и портовых сооружений. Для туристов это всего лишь пересадочный узел на самом юге континентальной части Аргентины на пути к Огненной Земле.
Из Рио-Галлегос в Ушуайю, главный город Огненной Земли, ходят автобусы (через Магеланов пролив их перевозят на пароме). К сожалению, дорога проходит через чилийскую территорию. Всего лишь маленький кусочек, на котором даже нет ни одного населенного пункта – но чилийский.
Россия и Чили к тому моменту уже подписали договор о безвизовом въезде. Но из-за внутриполитических проблем чилийские власти еще не успели его ратифицировать и ввести в действие (то президента меняли, то парламент распускали и затем переизбирали).
Это я знал прекрасно. Но может быть здесь – для этого маленького отрезка дороги - действуют специальные правила? Как, например, в бывшей Югославии. Там автобусы с основной территории Хорватии по пути к Дубровнику (город после распада Югославии оказался как бы на островке – типа нашей Калининградской области) проходят транзитом через небольшой участок боснийской территории. Там у пассажиров, следующих из Хорватии в Хорватию, боснийских въездных или транзитных виз не требуют – при условии, что они не будут покидать автобус на боснийской территории. Здесь вроде бы ситуация примерно такая же. Автобус идет из Аргентины в Аргентину и транзитом пересекает маленький кусочек чилийской территории, на котором даже нет ни одного населенного пункта. Может, и здесь можно проехать без визы?

Можно ли без визы?

На автовокзале в Рио-Галлегосе есть несколько автобусных компаний, продающих билеты в Ушуайю. Я обратился в одну из них. Меня интересовал всего лишь один вопрос: «Можно ли россиянам без чилийской визы проехать на автобусе в Ушуайю без транзитных виз?»
Сотрудник автобусной компании оказался иммигрантом с Мадагаскара и прекрасно говорил по-английски.
- Я не знаю ответа на этот вопрос. С такой проблемой еще никогда не сталкивался. Но я могу позвонить на чилийский пограничный переход и спросить.
Он тут же поднял телефонную трубку, позвонил и о чем-то довольно долго общался по-испански. Я суть разговора ухватить не мог. Да и слышал только отдельные реплики с этой стороны. Что именно говорили в трубку на чилийском посту расслышать было невозможно. А парень сказал мне следующее: «Чилийский пограничник меня заверил, что вы сможете проехать. По его словам, Чили – демократическая страна и никаких препятствий для транзита чинить не будет. Конечно, без чилийской визы вы не сможете путешествовать по территории Чили. Но вам поставят в паспорт штамп, который даст вам право проехать на автобусе через кусок страны до следующего перехода – ни на что другое этот штамп права не дает».
Однако, нас обманули. Чилийские пограничники обещанные транзитные штампы ставить наотрез отказались. Конечно, никакие аргументы с нашей стороны не помогли. Граница — это не место для дискуссий. Как писала Элизабет Гилберт, путешествовавшая с «лучшим в мире» американским паспортом: «никогда не забывай, что в любой день по любой причине любой пограничник в мире может вдруг решить, что впускать тебя ему не хочется».
Конечно мы расстроились из-за того, что нас не пустили в Чили. Но Юля Рыбакова, вероятно, выразила общее мнение, комментируя сложившуюся ситуацию на мою видеокамеру.
- Не пустили нас в Чили. Но я думаю, то мы все же найдем способ попасть на Огненную землю. Главное, что мы не отступили от главного принципа проекта — мир без виз!

Акция протеста

Я никак не мог понять, что же произошло. Или нас специально ввели в заблуждение, продав билеты, которыми мы не смогли воспользоваться? Или получилось недоразумение из-за недостатка адекватной информации. Но и в этом случае получается, что вина лежит на автобусной компании «Marga». Почему ее сотрудники должны звонить на границу и выяснять, кого пропустят, а кого нет?
В авиакомпаниях такой проблемы не возникает. Там у сотрудников на стойке регистрации, есть четкие инструкции граждан каких стран можно оформлять на рейс без виз, а каких — только с визами. За ошибки расплачивается авиакомпания. Ей придется не только возвращать пассажира за свой счет, но и платить штраф за попытку «провезти нелегала».
Получается, что мы имели полное право потребовать назад деньги за проезд. Но тот же мадагаскарец, который и продал нам билеты, отказался принять их назад.
- Вы сами должны знать, куда вам с российским паспортом можно въехать без визы, а куда – нет!
В принципе он был прав. Но ведь я именно его и спрашивал, сможем ли мы проехать на автобусе без транзитных виз. Он не только уверял меня, что проблем не будет, но и уговаривал покупать билеты сразу туда и обратно.
Возмущенные таким наглым обманом, мы устроили акцию протеста. Нас было семь человек. Мы просто заблокировали офис компании, не давая другим пассажирам возможности покупать билеты.
Вскоре на автовокзале появился полицейский наряд – его вызвали из офиса автобусной компании. Привлеченные шумихой подтянулись журналисты и фотографы (у них наверняка есть свои «осведомители» в полиции - автобусной компании такой пиар вряд ли был нужен).
Полицейских было много, но среди них нашелся только один англоязычный - Даниэль. Поэтому мы разговаривали только с ним, а остальные играли массовку. Узнав, в чем собственно проблема, он встал на нашу сторону. Но и скандал ему был не нужен.
- Вам еще повезло, что вы попали на мою смену, - доверительно и даже по-дружески сказал он мне и пояснил, - У нас в полиции разные люди работают. И дело не в том, что они плохие или агрессивные. Обычно нет времени долго разбираться, нужно действовать быстро и жестко.
Обсудив ситуацию с Даниэлем, мы договорились снять блокаду офиса, чтобы не мешать пассажирам покупать билеты. Но протестовать, даже непосредственно возле офиса, мы, по его словам, имели полное право.
Спать мы остались на автовокзале – вполне удобно разместившись на мягких скамейках в зале ожидания. Двери закрыли на ночь. Но нас оставили внутри.

Статья в газете «Южные мнения»

Утром мы проснулись … знаменитыми. И это не фигуральное выражение. Так бывает на самом деле — пусть и в масштабах одного городка. Оказалось, на первой странице газеты «La Opinion Austral» была опубликована статья о наших приключениях на чилийской границе и о «демонстрации протеста» на автовокзале. Были там и наши фотографии. Поэтому на улицах нас все узнавали.
После этой публикации нам всем сразу стало как-то неинтересно и дальше ругаться из-за денег за билеты. Время было важнее. Если на автобусе попасть в Ушуайю невозможно, то придется лететь на самолете.
Олег Семичев и Саша Богомолова решили на Огненную Землю не ехать, а остаться на континентальной части Аргентины. При этом планы у них были разные. Саша хотела на автобусе доехать до Комодоро Ривадавиа, затем - в Барилоче и дальше на север Аргентины, к водопаду Игуасу. А Олег настроился путешествовать по Аргентине автостопом.
Остальные пятеро по-прежнему горели желанием добраться до Антарктиды. Мы купили билеты на ближайший рейс в Ушуайю. Но только в одну сторону. Возвращаться в Рио-Галлегос еще раз никому не хотелось.


Мир без виз - 166. Вьедма

Мир без виз - 162. Встреча кругосветчиков

Мир без виз - 145. Самоа

Мир без виз - 139. Вануату

Мир без виз - 129. Фиджи