Приглашаем в Школу Путешествий
Мир без виз - 174. Легендарная Ruta 40
Мир без виз - 174. Легендарная Ruta 40

Наш путь лежал на север, к расположенным у бразильской границы водопадам Игуасу. По пути к ним нам предстояло пересечь почти всю Аргентину.
На север вдоль восточного склона Анд идет легендарная трасса №40. Дорога первооткрывателей, романтиков и искателей приключений начинается на крайнем юге страны и тянется вплоть до северной границы. В каждом сувенирном магазинчике или киоске в Аргентине можно увидеть футболки с надписью «Я проехал по дороге №40».
Дорога, общей протяженностью около 5 тысяч километров с юга на север, - не только самая длинная трасса Аргентины, но и одна из самых длинных в мире. Она начинается на уровне моря, проходит через 20 национальных парков, пересекает 18 крупных рек, преодолевает 27 горных перевалов в Андах, забираясь на высоту до 5 тысяч метров.
Дорогу начали строить еще в 1945 году, но до сих на ней встречаются не асфальтированные участки. Большая часть из них находится в провинции Санта-Круз — именно там, где нам и предстояло по ней ехать.
В Патагонии средняя плотность населения всего два человека на квадратный километр. Но это с учетом сравнительно густо населенных прибрежных районов. А в юго-западной части Аргентины, у подножия Анд, в местах мало приспособленных к жизни, вообще редко кого встретишь.
Поселки находятся на расстоянии десятков километров друг от друга. И между ними нет ничего, кроме каменистой пустыни. Самый сложный участок — до Перито-Морено, названного в честь все того же знаменитого исследователя Патагонии — можно проехать на автобусе. Но не мы одни такие умные. На несколько следующих дней все билеты были уже проданы.
У нас оставалось два варианта. Или возвращаться назад в Рио-Галлегос и ехать на север по более оживленной трассе, проходящей вдоль Атлантического побережья Патагонии. Или попытаться проехать по дороге №40 автостопом. Первый вариант слишком скучный, но надежный. Второй — интересный но рискованный. Какой из них выбрать?
Как всегда, мнения разделились. Герман купил билет на автобус в Рио-Галлегос и поехал кружным путем. А остальные четверо решили все же рискнуть и настроились на автостоп.
Нон-стоп автостоп
Утром мы на идущем в Эль-Калафат автобусе проехали 30 километров по дороге №23 до ее пересечения с дорогой №40. Судя по карте, до Перито-Морено оставалось еще 480 километров. Причем, до Трес-Лагоса, первого населенного пункта на нашем пути было 33 километра, а до следующего — уже больше 100!
На развилке мы поделились на пары – также, как и вчера. Ирина Щеглова с Юлей Рыбаковой встали у развилки, а мы с Ириной Протасовой — в полном соответствии с правилами, применяющимися во время соревнований по автостопу, отошли от них на «длину тормозного пути» - примерно на 50 метров дальше по ходу движения.
Первая пара уехала минут через десять в малолитражке «Рено», в которой чисто физически не было места еще для двух человек с рюкзаками.
На пустынной дороге стоять и скучно, и холодно. Мы пошли пешком. Если появится машина, то нас нельзя будет не заметить. Да и останавливаться здесь можно где угодно.
Ты помнишь, как все начиналось?
Интеллигентная женщина в очках, попросившая не снимать ее на видеокамеру, предложила подбросить нас до Трес-Лагоса (по-испански пишетсяTresLagos, но аргентинцы имеют привычку экономить и не произносить букву «с» в конце, поэтому у них получается что-то типа «Треляга»).
Асфальт кончился. Впереди на сотни километров будет грунтовка. Довольно долго машин не было совсем. Потом на дороге показался автобус - тот самый, на который все билеты были проданы.
Я даже не пытался голосовать. Лишь запечатлел на видеокамеру как автобус проходит мимо. Ирина все же попыталась его остановить. Проезжая мимо, шофер развел руки - сочувствует, но подвезти не сможет.
Утром мы надели на себя все теплые вещи и все равно мерзли под холодным ветром. Но с каждым часом становилось все теплее и теплее. К полудню над бескрайней равниной воздух дрожал от жары. Вокруг была голая равнина, усыпанная камнями и гравием — как на дне гигантского пересохшего озера.
Остановился пикап с бульдогом на цепи в кузове. Водитель взялся объяснять, куда именно он едет и насколько сможет нас подвезти. Но к тому моменту нам было уже все равно куда ехать.
Дорога и дальше шла по удивительно пустынной местности. Ни жилья, ни признаков человеческой деятельности вокруг видно не было. Но стала встречаться живность. Животные готовы выживать в самых неблагоприятных условиях. Лишь бы люди их не трогали.
Нам перебегали дорогу или сбоку во всю прыть неслись гуанако (один их видов ламы), которые, казалось, решили посоревноваться с нами в скорости. Впрочем пикап «Тойота» легко от них оторвался.
А страусы нанду, не такие крупные, как африканские, но все же гигантские птицы, наоборот, казалось никакого внимания на машину на обращали и медленно выхаживали на своих сучковатых ногах тщательно переступая через кочки, камни и хилые кустики.
Водитель специально останавливал машину, чтобы дать возможность хорошо рассмотреть диких животных и заснять их на видеокамеру.
На пустынной развилке фермер свернул с трассы направо и остановился.
- Может, поедете со мной в Гобернадор Грегорес? А оттуда уже повернете на Перито-Морено. Получится конечно крюк — туда примерно 35 километров и обратно до трассы еще столько же. Но там хоть люди живут. А что вы будете делать здесь, на пустынном перекрестке посреди пустыни? До ближайшего населенного пункта по дороге №40 отсюда больше 70 километров. А до ближайшего озера — больше 30. Впрочем, и там вода соленая, не пригодная для питья.
Однако мы не поддались на уговоры. Ирину с Юлей мы на дороге не видели. Значит, они где-то уже далеко впереди. И нам нужно их догонять. Некогда круги нарезать.
Как вы здесь оказались?
Мы остались на пустынной развилке. Спешить было некуда, делать нечего. Вдалеке на западе, казалось, было большое озеро. Можно было разглядеть и поверхность воды, и островки. Но это был самый обычный мирах. Жуль Верн в «Детях капитана Гранта» писал, что в Патагонии миражи — самое обычное дело.
Единственная достопримечательность в зоне видимости, в реальности которой нельзя было сомневаться — дорожный указатель. Из него мы узнали, что до Перито-Морено остается 349 километров, а до ближайшего населенного пункта Бахио Кораколес — 222 км. Был там и какой-то «Tamel Aike», который даже не отмечен на карте. Расстояние до него обозначалось двузначной цифрой. Вторую цифру — 9 было прекрасно видно, но на месте первой зияла дыра. Указатель был сильно поврежден. Как будто какой-нибудь нетерпеливый автостопщик надолго застрял и от нечего делать развлекался бросанием камней по единственной здесь мишени.
Я сфотографировал дорожный указатель на фото и видео. Потом мы сами стали фотографироваться на его фоне. И в этот самый момент далеко на горизонте показалось быстро приближавшееся к нам облако пыли. Казалось, низко-низко над землей летит ракета. Или это был очередной мираж?
Я все же рефлекторно успел поднять руку с вытянутым большим пальцем — стандартный жест автостопа. Но пикап понесся дальше, не снижая скорости. А облако тянущейся за ним пыли тут же накрыло нас с головой.
Метров через триста пикап остановился, развернулся и подъехал к нам. Парень с девушкой смотрели на нас как на «зеленых человечков». Им, наверное, тоже показалось, мы — это всего лишь мираж в пустыне. Девушка спросила по-английски.
- Вы как здесь оказались? Что вы тут делаете?
- Автостопом едем.
- Автостопом? Здесь? - она окинула взглядом бескрайнюю пустыню, пытаясь увидеть признаки жилья. Но вокруг не были ничего. И у нее сразу же возник вполне разумный вопрос, - И сколько же у вас с собой воды?
- Да литра полтора есть.
Вероятно, решив, что мы стоим так долго, что уже почти исчерпали все свои запасы, она поинтересовалась.
- И сколько же вы голосуете на этом пустынном месте?
- Будете смеяться, но никак не больше 10 минут.
Тут парень с девушкой рассмеялись и казалось только после этого приняли наконец решение наз подвезти.
Как вскоре выяснилось, мы попали в машину к евреям, которые недавно поженились в Израиле и отправились в свадебное путешествие в Аргентину. Конечно, им хотелось быть только вдвоем. Если бы они увидели нас в каком-нибудь правильном месте, то проехали бы, не снижая скорости. Но оставить нас посреди пустыни, вероятно, с их точки зрения, было равносильно тому, что обречь на неминуемую смерть от жажды. А это уже почти преднамеренное убийство.
Когда мы сели на заднее сиденье, девушка попросила.
- Пристегнитесь, пожалуйста, ремнями безопасности.
Я как-то не сразу среагировал. Все же мы не на переднем сиденье, а на заднем. Но тут парень укоризненно посмотрел на нас через стекло заднего вида.
- Я бы на вашем месте пристегнулся.
И это было не простой формулой вежливости или стремлением неукоснительно соблюдать все законы дорожного движения.
Парень нажал на газ, выжал из двигателя полные обороты и только после этого отпустил тормоз. Сила инерции расплющила нас по сиденью. За пару секунд мы разогнались до скорости 130 километров в час. Над мелкими камнями — а их на дороге было много — мы пролетали. Поэтому дорога, похожая на огромную стиральную доску, казалась ровнее, чем она была на самом деле. Но все же попадались и камни покрупнее, горбы и впадины. Водитель пытался из объезжать, но не всегда это было возможно. В таких случаях пикап подбрасывало высоко в воздух. Если бы не ремни безопасности, мы бы быстро проломили крышу своими головами.
Все внимание водителя было увлечено дорогой, девушка тоже сидела молча. Я вначале пытался завязать разговор, но быстро понял, что нас взяли в машину не из стремления поболтать с новыми попутчиками.
Всего через полтора часа мы были уже в Бахио Караколес. Там, в первом населенном пункте на нашем пути, они нас высадили. А сами, посчитав свою миссию по спасению «придурков», путешествующих автостопом по дороге №40, выполненной, с чистой совестью поехали дальше.
Автостопом на автобусе
Бахо-Караколес– мини-поселок посреди бескрайней пустыни. Главная достопримечательность, послужившая причиной основания поселка – пересечение дорог. Здесь трасса№40 пересекается с еще более глухой грунтовкой.
В окрестностях поселка есть шахты и рудники. Оттуда иногда появлялись грузовики. Но они доезжали до Бахио Караколеса и, будто испугавшись нас, не решались выезжать на дорогу в сторону Перито-Морено, а возвращались назад в пустыню, из которой приезжали. В попутном для нас направлении ехать никто не хотел.
День уже клонился к вечеру, а мимо нас за четыре часа не прошло ни одной машины. И все же мы не стали уходить вперед, как беззаботно делали это в предыдущих местах.
В поселке было лишь несколько домов, хостел, кемпинг, автозаправочная станция, свалка ржавых автомобилей и придорожное кафе. Но самое главное — здесь была вода. В крайнем случае мы могли здесь и переночевать. Но до темноты делать было совершено нечего.
Солнце уже клонилось к закату и я оглядывал окрестности, прикидывая, куда нам лучше отправиться спать. И тут на дороге показался автобус. Тот же самый, который мы уже видели утром. Тогда он нас не подобрал, а водитель показал, что места нет. Даже непонятно, когда мы ухитрились его обогнать.

Как и в первый раз, я даже не пытался его останавливать. Достал видеокамеру и стал снимать, как автобус проезжает мимо.

Автобус проехал — как и в прошлый раз по левой стороне дороги, максимально от нас дистанцируясь. Но метров через пятьдесят он стал притормаживать и прижиматься к обочине. Мы никаких надежд не питали и продолжали за ним следить лишь по той причине, что смотреть больше было совершенно не на что.

Автобус еще не остановился, а дверь уже стала открываться. Все стало ясно без слов. Нас приглашают! Схватив рюкзаки мы бросились к раскрытой двери.

- Девушка может сесть на мое место. А нам с тобой придется сидеть на ступенях, - сказал мужчина, встретивший нас у входа. Позднее выяснилось, что он был сменным шофером.

Ехать по ухабистой дороге, сидя не в кресле, а на ступеньке, было конечно, не очень комфортно. Но это как раз тот случай, когда лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Автобус шел достаточно медленно. Но на всем пути до Перито-Морено НИКТО нас не обогнал.


Треккинговые маршруты: Тропа Святого Иакова во Франции

Треккинговые маршруты: Альпийская тропа в Словении

Треккинговые маршруты: Приморская Горная тропа в Черногории

Мир без виз - 158. Христианин из «Ассамблеи Бога»

«Черногория: Crnogorsko Transverzala» с 9 по 23 июня 2018