Приглашаем в Школу Путешествий
Мир без виз - 179. Миссия иезуитов
Мир без виз - 179. Миссия иезуитов

В Сан-Игнасио мы поселились в хостеле на центральной улице поселка названной в честь национального героя-освободителя Аргентины генерала Сан-Мартина.
Других постояльцев не было. Мы могли выбирать, где нам располагаться на ночь. Варианта там было два: в одной из комнат дома или во дворе. Мы предпочли переночевать под деревом авокадо. Конечно, мы с таким же успехом могли спать и где-нибудь в кустах. Но в хостеле-кемпинге были душ, электричество и самое главное - Интернет. Поэтому большую часть ночи мы увлеченно работали над путевыми заметками и разбирали фотографии. А затем закачивали их в сеть.
Миссия-музей
Конкистадоры огнем и мечом завоевывали Южную Америку. Они стремились урвать побольше и побыстрее. И им это удавалось с поражавшей их самих легкостью. Отряды из 200-500 испанцев завоевывали целые страны. Но, как всем хорошо известно, быстро завоеванные земли можно так же быстро и потерять. Достаточно покоренным народам оправится от шока и объединиться в борьбе против общего врага.
Чем больше захватчики отличаются от коренного населения по своему языку, культуре, религии, тем проще местным жителям относиться к ним не как к людям, а как к чужакам. В этом случае сразу понятно, кто мы, а кто они.
Завоевателей в мировой истории было много, но удержать завоеванные земли удавалось немногим. Те, кому это удавалось, действовали одним из двух методов. Одни быстро перенимали привычки и религию завоеванных народов. Так, например, это сделали варвары, которым по счастливому для них стечению обстоятельств удалось захватить Китай или Рим. Вторые, наоборот, навязывали завоеванным народам свой язык, религию и образ жизни завоевателей. Так, например, удалось создать Римскую империю или исламский халифат. Точно так же действовали и испанцы в Америке.
В арьергарде отрядов конкистадоров шли миссионеры. Их задачей было методичное освоение завоеванных территорий. Особую прыть и настойчивость в этом опасном и нелегком деле проявили монашеские ордена. По своей структуре они были удивительно похожи на современные транснациональные корпорации, которые в наше время занимаются примерно тем же самым: обеспечивают поддержание выгодного для «прогрессивных» народов порядка на населенных «отсталыми народами» землях. Народ пьющий «Кока-колу», жующий жвачку «Орбит без сахара», обедающий в «Макдональдсе» и смотрящий на экране голливудские боевики, легко контролировать. Так сейчас и идет процесс глобализации, который можно наблюдать во всем мире. Но особенно это бросается в глаза во время кругосветного путешествия.
Однако, вернемся к истории завоевания испанцами Южной Америки. Миссионеры шли сразу же за отрядами конкистадоров. Дело это было рискованное. Если чуть поспешишь, то окажешься на завоеванной территории слишком рано — когда еще не закончились зачистки и подавление партизанского движения. Если же немного отстать, то местные жители уже успеют организоваться и в штыки встретят попытки переделать их на свой лад. Именно в такой опасной нестабильной ситуации и приходилось работать миссионерам, представлявшим в Америке европейские монашеские ордена.
В 1609 году испанский король издал указ о разрешении иезуитам основывать миссии на территории испанских колоний в Америке. В уже захваченную к тому времени конкистадорами область Ла Пинерия (на территории современного штата Парана в Бразилии), которую индейцы называли Гуаяра, в 1610 году приехали иезуиты Хосе Каталдино и Симон Масета. Они основали там миссию. Но немного поторопились. Там еще не закончилась первичная зачистка территории. Португальские «охотники за головами» - бандейрантес прочесывали джунгли в поисках индейцев, которых потом выгодно продавали в рабство. В такой обстановке проповедовать слово божье было еще рано.
В 1632 году миссию перенесли на другое место. Но и там она не прижилась. В 1696 году ее стали создавать на берегу реки Парана, уже на территории современной Аргентины. Назвали новую миссию в честь основателя ордена иезуитов – Святого Игнатия Лойолы – Сан-Игнасио Мини (с приставкой «маленькая», чтобы отличить от уже имевшейся «большой» миссии Сан-Игнасио Гранде).
Миссионеры крестили индейцев огнем и мечом, а затем собирали их всех вместе под своим крылом, как говорили тогда - «редуцировали» («редукция» - это крупное поместье). Иезуитские миссии не подчинялись светским властям. Не только духовное, но и административное управление было в руках монахов. По словам иезуитского историка Гильермо Фурлонга Кардиффа «не всегда и не во всех поселениях управление индейцами осуществлялось в силу закона». Каждому крещеному аборигену выделялся крохотный участок земли, который он мог передать по наследству своим потомкам. Кроме того, все должны были отбывать трудовую повинность на принадлежавшем монахам «общинном» поле. В столярных и ткацких мастерских, на кузницах также трудились индейцы.
В XVII веке в период наибольшего расцвета миссии Сан-Игнасио на ее территории жило до трех тысяч человек (в 1731 году во всех иезуитских миссиях в Южной Америке было около 140 тысяч жителей). Эта «редукция» была не только религиозным, но также и культурным и даже коммерческим центром. Ведь река Парана тогда была одной из главных транспортных артерий.
Монашеские ордена хорошо показали себя в деле христианизации завоеванных народов. Но многие из них становились настолько богатыми и влиятельными, что в дополнение к религиозному авторитету приобретали и большой политический вес. Тем самым они вступали в конкуренцию со светскими властями. И тогда их разгоняли. Так и произошло с иезуитами.
В конце XVIIIвека иезуиты выступали против политики испанского короля-реформатора Карла III.Поэтому в 1767 году деятельность этого ордена во всех испанских колониях была запрещена. Миссии стали переходить под управление францисканцев и доминиканцев. А часть из них закрыли.
В 1817 году закрылась и миссия Сан-Игнасио (наряду с другими аналогичными миссиями на территории Аргентины, Бразилии и Парагвая). Заброшенные руины быстро заросли густым тропическим лесом. О них надолго забыли. Только в 1940 году началась реставрация. А в 1984 году ЮНЕСКО включила здания иезуитской миссии в список памятников мирового значения. Руины на окраине поселка Сан-Игнасио огородили и превратили в музей под открытым небом.
Стены из темно-красного песчаника, толщиной около двух метров, несмотря на рыхлость использованного для их строительства материала, успешно простояли два века. Но от крыши и следов не осталось. Перед руинами под стеклом выставили картинку, на которой изображен отштукатуренный и выкрашенный в светло-бежевый цвет фасад церкви именно в том виде, как в каком он был в XIXвеке: две башни, трое ворот с колоннами по бокам (центральные и с двух сторон от них боковые, немного поменьше) и окно с маленькими балкончиком.
За церковью сохранились руины монастырских зданий. Видно, что их недавно отреставрировали. Выправили стены, восстановили окна (рам нет, но есть железные решетки) и дверные проемы, очистили выложенный из блоков песчаника пол.
В то утро мы были единственными посетителями музея. Бродили среди ярко-красных стен и даже пытались на них вскарабкаться - иногда успешно, заглядывали во все уголки, пугали сонных ящериц и удивлялись размерам гигантского кактуса, выросшего у дальней стены монастыря.


Мир без виз - 177. Город иезуитов

Мир без виз - 175. В Перито-Морено

Мир без виз - 162. Встреча кругосветчиков

Центральная Америка - 42. Леон

Вокруг света за 280$