Приглашаем в Школу Путешествий
МЬЯНМА: дорога в Мандалай
МЬЯНМА: дорога в Мандалай

Мьянма, ранее известная как Бирма, одна из самых экзотических стран Азии. На протяжении четверти века она находилась почти в полной изоляции от окружающего мира. И только несколько лет назад широко открыла двери для всего мира.
Путешествия в Мьянму стали доступнее. Число туристов постоянно растет, развивается туристическая инфраструктура. Но одновременно с этим страна быстро теряет свою уникальность.
Формально Мьянма страна визовая. Но в посольство или консульство ходить не нужно. Визу за пять минут можно оформить через Интернет. Поэтому, с точки зрения самостоятельного путешественника, эту страну можно считать безвизовой.
Раньше в Мьянму можно было попасть только на самолете. Но сейчас можно въехать и по земле. Этим мы и воспользуемся для того, чтобы совершить путешествие от Бангкока до Мандалая на всех доступных видах общественного транспорта.

Наше путешествие начинается в Бангкоке. Участники группы добираются из разных краев. Место встречи - квартира одного из самых дружелюбных из зарегистрированных на «Каучсерфинге» хостов - мистера Тума.
Из Бангкока отъезжаем на 50 километров на автобусе и начинаем ловить попутку.
В Таиланде можно путешествовать автостопом даже впятером. Большая часть машин на дорогах — пикапы. В кузове места много.
Начинать всегда сложно. Нужно иметь терпение. Голосовать можно и по вечерам. Нужно только найти хорошо освещенное место.
В Таиланде нет ничего проще, чем найти крышу над головой. Достаточно добраться до первого попавшегося монастыря. Если нет свободной кельи, то уж место в одной из беседок всегда найдется.
У города Так от главного тайского шоссе дорога сворачивает в сторону бирманской границы к погранпереходу Мае Сот — Мьявади.
По Таиланду многие иностранцы путешествуют автостопом. Здесь это очень легко и просто.
Первый бирманский город на нашем пути — пограничный городок Мьявади. Несколько улиц, обменные пункты, огромная позолоченная пагода. Несколько отелей и множество закусочных. Меню на английском нет. Приходится общаться на пальцах.
Местные блюда изобилуют острыми приправами. Рыбу, рис, вермишель заправляют традиционными приправами: луком, имбирем, чесноком и чили.
Первая цель — городок Пхаан. По Мьянме так же как и по Таиланду можно путешествовать автостопом. Пикапов здесь мало. Машины маленькие. Но только с европейской точки зрения. В Азии легковушки забиваются битком. Никого не удивляет, что на заднем сиденье едут сразу пятеро.
В Мьянме фастфуд не пользуется спросом. Здесь никто никуда не спешит. Самый популярный напиток — свежевыжатый сок из сахарного тростника. Обязательно добавляют колотый лед. Лучше не спрашивать из какой воды и в каких условиях его делали.
Жители штата Карен на протяжении длительного времени боролись против центрального бирманского правительства. Здесь действуют десятки нерегулярных военизированных формирований. Всего несколько лет назад проезд иностранцам по этой дороге был закрыт. Сейчас ситуация спокойная. Но неизвестно надолго ли.
Пхаан, столица бирманского штата Карен, стоит у места впадения реки Салуин в залив Моутама.
В Мьянме иностранцы могут останавливаться только в гостиницах, у которых есть лицензия на прием иностранцев. Это не всегда самые лучшие и комфортабельные заведения. Лицензию зачастую получают благодаря родственными связям или блату в правительственных органах.
Самая популярная из доступных для иностранцев гостиниц — гестхаус Сое Бразерс. Всего лишь многоэтажный барак с конурами без окон, но все битком забито. Свободных мест нет.
По вечерам местные жители тянутся на берег реки Салуин.
Чинлон – это смесь спорта и танца. В ней нет команд и нет противников. Смысл игры не в победе, а в удовольствии от самого процесса.
По мячу бьют ногами, коленями, головой или другими частями тела, передают назад и вперед в одно касание. Как только мяч падает на землю, игра начинается снова.
Мяч для игры делают из ротанговой пальмы. При ударе по нему раздается характерный хрустящий стук. Многим он нравится.
Игре чинлон более полутора тысяч лет. Раньше в нее играли только представители королевской семьи. Но сейчас она поистине общенациональное развлечение.
Прямо на берегу реки стоит и популярная у местных жителей пагода Швейнмьяу Пайя. Считается, что отсюда очень удобно наблюдать закат. Но и после наступления темноты жизнь продолжается. Сюда приходят помолиться, сделать пожертвования и просто отдохнуть от дневных трудов.
Пагоды, которые находятся дальше от берега реки уже не пользуются такой популярностью. С наступлением темноты в них редко кого встретишь.
Туристы приезжают в Пхаан не ради него самого. Этот город находится в районе с многочисленными карстовыми образованиями. В его окрестностях много причудливых скал, озер и пещер. Все местные гостиницы организуют для своих постояльцев экскурсии по стандартному круговому маршруту с остановками у достопримечательностей.
Экскурсия начинается с посещения пещеры Ятхай Пиян. Вход находится высоте около тридцати метров выше уровня земли.
В пещере наряду с многочисленными статуями есть и несколько ступ разного размера.
Скала защищает от прямых лучей солнца. Но из-за высокой влажности внутри ничуть не прохладнее, чем снаружи.
Пещера сквозная. На противоположной стороне скалы есть смотровая площадка.
В пещере Каугун большая выемка в сказе от пола до потолка заполнена тысячами глиняных статуй Будды, созданными в 7 веке нашей эры.
Для иностранцев вход в пещеру платный, как в музей. А для местных жителей это не туристическая достопримечательность, а святое место. Сюда приходят помолиться. Приносят пожертвования.
Недалеко от входа строят новый храм. А чуть выше на склоне горы есть маленькая ступа. С нее открывается панорамный вид на окрестности.
В штате Карен издавна поклоняются духам. Они живут буквально повсюду — в реках, озерах, в пещерах, в скалах. Для их умиротворения ставят алтари, на которых приносят пожертвования. Когда сюда пришел буддизм, на этих же местах стали ставить ступы и статуи Будды. Духи потеснились, но никуда не делись. В Мьянме анимизм и буддизм мирно соседствуют друг с другом.
Отдельно стоящая скала Кьяук Калап уже в древности привлекала к себе внимание — очень уж необычная у нее форма. Да и торчит она посреди плоской равнины. У такой необычной скалы, наверняка, есть могущественный дух. Буддисты тоже не обошли ее своим вниманием. На вершине установили ступу, у подножия — алтари, а вокруг создали искусственное озеро — для красоты и привлечения внимания паломников.
У подножия горы Звегабин установили статуи Будды. Бетонные и совершенно одинаковые статуи привлекают внимание исключительно своим количеством и четкой геометрической организацией.
Название пещеры Саддан можно перевести как «Королевский слон».
Белые слоны в Юго-Восточной Азии считаются обязательным атрибутом королевской власти. Чем больше у правителя таких животных, тем больше его авторитет и могущество.
К входу в пещеру, расположенному на высоте около 10 метров над землей, ведет пологая лестница.
Пещера длиной 600 метров проходит насквозь через толщу скального холма с востока на запад.
Входя через гигантский портал туристы попадают в подземный храм со ступой и многочисленными статуями. Здесь и Будда, и его ученики, и аскеты, и мифологические персонажи, и духи.
Длинный полутемный и лишь частично освещенный проход ведет к озеру. На берегу уже ждут лодки, на которых всех желающих за отдельную плату перевозят через туннель на другую сторону скалы.
Отсюда приходится идти пешком назад к входу. Пещера — это не просто пещера, а пещерный храм. Перед входом в него все должны разуться. А ходить по земле босиком непривычно. Спасает водитель тук-тука. Он спешит отвезти к следующей пещере.
Во время празднования религиозного праздника Тайпусам, индусы заявляют о своей преданности богу. Проявляется она в разных формах. Самые набожные прокалывают разные части тела. На современный цивилизованный взгляд — эта процедура выглядит кажется изуверской. Именно поэтому во многих странах мира этот праздник запрещен. Но в Мьянме, где все религии мирно соседствуют друг с другом, каждый может исповедовать что хочет.
Пещерный комплекс Кау Ка Тхаунг состоит из трех пещер. Только две из них открыты для посещения. Внутри очень влажно и пол мокрый. А от статуй Будды за этот день уже голова идет кругом.
К счастью, экскурсия по пещерам завершается. Мы возвращаемся в Пхаан.
Официально в Мьянме иностранцам запрещено спать в лесу в палатках. Но если хорошо замаскироваться, то можно.
Следующая цель — город Моламьяйн, столица штата Мон, третий по величине город страны. Город, который раньше называли Моулмейн, стоит на берегу реки Салуин у ее впадения в Андаманское море.
С 1826 по 1852 год Моламьяйн был столицей Британской Бирмы. Здесь жило много англичан, владельцев расположенные в окрестностях каучуковых плантаций. Гевею выращивают до сих пор, а большая часть иностранцев покинула город после получения Мьянмой независимости.
Вдоль длинного хребта, разделяющего город на две части, тянется длинный ряд пагод и ступ. Как всегда в Мьянме, религиозные сооружения строятся на самых лучших местах, с прекрасным видом.
Знаменитый английский писатель Редьярд Киплинг провел в Моламьяйне три дня. В своем стихотворении «Дорога в Мандалай» он упомянул «пагоду в Мулмэйне*, что сонно смотрит на залив». Вероятно, он имел в виду именно эту — самую большую и популярную — пагоду Кияйтханлан.
В свободное время бирманцы целыми семьями отправляются на поклонение к пагодам и ступам. Они обычно стоят на холмах или горах. Для облегчения подъема строятся длинные крытые лестничные галереи с сотнями или даже тысячами ступеней.
В Мьянме часто встречаются крупные религиозные комплексы. Их называют пайя. Они состоят из нескольких павильонов, построенных в разное время в различных архитектурных стилях.
Посетители могут по собственному желанию устроиться в каком-нибудь тихом уголке, углубившись в медитацию, или ограничиться принесением жертвоприношений. Для этого вокруг пагод обычно строят алтари и статуи Будды.
Пагода Кияйтханлан основана в конце 9 века. В ее основание заложены волос Будды, священные тексты и изображения. Изначальная высота ступы была всего лишь 17 метров. Но после ряда реставраций она подросла до 46 метров.
С пагоды Кияйтханлан открывается панорамный вид на город и окрестности.
Старый город растянулся на несколько километров вдоль реки Салуин. Берег застроен полуразвалившимися зданиями в колониальном стиле и мечетями.
В 30-х годах прошлого века в Моулмейне служил знаменитый английский писатель Джордж Оруэл. С тех пор внешний облик города мало изменился.
На берегу реки есть несколько гостиниц. Самая старая и колоритная из них - Бриз гестхаус.
На закате туристы и местные жители тянутся на берег реки. Сюда же слетаются и многочисленные птицы. Для бирманцев кормление чаек — это не праздное развлечение, а один из способов улучшить свою карму.
С этой же целью после наступления темноты принято подниматься на холм к пагоде Кияйттханлан.
Монская область — самая спокойная и стабильная среди всех национальных окраин.
Моны относятся к кхмерским народам. К камбоджийцам и вьетнамцам они ближе, чем к бирманцам. Именно моны, уже в 3 веке до н.э. во времена индийского императора Ашоки приняли тхеравада буддизм. Отсюда он и распространялся по всей Юго-Восточной Азии.
Сейчас подавляющее большинство не только бирманцев, но и представителей других проживающих на территории Мьянмы народов, считают себя буддистами.
В Мьянме получила распространение самая старая и традиционная форма буддизма — тхеравада. Согласно этому учению Нирваны можно достичь только собственными усилиями. Для этого нужно уйти в монастырь и всю свою жизни заниматься медитацией.
Примерно треть мужского населения так и делает. У оставшихся мирянами надежды на нирвану нет. Они могут только немного улучшить свою карму, чтобы в будущей жизни получить лучшее перерождение. Один из лучших из доступных всем способов этого добиться — кормление монахов.
По Мьянме можно перемещаться на всем, что движется: на самолетах, поездах, автобусах, речных и морских судах, такси, велорикшах, запряженных лошадьми повозках и каретах, слонах и волах.
Самолеты, поезда и теплоходы принадлежат государству, остальной транспорт – частный.
Автобусы используются только для сообщения между городами. А пригородный транспорт — это преимущественно пикапы. Что-то типа наших маршруток. Вход и выход по требованию, а стоимость проезда фиксированная и не зависит от расстояния.

Самое популярное в штате Мон место паломничества — пагода Нвалабо. Добираться до нее приходится на перекладных.
Вначале от разворотного круга на пикапе нужно проехать около 20 километров на север до деревни Кионка.
Отсюда наверх отправляются пассажирские грузовики. Дорога к ступе такая плохая и крутая, что ни на чем другом по ней проехать нельзя. Даже в сухой сезон. А в сезон дождей и подавно.
Три похожих на сосиску покрытых золотом камня удивительным образом сохраняют равновесие и не падают. Буддисты считают это чудом. На поклонение к нему сюда и приходят. И каждый может добавить от себя маленькую толику золота.
Так постепенно и возникают золотые чудеса Мьянмы. Не цари и вельможи, а простые люди тратят все свои скромные доходы на святое.
Все буддисты знают о пользе медитации. Но редко кто ее на самом деле практикует. В городских и деревенских монастырях монахи заняты молитвами и сложными ритуалами. Любители медитации вынуждены удаляться подальше от мира - в лесные монастыри.
Монастырь Па Аук Тау Я, расположенный в 10 километрах от Маломейна, — один из крупнейших учебных центров. Сюда на обучение медитации принимают не только бирманцев, но и иностранцев. Как мужчин, так и женщин.
В мужской части монастыря есть кельи для монахов и студентов, медитационные залы, столовая.
По большим религиозным праздникам в центральном храме проводятся общие собрания. На них молятся и обсуждают чисто хозяйственные дела.
Местные жители специально приезжают для того, чтобы одарить монахов цветами, предметами гигиены, едой и напитками. Это один из самых простых и доступных для мирян способов улучшить свою карму.
Простые бирманцы относятся к монахам с огромным почтением. Согласно Уставу, монахи не имею право владеть собственностью (кроме одежды, предметов личной гигиены, зонта и чаши для подаяний), прикасаться к женщинам или деньгам. Поэтому пожертвования складываются в специальные ящики или сосуды, а не передаются из рук в руки.
Женская часть монастыря отделена от мужской на несколько километров. Здесь также есть и столовая, и кельи, и залы для медитаций. Все, как у мужчин, но попроще.
Городок Кьякмарав, находящийся в 20 км к востоку от Моламьяйна, знаменит своей пагодой, основанной в середине 15 века. Удивительно, что сидящий Будда изображен в характерной скорее для европейцев, чем для азиатов позе.
В маленькой пристройке во внутреннем дворе есть статуя, сплетенная из полосок бамбука.
Пещеры Кха Йон не пользуются популярностью у туристов. Здесь даже освещения нет. Статуи можно разглядеть только в свете горящих у их основания свечей.
Уже пятьдесят лет как страна получила независимость. Но по проложенным англичанами рельсам продолжают бегать старые английские вагоны.
Поезда ходят медленнее, чем автобусы. Но путешествовать на них все же немного комфортнее. По крайней мере есть куда вытянуть ноги.
Кондиционера нет. Но он здесь и не нужен. Окна раскрыты нараспашку. Не холодно и не жарко.
В четыре часа утра поезд приходит в Баго. Несмотря на ранний час, жизнь кипит — на улицах много людей, открыты магазины и закусочные.
Бирманцы, главным образом, мужчины, предпочитают проводить время в чайных, читая газету или болтая с друзьями, обмениваясь новостями, сплетнями и шутками.
Зеленый чай обычно подается бесплатно, платить нужно только за пирожки и булочки.
На главной городской улице есть несколько гостиниц, лицензированных для приема иностранцев.
Баго, ранее известный как Пегу, был основан в 573 году двумя монскими принцами. В 1539 году город захватили бирманцы.
Основные достопримечательности Баго можно осмотреть за один день. Чтобы не ходить пешком, лучше взять в аренду велосипед или нанять моторикшу.
Экскурсия по городу начинается с посещения Змеиной пагоды. Здесь на самом деле есть живая змея. Она считается священной. Ей, как и высоко почитаемым статуям Будды, делают щедрые денежные пожертвования.
Храмовый комплекс Швемаудау Пагода — самое крупное культовое сооружение Баго. А ступа, высотой 114 метров — самая высокая в стране. Она на 16 метров выше знаменитой пагоды Шведагон в Янгоне.
Ступа была построена в 10 веке для хранения двух волос Будды. Ее изначальная высота была всего 21 метр.
Ступа со всех сторон окружена храмами, святилищами, павильонами, беседками. Здесь всегда многолюдно. Регулярных богослужений как в христианских церквях здесь нет. Каждый буддист должен заботиться о своем спасении и достижении нирваны самостоятельно.
Согласно учению Будды этого можно достичь только с помощью медитации и праведного поведения. Но многим хочется простых и ясных рецептов, гарантирующих результат с меньшими усилиями.
Чаши для приема пожертвований часто устраивают как карусель в парке аттракционов. Тогда, бросая деньги, можно заодно и поупражняться в меткости. А если удастся попасть в движущуюся мишень, то шансы на то, что загаданное вами желание исполнится, многократно возрастают.
Колокол также служит не для сбора людей на службу, а для того, чтобы привлечь внимание богов к своей собственной персоне.
И конечно, в Баго, как и в любом городе Мьянмы самый широко применяемый способ улучшения кармы — это кормление монахов.
В монастыре Кха Кхат Вайн эту процедуру превратили в настоящее шоу для туристов. Каждый желающий может зачерпнуть из огромного бака миску риса и наградить им одного из монахов. Самые набожные одаривают монахов еще и деньгами.
На стол бирманцы сразу ставят всю еду, перемены блюд нет. К общей миске риса, в центре стола, выставляется множество маленьких мисочек, в которых салаты, овощи, закуски, бульон, основные блюда, рыба, приправы, фрукты. Платить нужно только за то, что реально съел.
Дворец Канбавзатхади был построен в середине 15 века и состоял из 76 залов. В конце того же века он сгорел до тола. Его восстановили только в 1990 году на основании археологических раскопок и рисунков в древних манускриптах.
Именно так он, как полагают, и выглядел. Срубленный из тика и покрытый золотом от основания до вершины дворец был зримым символом богатства Бирманской империи в зените ее могущества. Из оригинальных вещей сохранились только фрагменты деревянных колонн 16 века. Все остальное — копии.
Гигантский лежащий Будда Шветхалиаунг, длиной 155 метров и высотой 16 метров, был построен в конце 10 века.
В 1757 году статуя была разрушена и вплоть до 80-х годов 19 века лежала в руинах. Неподалеку в 2002 году построили еще одного лежащего Будду — Будду Миа Тха Ляунг, длиной 82метра.
Врелигиозном комплексе Кьякпун Пайя есть сразу четыре гигантских сидящих спиной друг к другу статуи Будды. Согласно легенде, их поставили на деньги четырех сестер. Считалось, что если одна из них выйдет замуж, то соответствующая ступа развалится. Так и произошло. Во время землетрясения 1930 года одна из статуй развалилась, обнажив кирпичный каркас. Вышла ли замуж хотя бы одна из сестер, неизвестно.
Экскурсия по городу заканчивается у пагоды Махазеди. В 1560 году в ней захоронили зуб Будды, принесенный из Шри Ланки. Однако, через пятьдесят лет реликвию перевезли отсюда на север в Сагаинг.
Вид сверху замечательный. Но подниматься сюда по лестнице разрешено только мужчинам.
Баго стоит на шоссе Янгон — Мандалай. Все автобусы здесь — проходящие. Время их появления можно рассчитать только приблизительно. Все зависит от пробок на выезде из Янгона.
Автобусы большей частью старые, но с мягкими сиденьями, кондиционером и видео. На дальнее расстояние они обычно отправляются днем или вечером, а прибывают утром. Спать на ходу, сидя в кресле, не очень удобно. Но время экономится.
Промучившись всю ночь, рано утром мы прибываем в город Няунг Шве в штате Шан.
Отсюда начинаются лодочные экскурсии по озеру Инле.
Маршрут стандартный — плавучие огороды, храмы, ювелирные мастерские, текстильные фабрики, сувенирные магазины… Цены тоже у всех примерно одинаковые.
Озеро Инле лежит на высоте 875 метров над уровнем моря. При ширине до 10 км озеро растянулось на 22 километра. Но глубина всего лишь от 3 метров в сухой сезон до 5 метров в сезон дождей.
Способ передвижения здесь только один на моторной лодке.
На озере и ближайших окрестностях живет около 70 тысяч человек народности интха. Они ловят рыбу, выращивают овощи, фрукты, цветы, занимаются народными ремеслами. А в последние годы все больше людей переключается на обслуживание туристов. Даже рыбаки уже не столько рыбачат сколько позируют. А потом клянчат чаевые.
Дома в «Азиатской Венеции» строят прямо на воде, на сваях, а по улицам как по венецианским каналам проносятся моторные лодки.
Даже сельским хозяйством здесь занимаются не выходя на берег. Искусственные плавучие плантации сделаны из корней гиацинта и водорослей. Переплетенный корнями растений плодородный грунт не тонет благодаря обильным воздушным пузырькам между корнями и между более легкими, чем вода, частицами почвы, древесными остатками, комочками перегноя.
На грядках выращивают капусту, салат, горох, фасоль, сою, рис. Огород у шанов коллективный: всей деревней сажают овощи, вместе за ними ухаживают и убирают.
На сваях стоит и ткацкая фабрика. Здесь продолжают делать ткани по традиционной технологии, с использованием нитей из стеблей лотоса.
Листья этого растения также идут в дело.
Пагода Пхаунг До У Куанг - самый большой храмовый комплекс озера Инле. Главная святыня — пять статуэток Будды. Они покрыты таким толстым слоем золотых пластинок, что о первоначальной форме остается только догадываться. И каждый паломник стремится добавить к ним еще и свой миллиграм.
Второй по популярности монастырь называют «Монастырем прыгающих кошек». В основанной в середине 19 века обители монахи додумались дрессировать животных, чтобы привлечь к себе внимание туристов. Слава о чудесных цирковых представлениях разнеслась далеко за пределы округи.
Теперь в монастыре всегда много народу. Кто приходит просто помолиться, кто на кошек посмотреть. И все делают пожертвования. На них монастырь и живет.
Только "официальная" часть штата Шань контролируется правительственными войсками и разрешена для посещения иностранцев.
«Независимость» государства Шань была провозглашена опиумным наркобароном Кун Са в начале 90-х годов, но в 1996 столица мятежников Хомонг был занят правительственными войсками, а Кун Са "арестован" и сослан в Янгон. Тем не менее положение на территории Шань остается очень нестабильным и в любой момент тлеющая гражданская война может вспыхнуть опять.

Очередной ночной автобус, и рано утром мы прибываем в Баган.
Города как такового здесь нет - только аэропорт, междугородный автовокзал, железнодорожный вокзал, несколько деревень и огромная археологическая зона с тысячами больших и маленьких пагод
Руины древнего города Паган занимают площадь около 40 км². Самый простой и быстрый способ увидеть все и сразу — полет на воздушном шаре.
Пешком ходить смысла нет. Значительно удобнее взять в аренду запряженную лошадью повозку, велосипед или мотобайк.
В последние годы здесь появился и новый экологически чистый вид транспорта — электрический байк. Заряда хватает для того, чтобы целый день кружить по руинам.
Предками нынешних бирманцев были племена «западные цянь». Во II тысячелетии до н.э. они жили в долине реки Таохэ, неподалеку от современного Ланьчжоу, в нынешней китайской провинции Гуаньсу. Под давлением ханьцев цяни отступили вначале в Тибет, а затем в Сычуань.
С середины IX века цяни стали проникать в долины Бирмы, где стали известны под самоназванием мьямма. Центром их сосредоточения стал город Паган, уже в 850 году обнесенный стеной.
Во второй половине XII века Паганское государство подверглось нападению с Шри Ланки, а в следующем веке начались внутренние раздоры и набеги горных племен.
В 1277 году монгольский наместник Юннани выслал против бирманцев отряд, в составе которого был великий венецианский путешественник Марко Поло. В верховьях Иравади произошла битва, в которой бирманцы потерпели сокрушительно поражение. Король Кансу III бежал, но вскоре был убит.
В 1289 году монголы посадили на трон принца Руйнасьяна и покинули Бирму, но королевство Паган так и не смогло оправиться от такого сокрушительного поражения и стало постепенно слабеть и разваливаться. Последнее упоминание о нем относится к 1369 году, когда его правители уже не имели никакой реальной власти.
Город тихо зарастал джунглями. До наших дней дошли лишь каменные и кирпичные здания: храмы, пагоды, ступы, монастырские строения, а жилые здания в том числе и дворцы, строившиеся из дерева, не сохранились.
Процесс реставрации растянулся на десятилетия и продолжается до сих пор. Зачастую храмы приходится восстанавливать по два-три раза.
Землетрясения случаются здесь с завидной регулярность. Сильнее всего город пострадал в 1975 году. В 2016 году также сильно трясло. Пострадали 185 храмов, 15 из них очень сильно.
По легенде, в окрестностях Багана было построено 4 миллиона 445 тысяч 633 пагоды. До наших дней дошло не больше пяти тысяч. Возможно расхождение объясняется не только слабыми математическими познаниями древних бирманцев, но и тем, что многие пагоды были разрушены. Большую часть из них во времена монгольского нашествия разбирали на кирпичи, необходимые для постройки крепостей и оборонительных сооружений.
Архитекторы предпочитают делить все бирманские храмы на две большие группы: на храмы с одной осью симметрии и с двумя.
Чаще всего храмы имеют симметричную форму. У них четыре алтаря и четыре входа, ориентированных по сторонам света, разрисованные фресками длинные коридоры.
Большие храмы обычно сооружались силами всего государства по приказу монарха, а маленькие строились членами королевской семьи, сановниками и богатыми людьми в ознаменование какого-либо события или с целью заслужить благоприятное перерождение.
Пагода Швезигон Пайя, основанная в конце XI века — самое большое сооружение на территории Багана. Центральная ступа стоит на трёх больших террасах, возведёных на восьмиугольном многоступенчатом цоколе.
Основание центральной ступы окружает ряд бронзовых "райских деревьев" с золотыми листьями, установленных на ступах, сделанных в форме священных сосудов "каласа". Древнее предание утверждает, что они росли на земле во времена Золотого века человечества, и их плодами были все необходимые людям вещи.
Бирманские буддисты считают, что строительство нового монастыря или пагоды – лучшее вложение в благополучие в будущей жизни. На них денег не жалеют. И сейчас не редкость увидеть великолепные сияющие золотом и драгоценными камнями ступы в окружении сколоченных на скорую руку домишек, жители которых тратят все свои деньги на покупку сусального золота, необходимого для украшения статуй и пагод.
Помимо буддизма тхеравады, в Мьянме широко распространен анимизм – вера в природных духов.

Из Багана мы уезжаем в город Пью на поезде. Расстояние всего около 250 километров, но ехать придется всю ночь. Поезда здесь ходят очень неспешно. Но и проезд на них стоит очень дешево.
4800 километров узкоколейных железных дорог связывают между собой 737 станций. На некоторых линиях до сих пор работают паровозы. Поездов много, но все они старые и медленные. Расписание только приблизительное, и многочасовые опоздания совсем не редкость.
Вагоны бывают трех типов: купейные, сидячие - с самолетными креслами и обычные с деревянными лавками.
Мьянма с каждым годов все больше и больше открывается для иностранцев. Но до сих пор во многие районы вход запрещен. Зачастую только из окна поезда и можно разглядеть настоящую бирманскую глубинку.
В город Пью поезд не заходит. Станция Шветекар находится в пяти километрах к востоку от города, недалеко от руин города Теракеттая.

В III веке до н. э. Китайское царство Цинь разгромило государства Ба и Шу в среднем течении реки Янцзы. Это, а также последующая экспансия империи Хань вызвали волну миграции тибетско-бирманских племён, достигшую речных долин Центральной Мьянмы. Племена пью основали в долине Иравади ряд поселений.
В 4 веке н.э. на территории Бирмы возникло первое государство — Шрикшетра. Его столицей был город Тарекеттая. По легенде он был основан мифологическим царем Дуттабаунгом в 443 году до нашей эры.
По сообщениям китайских очевидцев, столица Шрикшетры была обнесена двойным кольцом стен, облицованных керамической плиткой, и окружена выложенными кирпичом рвом. Внутри городских стен наряду с жилыми домами и храмами находились рисовые поля, сады, огороды, водоёмы
Первые раскопки начались в 1903 году еще при англичанах. Но идут они очень неспешно. В 1991 году на руинах дворца нашли золотые, бронзовые и каменные скульптуры с надписями на санскрите и пали, а также золотые пластинки с текстами религиозного содержания.
Большую часть территории города по-прежнему занимают крестьянские поля, деревни и пруды. Только кое-где можно увидеть разбросанные в тут и там кирпичные индуистские храмы и ступы.
Туристы попадают сюда очень редко. Формально вход на руины платный, но билетная касса не действует и никакой охраны нет.
Самое высокое и лучше всего сохранившееся сооружение - ступа Баубаугий Пайя, высотой 45 метров. Это же и самое древнее здесь здание.
Первая ступа на этом месте появилась здесь уже в 4 веке и стала прототипом при сооружении аналогичных сооружений всей стране.
Руины не пользуются большой популярностью у туристов. Общественный транспорт сюда не ходит. Добраться до города можно или пешком или на попутке. К счастью, с автостопом здесь проблем нет. Подвозят здесь на всем, что движется.
Современный город Пью был основан на берегу реки Иравади в 12 веке как важный торговый центр. При англичанах здесь находилась штаб-квартира Иравадийской флотилии. В 1877 году сюда из Янгона провели одну первых в Мьянме железнодорожных веток.
На самом лучшем месте — на вершине холма в центре города - стоит храмовый комплекс Швезандо Пайя.
Центральная ступа всего лишь на 1 метр, но все же выше ступы Швезигон в Янгоне.
Швезандо Пайя пользуется большой популярностью у паломников. Здесь всегда людно и днем, и ночь. Многие приходят по утрам, что встретить здесь рассвет.
С пагоды открывается вид на центр города. А на противоположном холме видна гигантская статуя Будды, высотой с 10-этажный дом.
Центр города задает разворотный круг. В центре установлена позолоченная конная статуя национального героя Бирмы генерала Аунг Сана. После освобождения от британского владычества он стал первым правителем независимой страны. Сейчас его дочь — лауреат Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи — занимает пост премьер-министра Мьянмы.
В 15 км к югу от Пью в городке Шведаунг находится популярный у паломников религиозный центр Швемиетман Пайя или «Пагода золотых очков».
В одном из многочисленных храмов, построенных на территории огромного по площади религиозного комплекса, установлена статуя Будды … в очках. Не совсем каноническое изображение, зато оригинальное. А это как раз то, что и привлекает сюда паломников. Считается, что такая необычная статуя должна обладать чудесными магическими свойствами.
Город Пьин-У-Львин был основан англичанами в 1896 году. Его назвали Мэймио в честь полковника Мэя, командовавшего Пятой Бенгальской пехотной дивизией. Сюда чиновники из британской администрации приезжали из Мандалая, чтобы немного отдохнуть от тропической жары в более привычном климате.
После строительства железной дороги Мэймио стал летней столицей Бирмы. И оставался ей вплоть до окончания британского колониального владычества в 1948 году. До сих пор здесь сохранилось много построенных при англичанах зданий, церквей и особняков.
Пеик Чин Мяунг — крупный буддистский пещерный храмовый комплекс. Внутри тепло и очень влажно. Дорожка проложена вдоль подземного ручья мимо многочисленных статуй Будды, его учеников и священных животных.
По большей части пещера хорошо освещена и легко доступна. Можно пройти и босиком, и без фонарика. Проходу мешают только многочисленные посетители, между которыми приходится протискиваться.
Рядом с деревней Анисакан плато обрывается в заросший лесом гигантский амфитеатр. В него падают несколько рек, образуя водопады. Самый большой из них — грандиозный трехуровневый водопад Дат Тау Гияк. К его основанию ведет длинная дорога. Для машин она слишком крутая.
Водопад лучше всего смотрится в разгар сезона дождей. Но в это же время дорога к нему становится практически непроходимой. Даже в сухой сезон спускаться вниз предстоит не меньше 40 минут, а потом полтора часа подниматься назад.
У основания водопада есть маленький бассейн, в котором купаться запрещено, и маленькая буддистская пагода.
Из Пьин-У-Львина в Сипо можно доехать на автобусе. Но большая часть туристов предпочитает воспользоваться поездом. Этот участок дороги считается очень живописным.
Железнодорожный виадук Готейк построен в 1900 году по английскому проекту, но из американской стали. По дну каньона идет дублирующая ветка. Ее проложили на случай разрушения виадука. Но она ни разу не использовалась и полностью заросла джунглями.
Сипо раскинулся в живописной долине реки Духтавади, со всех сторон окруженной высокими холмами. Река дает жизнь городку и питает рисовые поля в расположенных по соседству деревнях.
На закате все туристы поднимаются на холм Будды к пагоде Тхейн Даунг.
Маленький сонный городок раньше был резиденцией династии шанских князей.
Центр застроен в начале XXвека. Тиковые монастыри, кирпичные ступы и бывший княжеский дворец находятся на северной окраине города в районе который называют «Маленький Баган».
Монастырь Маха Нанда Кантха известен как Монастырь Бамбукового Будды. 150-летняя статуя сплетена из покрытых лаком полосок бамбука. Но сверху она покрыта тонким слоем золота.
Сильно разрушенные и заросшие густой растительностью древние кирпичные ступы напоминают уголок камбоджийского Ангкор-Вата.
Святилище Сао Пу Сао Най посвящено духам-натам, покровителям Сипо.
Приезжать в Сипо стоит не только и даже не столько ради самого города. Значительно интереснее прогуляться пешком по окрестностям — по рисовым полям и деревенькам. В каждом гестхаусе предлагают квалифицированных гидов. Но ходить можно и самостоятельно. Хотя в этом случае и есть риск заблудиться.
В Сипо начинаются многодневные трекинговые маршруты. Но сейчас они для иностранцев закрыты. На территории Мьянмы действует около 100 незаконных вооруженных формирований, 40 из них — на территории штата Шан. И сейчас очередной период обострения отношений между ними и правительственными войсками.
Официально монахи не могут обладать собственностью. Но, как показывает практика, бывают и исключения.
Торговый городок Лашо находится на территории штата Шан, в 170 километрах от границы Китая. Приграничная торговля кипит. Повсюду забитые китайскими товарами магазины и рынки. На улицах много китайцев, повсюду встречаются китайские храмы. Со времен английского колониального владычества сохранились и церкви.
В нескольких сотнях метров от междугородного автовокзала на вершине холма стоит гигантская Пагода Мансу. Она выглядит как только что построенная, но была основана уже два с половиной века назад.
Мандалай был основан в 1857 году королем Миндоном, предпоследним королем Бирмы, и назван в честь холма Мандалай.Крепостные кирпичные стены, высотой 8 метров и шириной три метра, окружали квадрат площадью 3.2 км, а вокруг них шли рвы с водой, шириной 70 метров и глубиной три метра. В центре стоял роскошный королевский дворец, вернее целый королевский город, по традиции сделанный из дерева.
Во время кровопролитных боев в марте 1945 года между наступающими британцами и индусами и отступающими японцами, он полностью сгорел. Остались лишь чертежи, фотографии, рисунки. По ним и восстановили город, но уже из цемента и алюминия.

Старый центр города имеет четкую структуру и прямоугольную планировку. Идущие с севера на юг улицы имеют номера с 50 до 90-го, а с востока на запад - с 1 до 45. Большинство гостиниц находится всего в нескольких кварталах к юго-западу от дворца.
Отпристани на 26-й улице каждое утро ровно в девять часов отправляется лодка в поселок Мингун, расположенный в 10 километрах выше по течению Иравади.
Гигантскую кирпичную ступу стали строить по приказу короля Бодопайа в 1790 году. Он хотел сделать ее самой большой в мире, но за 39 лет двадцать тысяч араканских рабов успели возвести только основание ступы. Если бы ее достроили, она была бы высотой 150 метров.
После смерти короля его наследники не решились продолжить строительство, а землетрясение 1838 года разрушило и основание.
Перед развалинами ступы стоят два огромных льва, также поврежденные землетрясением, а вокруг – несколько изящных храмов и ступ.
Колокол отлили в 1790 году на одном из близлежащих островов Иравади. К месту установки его доставили на двух баржах по специальному каналу. Уровень воды подняли, и колокол подвесили на нескольких толстых бревнах. После этого баржи увели, а канал засыпали.
Землетрясение 1838 года разрушило не только ступу, но и подвеску колокола. Около ста лет пролежал он на земле. Сейчас он висит на стальных балках, покоящихся на железобетонных столбах.
Мингуинский колокол весит около 90 тонн и считается самым большим действующим колоколом в мире. Чтобы извлечь полноценный звук из этого исполина, в него ударяли подвешенным рядом тиковым бревном.
Храм Махамуни стоит в южной части Мандалая, у пересечении 82-ой и 45-ой улиц и считается самым святым объектом Верхней Бирмы.
Сюда в 1784 году из покоренного Араканского королевства привезли уникальную статую Будды, при сооружении которой, по легенде, присутствовал сам Будда Шакьямуни. Хотя, по мнению историков, она создана не раньше, чем через 100-200 лет после его смерти.
Статуя пользуется огромным уважением со стороны бирманских буддистов. Каждое утро главный монах проводит ее ритуальное омовение, чистит зубы, а паломники на протяжении целого дня прикрепляют к ней золотые пластинки. Сейчас их слой достигает уже 16 сантиметров и продолжает постоянно увеличиваться.
Статуя стоит на возвышении, куда могут подниматься только мужчины. Женщины могут лишь смотреть на нее с почтительного расстояния.
Холм Сагайн находится на противоположном от Мандалая берегу реки Иравади. Пикапы отправляются с остановки, расположенной на 84 улице, между 30-ой и 31-ой улицами.
Монастырями и храмами застроена гряда тянущихся вдоль реки Иравади холмов.
Сагайн с 1315 по 1364 год был столицей независимого шанского королевства, возникшего после распада Паганского царства. А в краткий период с 1760 по 1763 год столицей Верхней Бирмы. Позднее город потерял свое политическое значение. Но и сейчас он считается духовной столицей Мьянмы.
Здесь в монастырях постоянно живут тысячи монахов и студентов престижного Мирового Университета Будды Тидаду. Сюда каждый год приезжают миллионы паломников со всей страны.
Пагода Сун У Понья Шин или «Изумрудная пагода» стоит на вершине 240-метрового холма Нга-Па с Восьмого века.
В Мандалае завершается наше путешествие по Мьянме. А проект «Мир без виз» продолжается. Впереди новые путешествия по безвизовым для россиян странам.








Что нужно знать и уметь, чтобы идти в пеший поход?

Турция: долина Ихлара и Гюзелюрт

Непал: Культурный трек долины Катманду

Вебинар «Кругосветные путешествия»